Слово директору

Можно поточнее?

50 лет институту математики и информационных технологий! 12 октября 2024 года в университете соберутся студенты, выпускники, преподаватели и друзья института. Евгений Владимирович Журавлев – выпускник математического факультета АлтГУ, доцент кафедры алгебры и математической логики, директор ИМИТ дал большое интервью «ЗН» по случаю юбилея института. Редакция газеты присоединяется к поздравлениям и желает математикам максимальной точности!

– С чего началась история института математики и информационных технологий? Каким стал институт сегодня по сравнению с началом его работы?

– Наш институт начинает свою историю с 1973 года, когда в Алтайском государственном университете появилась специальность «математика» на факультете естественных наук. В 1979 году его разделили на физический и математический факультеты. Первым деканом матфака стал почетный профессор АлтГУ Юрий Николаевич Мальцев. Затем в 2014 году мы стали факультетом математики и информационных технологий, а в 2020-м – уже институтом. Названия меняются, но математиков мы учим с самого 1974 года. Конкретно я поступил на факультет в 1995 году, когда было всего две специальности: «математика» и «прикладная математика». В настоящее же время у нас уже шесть направлений бакалавриата. Мы готовим математиков с фундаментальными знаниями в области математического анализа, дифференциальных уравнений, геометрии, алгебры и специалистов прикладной направленности на кафедрах теоретической кибернетики, прикладной математики, информатики. Наш факультет довольно разнородный.

В. С. Дронов

– Почему важно, чтобы математическое и IT-направления были соединены?

– Программирование на высоком уровне невозможно изучать без знания математики. Например, сейчас востребованы технологии искусственного интеллекта, есть спрос на анализ больших баз данных. Без знания статистики и математики получить компетенции в этой области невозможно. Отмечу, что «Яндекс» каждый год проводит набор в школу анализа данных. Чтобы туда поступить, надо сдать экзамен по математике – решить интеграл, найти ранг матрицы и так далее. Туда поступают многие студенты, обучающиеся на направлении «математика и компьютерные науки» – там математика сложнее всего. Многие выпускники этого направления как раз и работают в сфере анализа данных.

А. Г. Петрова

– Какие тенденции в развитии института вы считаете самыми важными?

– Замечу, что за 5 лет количество студентов в нашем институте выросло в два раза. В 2019 году было 400 человек, а в 2024 – почти 1000 человек. Увеличился набор на первый курс, раньше мы брали порядка 100 студентов, а сейчас 200. В магистратуру набор также увеличился в два раза, открылись новые образовательные программы – «программная инженерия» в бакалавриате и «инженерия искусственного интеллекта» в магистратуре. Наша самая главная задача по-прежнему дать качественное образование студентам и найти им хороших научных руководителей.

А. А. Папин

Из новшеств этого года у нас была открыта лаборатория дополненной реальности. Закупили оборудование в рамках программы «Приоритет-2030». Все желающие студенты АлтГУ приглашаются в лабораторию для выполнения проектов. Сейчас ребята занимаются проектом по изучению китайского языка и обучению сборке огнестрельного оружия с помощью технологий виртуальной реальности. Такие технологии можно использовать в совершенно разных областях, например в туризме. Мы можем снять видео в формате 360 градусов, а затем турист, прежде чем поедет в это место, сможет оценить его. Либо же человек захочет купить какую-либо вещь и, посмотрев на нее в виртуальной реальности, примет решение.

Л. А. Хворова

Эта технология уже хорошо развита в Китае, это в целом технология будущего. Совсем скоро такие шлемы VR станут доступны всем.

В этом году у нас был открыт новый профиль «Искусственный интеллект и умные технологии в агробизнесе» по направлению «программная инженерия», ее руководитель Елена Владимировна Понькина, заведующая кафедрой теоретической кибернетики и прикладной математики АлтГУ. 12 лучших студентов-инженеров были зачислены на эту программу и теперь обучаются в специально оборудованной аудитории – школе IT-превосходства Digital Up. Образовательная программа школы Digital Up позволит студентам углубленно изучить наиболее востребованные на IT-рынке языки программирования: Java, Java Script, C, C sharp, PHP, Python, R, Kotlin, React, 1C и продвинутые технологии. Кроме того, они под руководством наших индустриальных партнеров освоят новейшие информационные технологии анализа данных: компьютерное зрение, нейронные сети, байесовские сети доверия, технологии пространственного анализа, машинное обучение. Особенность программы заключается в том, что часть занятий будут вести индустриальные партнеры – DBA, «Сбер», «Эстесис», SolarLab и другие. Они же устраивают для наших студентов олимпиады, так недавно прошла олимпиада «Clean Code Cup – 2024» со спонсированием «Сбера». По итогам таких олимпиад наши студенты приглашаются на работу в те или иные компании. Хорошего работника видно еще во время студенчества. Так что еще одна из наших глобальных задач – это создание комфортных условий в Алтайском крае, чтобы лучшие выпускники оставались здесь работать.
Возможностей для самореализации у наших студентов очень много, например участие во всероссийских хакатонах и олимпиадах. В 2024 году в Нижнем Новгороде (НИУ ВШЭ) команда студентов ИМИТ приняла участие в финале Национальной технологической олимпиады по профилю «Технологии компьютерного зрения и цифровые сервисы» и заняла 7-е место, соревнуясь с командами из ведущих вузов России. А годом ранее наша команда победила в хакатоне ИТМО!

