Гость номера

Скрипка – как женщина. Но капризнее

Студент 3-го курса направления подготовки «Музыкально-инструментальное искусство» ИГН Павел Гузь и струнный оркестр АлтГУ «Камерата» получили заслуженный Гран-при в музыкально-исполнительском направлении конкурса «Студенческая весна на Алтае. Феста – 2023». Не зря, получается, Паша написал целое произведение!

– Участвовать в «Фесте» каждый год уже стало традицией. И в этот раз я решил попробовать написать произведение специально для этого конкурса. И с оркестром «Камерата» мы сыграли мою пьесу – фантазию на тему «Очи черные» для скрипки с оркестром. Взял одну из самых известных тем, чтобы она была узнаваема. И писал в традициях отечественной композиторской школы, где особое место занимают обработки русских народных песен, а также добавил виртуозность эпохи романтизма. Сложность была в том, что фантазия обычно длится 6–20 минут (к слову, Концертная фантазия Чайковского для фортепиано с оркестром продолжается 20 минут), а на «Фесте» ограничение по времени – четыре минуты. Пришлось думать, как разместить и вступление, и тему, и проведение с каденцией в эти 240 секунд. Вроде, получилось. Потом собрал своих однокурсников, друзей и коллег в оркестр. Мы быстро отрепетировали и подготовились к выступлению.

– Сколько времени понадобилось на создание этой фантазии?

– Для записи понадобилось три дня, а вот на продумывание ушло чуть больше – пару недель. Вступление придумал быстро, потом к нему добавлял остальные темы, дополнял и даже урезал собственную фантазию. А еще неожиданно за неделю до конкурса мне пришла в голову новая тема – русская, размашистая, которую просто нельзя было не вставить.

– Сложно было писать?

– Было нелегко. Но в последнее время я много пишу. Получается это благодаря тому, что я много сам играю, а также ежедневно слушаю музыку разных композиторов. 90 % моего дня – это прослушивание музыки. Еще помогает игра в оркестре – видишь музыку изнутри и анализируешь.

Приходит по-разному

– Как приходит вдохновение?

– Всегда по-разному. Бывает, слышу произведение полностью: миниатюры для фортепиано или для скрипки. Некоторые пишу, исходя из темы. Услышал ее где-то или во время занятий получилось сыграть. Если говорить о пьесе на конкурс, то я сначала указал в заявке, что будет такое произведение для скрипки с оркестром – поставил себя в рамки. И потом уже начал его писать. Придумал тему на фортепиано, и мне сразу слышался оркестр целиком. Написал партию скрипки, а уже к ней потом аккомпанемент. Все приходило в голову постепенно.

– Бывает, что музыка снится?

– Да, тут всегда вспоминаю Берлиоза. Он говорил, что проспал свою лучшую симфонию: ему настолько хотелось спать, что он не встал и не записал ее. У меня тоже такое часто бывает: лень вставать и поэтому произведения не записываю. На протяжении учебы в колледже я пробовал что-то сочинять, но не получалось. А на 4-м курсе, после концерта А. М. Варгафтика, пришел домой в сильном потрясении. Помню, мне снилось трио. Тогда я его так и не смог записать, но понял, что этот навык нужно развивать. Для меня композиция – это отдушина. Когда что-то накипело или вдохновило, я беру в руки скрипку или сажусь за фортепиано – и начинаю сочинять. Именно в АлтГУ это стало постоянным делом. Сейчас у меня уже порядка 830 набросков в диктофоне от одной до шести минут.

– Как ты начал писать?

– Видимо, у меня была некая потребность в этом. Замечательный композитор Татьяна Алексеевна Чудова из Московской консерватории говорила, что если у человека есть потребность в сочинении музыки, ее нужно реализовывать. Выплескивать эмоции, проявлять талант. Может, это будут не выдающиеся произведения, как у Моцарта или Рахманинова. Но чем больше пишешь, тем больше вероятность того, что какое-то одно произведение оценят. Как «Чардаш» Витторио Монти – он написал много замечательных произведений, но заметили только одно.

– Это твоя мечта – чтобы заметили твое творение?

– Это, скорее, цель. Стараюсь писать много музыки, находить новые звучания. Сейчас мы очень хотим попасть на всероссийский этап Студвесны. Большая честь для нас представлять Алтайский край, и большое достижение для меня как композитора – сыграть свое произведение за пределами края. Также хотел бы выпускать свои сборники.

На что ты способен?

– С чего началось твое увлечение музыкой?

– У нас в Бийске на базе детского сада была музыкальная школа. Туда повели всех детей, кроме меня. Сказали, что я вряд ли на что-то способен. Это возмутило моих родителей, и бабушка позвонила в школу – узнать, какие инструменты там есть. В тот момент по телевизору крутили старую запись концерта В. Т. Спивакова. Вот я и выбрал скрипку – с этого началось постепенное вхождение в музыку.

Колледж – это база

– Лет до 12 я вообще не знал, что существуют колледжи и консерватории. Но потом к нам приехал с концертом Олег Аронович Абрин из музыкального колледжа. Тогда я увидел высокий уровень исполнения и захотел продолжать заниматься музыкой. Ездил потом к этому преподавателю на мастер-классы и готовился к поступлению. Когда поступил, в 2016 году, сложилось впечатление, будто я попал в Хогвартс! В обычной школе мало кто понимает и признает музыкантов. А тут, где все люди заинтересованы музыкой, где профессора с мировыми именами, где студенты побеждают в международных конкурсах… ходишь ошарашенный и видишь везде какую-то магию. Мне очень повезло поучиться у Олега Ароновича Абрина, Эдуарда Робертовича Лейкама, Александра Георгиевича Россинского (который сейчас ведет квартет им. Пеккера), Анны Александровны Галкиной. От каждого я получил что-то. И тот, кто я есть, – это их большая заслуга.

