Мода из комода

Сколько жизней у твоих джинсов?

Кастомизация, экотренды и секонд-хенды

Уже несколько лет остро поднимается вопрос о загрязнении окружающей среды. По статистике международной консалтинговой компании McKinsey&Company, к 2030 году выбросы парниковых газов из-за модной индустрии составят 2,7 миллиардов тонн в год, не говоря уже о том, что производство одежды включает в себя как энергетические, промышленные процессы, так и отходы. «ЗН» обсудила с дизайнером и преподавателем ИГН Дарьей Михайловной Замаевой экологические тренды, переработку и вторую жизнь вещей.

Уже несколько лет остро поднимается вопрос о загрязнении окружающей среды. По статистике международной консалтинговой компании McKinsey&Company, к 2030 году выбросы парниковых газов из-за модной индустрии составят 2,7 миллиардов тонн в год, не говоря уже о том, что производство одежды включает в себя как энергетические, промышленные процессы, так и отходы. «ЗН» обсудила с дизайнером и преподавателем ИГН Дарьей Михайловной Замаевой экологические тренды, переработку и вторую жизнь вещей.

– Поколение Z – главные потребители «быстрой моды». Насколько сильно она развита в Барнауле и какие проблемы за собой несет?

– На самом деле, «быстрая мода» – крайне актуальная в наше время проблема. Вообще, все, что связано с fast, (фастфуд, например), наносит вред: организму или, в случае с модой, окружающей среде. Современное поколение хочет одеваться стильно, не осознавая, что тренды сменяют друг друга с огромной скоростью. Из-за всеобщей доступности одежды из масс-маркетов люди в первую очередь теряют свою индивидуальность. Во-вторых, социальные сети транслируют идею, что каждый выход на улицу должен сопровождаться новым образом. Это очень влияет на подсознание молодых ребят, которые в итоге скупают вещи с полок магазинов в огромных количествах. Когда же тренд на ту или иную вещь проходит, вещи отправляются на свалки, загрязняя окружающую среду. Более того, из-за большого количества производимой одежды воздух отравляется производственными выбросами. Всего этого можно и нужно избегать. Один из способов – устойчивое потребление одежды, то есть покупать меньше вещей, но выбирать именно те, которые всегда будут в моде и которые прослужат долго.

– К слову о переработке одежды. Почему в нашем городе с ней настолько сложно? Как можно развить экологическую культуру в России?

– Идея переработки прекрасна. Но, к сожалению, в нашей стране она развита не так хорошо, как хотелось бы. Все это последствия неподходящей инфраструктуры. Я, как человек, который пытается вести осознанный образ жизни (что касается не только одежды, но и переработки отходов), недовольна тем, что у нас в городе сложно перерабатывать даже пластик, не говоря уже об одежде. Проблема также и в недостаточных знаниях об экологической повестке. В торговом центре Galaxy устанавливали боксы для одежды, которую потом раздавали нуждающимся людям. Но, к сожалению, люди начали думать, что это не боксы, а мусорные контейнеры. Как итог – акция оказалась не такой успешной, как ожидалось. Для многих людей сам концепт переработанной одежды звучит странно, поэтому нужно чаще об этом говорить и объяснять, что даже небольшой вклад крайне важен и что нужно начать в первую очередь с себя. Например, если вам нужно сдать одежду, можно обратиться в магазин «Облака»: дайте ей второе дыхание.

– В наше время мода – это не только одежда, но и высказывание. Расскажите об экотрендах в индустрии моды, насколько эффективно они продвигаются в России.

– Недавно Sela выпустила новую коллекцию, посвященную нетронутым уголкам нашей страны. На кофтах и футболках я заметила значки, означающие, что материал был переработан и реструктуризирован. Исходя из этого, главный тренд – переработанные ткани. Однако ценовая политика по отношению к таким вещам – чуть выше, чем к обычным. Следовательно, не каждый может позволить себе подобную одежду. Это говорит о том, что для нашей страны экомода – незнакомое «дорогое» понятие. Мне также нравится идея вещей-трансформеров, так как ты, по сути, покупаешь не одну, а сразу две, а то и три вещи, которые будут по-разному смотреться в образах. Но, опять же, цена немного кусается. Однако выход есть – кастомизация. Это очень интересно, ведь ты можешь создать вещь своей мечты своими руками, отталкиваясь от своего понимания искусства и вкуса. Например, в рамках своего бренда Nemichelle я работаю над коллекцией Muse, посвященной работам великих художников.

– А с чего можно начать свой путь в кастомизации?

– Каждый может разрисовать или перешить одежду, как ему хочется. В кастомизации нет правил, здесь все дозволено. Хочешь разрисовать сумку? Разрисуй! Хочешь перекроить платье, сделав из него абсолютно новую вещь? Попробуй, вдруг выйдет что-то интересное. Однако тут всплывает вопрос желания и возможностей каждого из нас. Если не хочется переделывать вещи своими руками, то всегда можно обратиться к ребятам, которые занимаются кастомом уже долгое время. Я знаю очень много студентов из нашего вуза, которые занимаются пошивом и переделыванием одежды, превращая базовые элементы гардероба в произведения искусства. Возвращаясь к моей новой коллекции, хочу сказать, что, по сути, я тоже занимаюсь кастомом. Но так как я, к сожалению, не умею делать корсеты, я начала обращаться к помощи других людей. По итогу я собрала креативных девушек с разных уголков России, чтобы они помогли мне воплотить мои идеи в жизнь.

Очень интересно объединяться с большой командой людей, ведь таким образом вещь получает не только вторую жизнь, но и смысл, который ты не ожидаешь увидеть.

Фото Марии ДУБОВСКОЙ

– Вы упоминали бренд Sela, когда говорили о компаниях, выпускающих одежду из перерабатываемого волокна. Назовите еще несколько коллекций или брендов, освящающих экоповестку.

– Вообще, экоповестку можно часто встретить в высокой моде. Например, Maison Margiela часто использует пластик в своих работах, создавая из него просто невероятные предметы одежды, которые хочется разглядывать часами. Если же говорить о повседневной моде, то стоит вспомнить коллекцию масс-маркета «Твое», созданную совместно с берлинским экобрендом EndlesLimited. Вся линейка одежды была сделана полностью из обрезков ткани, бракованных деталей и пластика. Из других российских брендов на ум приходят Petrichor и RamiKa. Ценовая политика чуть выше, чем в масс-маркетах, но вполне доступная. Мне также очень нравится идея маленького бренда «Шито-крыто». Они делают очень милые, недорогие, а самое главное – стильные и универсальные украшения из советской разбитой посуды.

– Отдельная тема – секонд-хенды.

– Скажу честно, к секондам я отношусь нейтрально. Если мы говорим о них как о феномене, то это невероятно хорошая идея. Более того, я сама была в питерских магазинах переданной другими одежды и была просто поражена тем, насколько сильно может быть развита эта культура. Очень много модной, необычной одежды в идеальном состоянии. И ведь такую одежду не найдешь ни у кого, ты будешь выделяться на фоне сделанных будто под копирку ребят, которые придерживаются fast-fashion трендов. Однако говорить о секонд-хендах в нашем городе чуть сложнее, так как они не настолько популярны в нашем регионе в целом. Конечно, найти что-то стильное в том же Stoker’е можно, но нужно ли? Проблема секонд-хендов, на мой взгляд, в том, что в регионах о них принято думать как о чем-то заведомо плохом. Как итог – найти секонды со стильной, неповрежденной одеждой в Барнауле тяжелее, чем в других городах. Отсюда мы возвращаемся к вопросу осознанного потребления – а нужно ли купить больше дешевых вещей не самого высокого качества или все же стоит купить одну-две вещи, которые прослужат не один год? Для меня ответ очевиден.

– Если бы у вас в кармане было пять тысяч рублей, на что вы бы их потратили?

– Я бы присмотрелась к вещам-трансформерам, о которых говорила выше. Не так давно увидела очень стильное пальто с отстегивающимися карманами, которое можно укоротить. По итогу за эти пять тысяч рублей ты покупаешь пальто, куртку и жилетку. Я бы также посетила гаражные распродажи, которые часто проводятся в нашем городе. Например, совсем скоро, 7 и 8 октября, пройдет экологический фестиваль «Гаражка». Там можно будет найти не только интересную, иногда даже кастомную одежду, но и бижутерию и украшения для дома, например.

Артем ФЕДОТОВ

303 просмотров