Музыкант объясняет

Классик, романтик, реалист

Размышляем о классической музыке в честь 220-летия Михаила Ивановича Глинки

Музыка… Она льется из самой души! Благодаря ей мир услышал великих композиторов. В их числе – Михаил Иванович Глинка, которому в этом году исполнилось 220 лет. Значение Глинки и вообще отечественной классической музыки «ЗН» обсудила, разумеется, с музыкантом Анной Александровной Галкиной – скрипачкой, доцентом кафедры искусств АлтГУ, кандидатом философских наук, многократным обладателем почетных музыкальных наград.

– Анна Александровна, предлагаю начать с Михаила Ивановича, великого русского композитора. Как вы думаете, какова его роль в русской культуре?

– Очень часто Михаила Ивановича Глинку в музыке сравнивают с Александром Сергеевичем Пушкиным в литературе. Думаю, гениальность Михаила Ивановича – в его простоте. Он смог впитать лучшие традиции отечественной культуры, а также культуры Запада и Востока и воплотить все это многообразие в ясных, понятных слушателю формах, но без упрощения, свойственного массовой культуре. Все богатство мировой и национальной культуры Глинка смог выразить так, чтобы его музыка была понятна всем, даже людям без специального музыкального образования, как и стихотворения Пушкина, которые читают с юных лет. Ранняя русская опера сложилась до Глинки, но благодаря Михаилу Ивановичу зазвучала по-новому, выражая национально-героический характер и обращаясь к истокам устного народного творчества (сказкам). В операх Глинки появился образ народа, который иногда становился основным действующим лицом. Образ народа воплощает масштабное хоровое пение, характерное для русской традиции. А в жанре романса Глинка отразил лирические переживания героев, внимание к внутреннему миру человека. Михаил Иванович оказался между двух эпох, обобщив накопленный опыт предыдущих поколений и открыв своим творчеством новую эпоху – золотой век русской музыкальной культуры.

– Давайте поговорим о стилях Глинки.

– Глинка – классик, так как он писал музыку, используя классические музыкальные формы, характерные для европейской традиции. И – романтик, если говорить о выражении национального характера, обращении к внутреннему миру человека. Сюда же относятся и элементы фантастики, сказочные мотивы, например в опере «Руслан и Людмила». Эти две романтические линии – обращение к национальным традициям и отражение внутреннего мира человека воплотились впоследствии в творчестве композиторов петербургской и московской школ. После Глинки были Александр Порфирьевич Бородин с оперой «Князь Игорь», Модест Петрович Мусоргский с оперой «Борис Годунов», оперы-сказки Николая Андреевича Римского-Корсакова. Эти и другие композиторы петербургской школы продолжили национально-героическую, народно-сказочную линию. А в произведениях композиторов московской школы, например Петра Ильича Чайковского и последователя традиций московской школы Сергея Васильевича Рахманинова, отразились лирико-драматические переживания, внимание к внутреннему миру человека. При этом Глинка был и реалистом: его образы жизненны, правдивы. И это реалистическое изображение героев характерно для всей русской культуры XIX века вообще и для музыкальной культуры в частности. Глинка написал две оперы: «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила», произведения для симфонического оркестра, романсы, альбомы пьес для фортепиано, камерные произведения, например замечательное «Патетическое трио», которое мне посчастливилось исполнить. Также в составе струнного квартета «Классика» мы выступали на концертных площадках Барнаула и Алтайского края с великолепным певцом, к сожалению, уже ушедшим из жизни Владимиром Вороновым, исполняя романсы Глинки.

– Почему классиков признают уже после их ухода?

– Классика – это то, что испытано временем. Это не то, что популярно сейчас, а что прошло сквозь века. Пройдет 200–300 лет и станет ясно, кто теперь классик. Таких примеров среди композиторов много, например Антонио Вивальди, творчество которого было когда-то забыто, а теперь его исполняет весь мир. Или Иоганн Себастьян Бах, которого в наши дни боготворят даже, казалось бы, далекие от Баха по стилю джазовые музыканты, исполняющие импровизации на основе его интонаций. Музыка всех великих композиторов всегда получает новую жизнь.

