Психолог объясняет

Катя, возьми телефон!

Как часто вы общаетесь с близкими или коллегами по телефону? Современные подростки, по наблюдениям социологов, стали массово отказываться от телефонных звонков и общаться только с помощью мессенджеров. Звонки у них вызывают сильную тревогу. В психологии для такого явления существует даже название – телефобия. Вместе заведующей кафедрой клинической психологии АлтГУ кандидатом психологических наук Анной Сергеевной Кузьминой разбираемся, только ли подростки подвержены телефобии и как с ней бороться.

Телефобия – одна из разновидностей социальной тревоги, это страх перед взаимодействием и коммуникацией с другими людьми. В настоящее время он связан чаще всего с тем, что люди имеют дополнительные способы коммуникации кроме личного общения – это различные мессенджеры. Работа в мессенджерах дает возможность подумать, подготовиться к ответу или удалить какое-то сообщение. В телефонном же разговоре приходится отвечать здесь и сейчас, минутно реагировать на имеющиеся вопросы и поддерживать контакт. Соответственно, чем реже человек совершает телефонные звонки, тем больше вероятность, что у него может появляться такой страх перед общением по телефону.

– Какие страхи могут проявиться в телефобии? Во-первых, это страх того, что меня не поймут, страх, что я скажу что-то не так. Во-вторых, страх, что мой голос будет звучать недостаточно четко или красиво. Есть люди, которые очень переживают относительно того, как звучит их голос. Например, те, у кого есть какие-то определенные речевые дефекты, непроизношение каких-то звуков.

Соответственно, все это вызывает дополнительное беспокойство. Причем чем это беспокойство больше, тем больше нарастает социальная тревога, – объясняет Анна Кузьмина.

Это расстройство наблюдается не только у подростков, но и у других возрастных групп, если эта деятельность для них малохарактерна.

Как бороться с телефобией?

Чтобы бороться с любым страхом, нужно в первую очередь начать совершать те действия, которые вызывают страх и тревогу. Анна Сергеевна рекомендует для начала оценить выраженность своего страха, например по шкале от 1 до 10, и составить список звонков тем людям, которые по этой шкале вызывают соответствующую степень тревоги. Например, 1 – совсем не страшно, 2 – уже напряженно, 3 – еще более напряженно. Начинать совершать телефонные звонки лучше с тех людей, которым вы не так сильно боитесь звонить. В этом случае важно к первому звонку приготовиться: спланировать, о чем предстоит говорить, и совершить звонок. После звонка необходимо оценить самочувствие, понять, подтвердились ли ваши страхи и опасения, действительно ли такой исход был негативный, как вы и ожидали.

– Если страхи не подтвердились, соответственно, человек понимает, что можно совершить и следующий звонок, например тому абоненту, который находится под двойкой на шкале страха. Так человек получает опыт взаимодействия по телефону, и его тревога снижается. Поясню: в ходе когнитивно-поведенческой терапии важно понять, какие убеждения заставляют чувствовать тревогу из-за телефонных звонков, насколько они рациональны и реалистичны. Наши убеждения изменяются, только когда мы преодолеваем свой страх, поэтому если человеку что-то мешает в жизни, нужно предпринять такие активные действия, – отмечает психолог.

Книга

Тем, кому интересна борьба с тревожностью в повседневных коммуникациях, Анна Сергеевна рекомендует обратиться к книге Томаса Ричардсона «Преодоление социофобии. Шаг за шагом».

Анна ЗАГОРУЙКО

329 просмотров

Related posts

Злейший враг дедлайнов

Весеннее обострение

Как понять тебя, подросток? Рассказывает психолог ИГН АлтГУ Татьяна Геннадьевна Волкова

Юлия Дильман