В Алтайском госуниверситете запущен проект, созданный для профессиональной поддержки преподавателей и молодых ученых, – «ПрофПоддержка: видеохелпер по научной деятельности». На платформе собраны видеорешения по самым популярным темам – от поиска журнала в базе данных Scopus до регистрации объектов интеллектуальной собственности. Корреспондент «ЗН» поговорил с создателем проекта ведущим инженером отдела информационно-технического обеспечения научно-образовательной деятельности АлтГУ Максимом Викторовичем Белоруковым и узнал историю появления проекта и его дальнейшие перспективы.
Максим Викторович уже много лет занимается подсчетом различных научных показателей – служебный долг. Он пытается находить решения для более точного и простого подсчета, анализа и аналитики научных работ, чтобы облегчить повседневную работу. К Максиму Викторовичу, как эксперту в этом деле, многие обращались за советами, и инженер решил, что нужно транслировать свои знания в этой области не только тем, кто знает его лично, но и всем желающим. Для этого и создан видеохелпер.
– Бывало, что я рассказывал людям по несколько раз одно и то же, – поделился предысторией Максим Викторович. – Например, поиск показателей по их различным запросам, помощь с поиском информации о журнале, как разместить недостающую публикацию в базе данных и так далее. Поэтому я решил, что нужно сделать справочник, но не в текстовом формате, потому что это не настолько популярно, сейчас все смотрят видеоролики. Я решил реализовать этот проект по программе «Приоритет-2030» , получил финансирование и начал работу. Как я понял в процессе реализации, много кому интересен такой формат, и некоторые очень ждали, когда я закончу работу, чтобы применять ее в своей практике.
Максим Викторович работал не один – его коллегой был Алексей Сергеевич Кащенко, директор центра трансфера технологий и управления интеллектуальной собственностью АлтГУ.
– Изначально у нас была большая команда, но в процессе различных особенностей подготовки документов и конкурса на «Приоритет-2030» нас осталось двое: я, как руководитель, и Алексей Сергеевич Кащенко, как соисполнитель. Мы вместе начали реализовывать этот проект, распределили обязанности. Он взял на себя работу с сотрудниками, чтобы узнать у них информацию, я – создание самой платформы, видеороликов и остальной технической составляющей. По проектному приказу мы начали работу в конце июня, тогда я активно начал заниматься проектом. Очень много времени заняло написание сценариев и монтаж видео, потому что для их создания нужно было получить некоторые компетенции, чтобы подойти к этому процессу грамотно. Первая трудность возникла с тем, чтобы понять, из каких частей состоит ролик информационно-обучающего характера. Пришлось много читать, смотреть, как делают подобные видео другие люди. Только после изучения этого пласта информации я принялся за создание роликов, на которое у меня ушел не один месяц, закончил их создавать я только недавно. У меня не было большого опыта в создании видео, поэтому на каждый ролик у меня уходило примерно по шесть часов. Сейчас я получаю отзывы о том, что видеоролики сделаны грамотно, чему я рад, – рассказал Максим Белоруков.
На платформе видеохелпера есть 23 видеоролика, освещающие многие полезные для ученого темы: как поступить в аспирантуру и докторантуру в АлтГУ, подготовить диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук в АлтГУ, получить повышенную государственную академическую стипендию, зарегистрироваться в базе данных Scopus и многие другие.
– Когда мы формировали перечень тем, у нас их было больше, порядка 35. Но в процессе написания сценариев мы пришли к выводу, что часть тем повторяется в роликах по более укрупненным темам. Поэтому мы сократили их количество, чтобы не повторяться. А выбрали мы именно эти темы потому, что они наиболее востребованы и популярны как для молодых сотрудников, ученых и студентов, так и для маститых профессоров. Темы актуальны, все эти вопросы задают мне и моим коллегам. Но 23 видео не предел, их и может быть и должно быть больше, мы могли не уследить за какими-то темами. Но мы ждем обратную связь и сделаем еще видео, ведь этот проект не заканчивается на 23 видео, мы хотим, чтобы наш проект стал серьезным справочником-видеобазой. Сейчас наши видео научного плана, но если их посмотрят люди из других подразделений АлтГУ, например дирекции институтов, то мы, возможно, сделаем видеоролики, связанные с популярными вопросами в сфере образования, – подчеркнул Максим Белоруков.
Платформа будет регулярно пополняться. Но актуален ли проект сейчас, в самом начале его становления? Максим Белоруков говорит – да!
– Во-первых, сейчас все пытаются улучшить свои компетенции во многих сферах. Например, в АлтГУ – везде идет процесс цифровизации и студенты записываются на цифровую кафедру Digital Up. Поэтому наш проект будет востребован именно в цифровом формате – люди смогут 24/7 пользоваться видеоматериалами, в любой момент возвращаться к ним, повторять уже пройденный материал, тем самым повышать свои компетенции, – уточнил Максим Викторович.
Если на платформе нет интересующего вас решения, можете обратиться по данным контактам:
- 8 (3852) 291-252 (доб. 2);
- belorukov@mail.asu.ru
Мстислав ВЯЗАНЦЕВ
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА