Как часто вы общаетесь с близкими или коллегами по телефону? Современные подростки, по наблюдениям социологов, стали массово отказываться от телефонных звонков и общаться только с помощью мессенджеров. Звонки у них вызывают сильную тревогу. В психологии для такого явления существует даже название – телефобия. Вместе заведующей кафедрой клинической психологии АлтГУ кандидатом психологических наук Анной Сергеевной Кузьминой разбираемся, только ли подростки подвержены телефобии и как с ней бороться.
Телефобия – одна из разновидностей социальной тревоги, это страх перед взаимодействием и коммуникацией с другими людьми. В настоящее время он связан чаще всего с тем, что люди имеют дополнительные способы коммуникации кроме личного общения – это различные мессенджеры. Работа в мессенджерах дает возможность подумать, подготовиться к ответу или удалить какое-то сообщение. В телефонном же разговоре приходится отвечать здесь и сейчас, минутно реагировать на имеющиеся вопросы и поддерживать контакт. Соответственно, чем реже человек совершает телефонные звонки, тем больше вероятность, что у него может появляться такой страх перед общением по телефону.
– Какие страхи могут проявиться в телефобии? Во-первых, это страх того, что меня не поймут, страх, что я скажу что-то не так. Во-вторых, страх, что мой голос будет звучать недостаточно четко или красиво. Есть люди, которые очень переживают относительно того, как звучит их голос. Например, те, у кого есть какие-то определенные речевые дефекты, непроизношение каких-то звуков.
Соответственно, все это вызывает дополнительное беспокойство. Причем чем это беспокойство больше, тем больше нарастает социальная тревога, – объясняет Анна Кузьмина.
Это расстройство наблюдается не только у подростков, но и у других возрастных групп, если эта деятельность для них малохарактерна.
Как бороться с телефобией?
Чтобы бороться с любым страхом, нужно в первую очередь начать совершать те действия, которые вызывают страх и тревогу. Анна Сергеевна рекомендует для начала оценить выраженность своего страха, например по шкале от 1 до 10, и составить список звонков тем людям, которые по этой шкале вызывают соответствующую степень тревоги. Например, 1 – совсем не страшно, 2 – уже напряженно, 3 – еще более напряженно. Начинать совершать телефонные звонки лучше с тех людей, которым вы не так сильно боитесь звонить. В этом случае важно к первому звонку приготовиться: спланировать, о чем предстоит говорить, и совершить звонок. После звонка необходимо оценить самочувствие, понять, подтвердились ли ваши страхи и опасения, действительно ли такой исход был негативный, как вы и ожидали.
– Если страхи не подтвердились, соответственно, человек понимает, что можно совершить и следующий звонок, например тому абоненту, который находится под двойкой на шкале страха. Так человек получает опыт взаимодействия по телефону, и его тревога снижается. Поясню: в ходе когнитивно-поведенческой терапии важно понять, какие убеждения заставляют чувствовать тревогу из-за телефонных звонков, насколько они рациональны и реалистичны. Наши убеждения изменяются, только когда мы преодолеваем свой страх, поэтому если человеку что-то мешает в жизни, нужно предпринять такие активные действия, – отмечает психолог.
Книга
Тем, кому интересна борьба с тревожностью в повседневных коммуникациях, Анна Сергеевна рекомендует обратиться к книге Томаса Ричардсона «Преодоление социофобии. Шаг за шагом».
Анна ЗАГОРУЙКО