– Дальше – университет…

– А потом Алтайский госуниверситет, где можно процветать и развиваться. Частичка меня очень хотела остаться в родном крае, так и получилось. Я понимал, что у Анны Александровны я могу многому научиться, что Александр Георгиевич даст мне нужные знания и навыки. На первом курсе было непривычно и трудно: мир АлтГУ отличается от мира колледжа. Здесь много науки, но и творчество занимает не последнее место. Знаю, что в России мало университетов с музыкальным направлением. Со временем я нашел в АлтГУ много плюсов и много возможностей – та же «Феста». Также сейчас и меня, и наш квартет приглашают на многие мероприятия в вузе. Благодаря квартету на университетских мероприятиях создается впечатление высокого праздника. Музыкальную программу я подбираю сам в соответствии со спецификой и уровнем события. Играем часто польку Шнитке – нравится наблюдать реакцию людей.

– Какие особенности музыкального направления в вузе?

– У нас теоретические предметы проходят в узком кругу, так как поток студентов небольшой. А остальное время – это индивидуальные занятия с педагогом. Также важная часть – это часы, сутки самоподготовки. Все музыканты вынуждены большую часть дня, да даже скорее жизни, посвящать музыке. У меня на занятия музыкой отведено минимум 2 часа в день, а в среднем выходит по 4–6 часов. Просыпаешься – и сразу берешь в руки скрипку.

– Что для тебя скрипка?

– Я играю на скрипке уже 16 лет – породнился. А сколько еще предстоит… Люди столько вместе не живут! Скрипка – это самая капризная женщина в жизни мужчины. Она не терпит, когда ты оставляешь ее надолго. Нужно постоянно за ней ухаживать, уделять время, заниматься. А после больших перерывов как будто начинаешь все заново. Еще играю на альте. Сейчас много времени уделяю фортепиано и жалею, что раньше столько времени ему не уделял.

– В каких еще конкурсах ты участвуешь?

– Во всероссийских и международных. Сейчас стало много онлайн-конкурсов. Недавно была «Французская весна» в Новосибирске, где участвовало 120 человек. А я взял лауреата II степени. Это был серьезный конкурс с сильными соперниками, было приятно их послушать.

Когда работа = хобби

– Я работаю в симфоническом оркестре филармонии. Репетиции каждый день, 6–7 дней в неделю, и каждую неделю концерты. Там я получаю колоссальный опыт, особенно когда выступаем с великими скрипачами. Много солистов и дирижеров приезжает, много интересных программ ставится. Например, недавно отыграли концерт современного композитора Александра Чайковского, всем очень понравилось. Скоро приедет Граф Шандорович Муржа, недавно приезжал Андрей Владимирович Баранов – он был удостоен I премии на конкурсе имени Королевы Елизаветы. Еще один плюс работы в оркестре филармонии – это поездки по России. Недавно ездили в Москву, где играли в лучших залах столицы: зал консерватории им. Чайковского и зал им. Светланова в Московском международном Доме музыки. Это был восторг! Находясь там, осознаешь: здесь ставились произведения Шнитке и Шостаковича, здесь сидели великие композиторы, а на этом органе играли лучшие органисты. Нам еще повезло услышать, как играют Франка на старинном французском органе. Просто потрясающее звучание – даже слезы потекли от красоты звука.

Будущее музыканта

– С детства хотел иметь свой оркестр, руководить квартетом или ансамблем – и путешествовать по всему миру. Думаю, рано или поздно стану преподавателем, но сейчас еще не наигрался вдоволь и в оркестре, и с оркестром. После окончания АлтГУ планирую поступить в магистратуру Новосибирской государственной консерватории. Буду развиваться в плане дирижирования и композиции. Многие говорят, что у музыкантов трудное будущее: они мало зарабатывают. Но нужно просто знать места! Есть оркестры, где платят хорошие деньги. Конечно, не секрет, что преподаватели получают мало. Зато солисты могут зарабатывать круглые суммы – хоть и добиться этого сложно. Чтобы стать солистом, нужно чуть ли не идеально играть, заинтересовать слушателя и преподносить что-то новое. Есть много хороших музыкантов, но мало тех, кто цепляет. Один из них – Ицхак Перлман, у которого потрясающе мягкий звук, плавное ведение. Так же у Давида Ойстраха – просто безупречная игра. Иногда думаешь: ну ошибись хоть разок, чтобы мне не так стыдно было играть! А также нужно побеждать в разных конкурсах – чтобы открыть двери в мир солистов.

– Чем ты занимаешься в свободное время – если оно есть?

– Смотрю сериалы, фильмы. Мой друг Даниил Климентьев сейчас подсадил меня на мюзиклы и рок-оперы: «Нотр-Дам де Пари», «Ромео и Джульетта, «Моцарт». Рекомендую фильм «Королевство полной луны», где идеально все: от картинки до музыкального сопровождения!

Александра СМОЛЯНИНОВА

Фото Алексея КОЗЕРЛЫГИ

Факт

Никогда не поздно начать изучать историю музыки. Рекомендую посмотреть видео музыковеда Михаила Семеновича Казиника. Как говорят, он «хватает тебя за галстук и заставляет слушать Баха» – невероятно рассказывает о музыке, погружает в разные эпохи.

786 просмотров

Related posts

Ледниковый период

Когда глаза горят: наш гость – ученый ИХиХФТ Юлия Владимировна Терентьева

Прикоснуться к звездам