– Не отходя от темы великих. Вы брали уроки у живого классика – известного скрипача и педагога Захара Брона…

– Вы правы, Захар Брон – легенда и советской, и вообще мировой музыкальной педагогики. Пройдя большой творческий путь, он создал легендарную скрипичную школу в Новосибирске, откуда под его руководством вышли известные сегодня музыканты: Вадим Репин, Максим Венгеров. Позже Захар Нухимович уехал в Германию, а затем стал профессором многих выдающихся европейских школ и скрипичной школы в Японии. Одним из его учеников был, например, весьма популярный в наши дни скрипач Дэвид Гаррет. Раз в три года маэстро Брон приезжал на международный конкурс скрипачей в Новосибирск, он же был одним из его организаторов. И вот мне посчастливилось трижды попасть к нему на мастер-классы, где я исполняла программу, а Захар Нухимович со мной занимался и давал ценные советы, как улучшить свою игру. Что запомнилось: Захар Брон – очень эмоциональный и требовательный человек с очень сильной энергетикой. Уже через полчаса занятия с ним ученик играет совершенно по-другому. Сам Брон рассказывал, что однажды увидел в прессе такой заголовок со своим интервью, где было сказано: «метод Брона – это метод товарища Сталина». А почему? Оказывается, Брона спросили, верит ли он в демократию? На что он остроумно ответил: «Если мне объяснят, что такое демократия в интонации и ритме, я отвечу, что да». И правда в этом есть. В искусстве важно быть требовательным к себе и не допускать расхлябанности.

– Анна Александровна, вы обладатель множества наград, в том числе международных. Что для вас значит быть награжденным?

– Награды не всегда отражают реальное положение дел. Есть люди, которые вносят значимый вклад, но при этом титулы прошли мимо них. Есть люди, у которых наград много, но на самом деле они не такие выдающиеся. Я отношусь к наградам скептически, но те, которые есть, для меня – знак почета, знак того, что мои музыкальные способности признало общество. Самая значимая из наград на сегодняшний день – благодарность Министерства культуры Алтайского края за многолетний труд и воспитание музыкантов. Мои ученики работают везде по Алтайскому краю: в музыкальных школах, в театрах, симфонических оркестрах. Кадры воспитала! (Смеется.)

– Музыкант на работе – музыкант и дома?

– В моей жизни так сложилось, что вся семья – музыкальная. Муж Михаил играет на тубе, работает в оркестре Культурного центра ГУ МВД России по Алтайскому краю, дочь Елена – на виолончели, дочь Татьяна – на кларнете и фортепиано, а дочь Мария – на ударных и учится вокалу. Таким семейным ансамблем мы записали поздравление к Новому году, сыграли собственные вариации на тему знаменитой новогодней песни «В лесу родилась елочка»! Но о музыке мы не говорим круглые сутки, на обычный отдых – прогулки, кафе и другие увлечения – время находим.

– Один из ваших научных интересов – музыкальный менеджмент. Как сочетается творчество с управлением?

– Основы музыкального менеджмента – это организация музыкальных мероприятий и управление музыкальным образованием. Мне в силу характера, наверное, приходилось организовывать множество концертов, фестивалей, конкурсов. Один из крупных: Международный фестиваль-конкурс молодых виолончелистов имени легендарного педагога Григория Ильича Пеккера. К тому же по долгу службы я уже второй год занимаю должность директора Барнаульской детской музыкальной школы № 2. Поэтому про музыкальный менеджмент знаю не только в теории.

– Анна Александровна, вы все же больше музыкант или преподаватель?

– Концертно-исполнительская деятельность – занятие для души. На основной работе я педагог и руководитель. Согласитесь, то, чем занимаешься каждый день, неизбежно становится рутиной. Поэтому сейчас мне больше всего нравится играть на скрипке и фортепиано. Как скрипачка играю в квартете «Классика», в трио «Настроение», в ансамбле «Ретро» и в оркестре «Симфоджаз». Принимаю участие в различных музыкальных проектах с известными музыкантами и коллективами города, с гастролирующими рок-группами. На фортепиано в качестве аккомпаниатора выступаю со своей дочерью Татьяной на престижных музыкальных конкурсах в разных городах нашей необъятной Родины. Считаю, что профессиональный музыкант должен уметь исполнять любую музыку хорошо: и классику, и эстраду, и джаз, и рок. Поэтому играю все! Мои любимые композиторы из классиков – Моцарт, Шопен, Рахманинов. А, например, из выступлений с рок-группами особенно запомнились концерты, где исполняли музыку Scorpions и Queen. А если говорить о преподавании – преподаю все равно с любовью. Ведь сложно ходить на работу только ради денег. К тому же преподавание – это передача опыта. Поделюсь такой мыслью: все мечтают о бессмертии. И, может, в физическом смысле это и не нужно, но в духовном смысле бессмертие – это то, чего можно достичь благодаря своим детям, ученикам и трудам. В учениках – продолжение тебя самого и твоего дела.

Эля ПЕТРЕНЕВА

15 просмотров