Фото Марии ДУБОВСКОЙ
«ЗН» проводит экскурсию по Музею археологии и этнографии Алтая.
Совсем скоро Новый год – год Дракона. «ЗН» заглянула в Музей археологии и этнографии Алтая, чтобы разыскать останки этого существа. Увы, останков не нашлось. Зато директор музея Ярослав Владимирович Фролов рассказал нам о черепе шамана, перчатке с клыками медведя, бронзовых и золотых серьгах, статусном наконечнике копья и необычной литейной форме.
Бронзовый наконечник копья
В экспозиции представлен бронзовый наконечник копья сейминско-турбинского типа. Его нашли в могильнике Калистратиха III, в Калманском районе Алтайского края. В конце III – начале II тыс. до н. э. начинается широкое распространение колесниц, в том числе и на Алтае.
Непосредственно самих колесниц у нас не найдено, но есть многочисленные наскальные изображения, где представлены их рисунки разных видов и типов. Наконечники подобных копий иногда сопровождались специальными крюками, которые использовали для управления запряженных в колесницу животных. Такие изделия редко можно найти в погребениях, так как такие наконечники – статусный предмет «колесничих», которые были элитой бронзового века.
«Перчатка шамана»
Расколотые клыки медведя, являющиеся деталью шаманского костюма – украшениями «перчатки» или рукава, были найдены так же в Нижнетыткескенской пещере.
Перчатка была найдена в том же захоронении, что и череп. Причем вот что интересно: умерший был положен в могилу в расчлененном виде, что указывает на то, что захоронение было не обычным, а ритуальным. Так хоронили людей, которые имели особый статус в древнем обществе. В этом захоронении было найдено много предметов: наконечники стрел, рыболовные крючки, костяные изделия и… расколотые клыки медведя, что позволило Артуру Леонидовичу Кунгурову предположить, что, скорее всего, здесь захоронен шаман. Погребение датируется 5 тыс. до н. э., что делает его одним из самых ранних свидетельств наличия шаманизма на Алтае. Замечу, таких свидетельств о шаманизме, относящихся к эпохе неолита, крайне мало. Поэтому это погребение, прежде всего «перчатка» с расколотыми клыками медведя, – очень ценная находка.
Фрагмент литейной формы для отливки наконечника. Гипсовая реконструкция отливки
Литейная форма – случайная находка. Мы подготовили реконструкцию, сделанную из гипса, а также прорисовку варианта бронзового копья, которое отливалось в подобных формах. Такие формы были двух- или трехсоставные. Эта находка подтверждает, что Алтай в бронзовом веке был центром по производству орудий из меди и бронзы, которые распространялись по соседним регионам.
Антропологическая скульптурная реконструкция, сделанная по черепу шамана
Антропологическая скульптурная реконструкция головы сделана на основе хранящегося в музее черепа, который был обнаружен в погребении из Нижнетыткескенской пещеры в Чемальском аймаке Республики Алтай.
Сам череп был обнаружен во время большой экспедиции АлтГУ по аварийным исследованиям археологических памятников в зоне затопления Катунской ГЭС в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Реконструкция черепа же появилась в нашем музее совсем недавно, в сентябре 2023 года. Выполнил ее сотрудник института археологии и этнографии СО РАН, а также выпускник нашего университета, Дмитрий Владимирович Поздняков, известный своими многочисленными реконструкциями внешнего облика древнего населения Сибири. Инициатором создания реконструкции стал Алексей Алексеевич Тишкин – заведующий кафедрой археологии, этнографии и музеологии в нашем университете. Благодаря созданному портрету мы можем увидеть облик человека из Горного Алтая эпохи позднего неолита. К слову, в последних исследованиях генетиков выяснилось, что человек из Нижнетыткескенской пещеры был близок по происхождению к группам неолитического населения из Восточной Сибири, которое, в свою очередь, имело общих предков с американскими индейцами.
Пирсинг бронзового века
Следующий экспонат – реконструкция украшений из бронзы и золота андроновской культуры XVII–XV вв. до н. э.
В могильнике Фирсово XIV, который раскапывали в 1990-е годы сотрудники нашего университета, было найдено мумифицированное ухо с шестью бронзовыми и золотыми сережками: пять серег в полтора оборота и одна большая кольцевидная. Уникальность этого экспоната заключается в том, что благодаря окислам, которые появляются при коррозии бронзы, органические ткани, находящиеся рядом, мумифицируются. Так археологи смогли реконструировать способ ношения этих украшений. Раньше ученые полагали, что аксессуары прикреплялись к головным уборам: настолько тяжело представить столь массивные серьги в ушах.
Артем ФЕДОТОВ