А. Н. Саженков

– Взаимодействует ли ИМИТ с другими институтами АлтГУ?

– В 2023 году на Московский студенческий DATA-Хакатон ездила сборная команда – студенты ИМИТ и ИЦТЭФ. Они заняли 4-е место из 16 команд в финале. Также у нас есть междисциплинарные исследовательские проекты, например, было создано мобильное приложение «Чуйский тракт – туристский меридиан Сибири», которое может быстро определять местоположение туриста и подсказать, какие достопримечательности находятся рядом. Проект занял третье место в номинации HOT SocTech на конкурсе «Лучшие проекты информатизации на Алтае имени Виталия Берегового».

Также и наши выпускники работают не только в ИМИТ, но в других институтах. К примеру, в ИГН цифровую культуру преподает наш выпускник Александр Лаас.

С. С. Кузиков

– Расскажите о вашей преподавательской деятельности. Как выстраиваете учебный процесс?

– Я преподаю в АлтГУ с 2001 года, сейчас я доцент на кафедре алгебры и математической логики. В 2000-е мне казалось, что я вел пары день и ночь, – до того их было много. Особенно на экономическом и физическом факультетах, в филиале в Камне-на-Оби. В настоящее время веду дискретную математику у студентов второго курса, у магистров теорию кодирования и криптографию, теорию колец. С последней дисциплиной тесно связаны мои научные исследования, в 2006 году в Новосибирске я защитил диссертацию о классификации конечных локальных колец. Как преподаватель, я вполне понимаю, что у студентов масса своих проблем. Это и стипендия, и место проживания… Не всегда получается учить материал вовремя и качественно. Поэтому мы стараемся идти навстречу. Лично я разрешаю приходить ко мне на консультации хоть каждый месяц, если видно, что человек действительно старается разобраться и сдать на хорошую оценку.

Н. М. Оскорбин

– Изменились ли студенты по сравнению с тем временем, когда вы сами были студентом?

– Замечу, что сама система образования стала сильно отличаться от той, что была в 90-е годы. Сейчас все резко ускоряется. Никто не смотрит длинные фильмы, не читает объемные книги. Сесть вечером после занятий, открыть томик математического анализа и изучить несколько теорем – для некоторых это что-то невозможное. Мы в целом стали набирать больше людей, образование стало массовым: студенты хотят получить университетское образование, но не прикладывая усилий. В частности, зачем учить доказательства теорем, если можно научиться решать задачи, как в школе? Растут люди, которые умеют считать дискриминант, но абсолютно не понимают вывода этой формулы. Поэтому в нашем институте на экзамене важно показать еще и понимание формулы, ее предназначение и историю. Мы не хотим, чтобы наши студенты были роботами, которые могут только применять их. Очень показательна даже моя личная история. Я учился в школе № 121 у хорошей преподавательницы математики Аллы Викторовны Даевой. Она каждую неделю проводила контрольную работу по теоретическому материалу, и обязательно с доказательствами.

В. В. Славский

Спустя некоторое время я понял, как мне это пригодилось в жизни. Оказалось, Алла Викторовна тоже оканчивала математический факультет АлтГУ, я узнал об этом только когда поступил и увидел, что здесь мою учительницу помнят, хорошо знают. Ее научным руководителем был Александр Алексеевич Папин, заведующий кафедрой информатики. Получилось так, что факультет подготовил специалиста, направил его в школу, он вложил в меня свои силы и знания, привил интерес к математике, и теперь я директор института.

Сейчас для студентов проводится просто колоссальное количество научных и внеучебных мероприятий. Каждую неделю танцы, спортивные соревнования, форумы… Если студент желает, он может и наукой заниматься, и образование получать, и секции посещать. В 90-е годы такого разнообразия не было, я за пять лет участвовал только в одном спортивном мероприятии – в лыжных гонках! Но развлечения раньше были такими, что уговаривать в них участвовать не приходилось, например дискотеки в корпусе К, в коридоре и в 401-й аудитории. Сейчас же нашим студентам белые танцы не нужны, у всех гаджеты, и они хотят сидеть с ними дома в одиночестве.
Но все же хочу сказать, что современнные студенты стали скромнее и воспитаннее. Яркое воспоминание из студенчества: у нас был декан Геннадий Васильевич Лаврентьев, и я помню, как он просил нас, старшекурсников, найти студентов, которые рисуют в туалетах. А вот сейчас такого нет. Студентов стало больше, а надписи в туалетах исчезли. Культура, воспитание, образованность повышаются, что бы ни говорили. Современные студенты почти не курят и занимаются спортом.

– А каких преподавателей вы вспоминаете уже из своего студенчества?

– Я учился в 90-е годы, и многие преподаватели у меня были из тех, кто работал с самого основания факультета. С теплотой вспоминаю Виктора Владимировича Славского, который собирал тетрадки в начале каждой пары, дома проверял их и ставил оценки за домашнюю работу. Он очень ответственно относился к преподаванию. Запомнились очень интересные лекции Александра Ивановича Будкина, Николая Яковлевича Медведева, Николая Михайловича Оскорбина, Сергея Семеновича Кузикова. Все выпускники с теплотой вспоминают Александра Николаевича Саженкова – самого колоритного и заметного человека на факультете, как в учебе, так и в спорте. Мой научный руководитель – профессор Юрий Николаевич Мальцев. Человек, который, как никто другой, способен заинтересовать студента и завлечь в науку. 1 сентября 1995 года я впервые пришел на занятия, и первый урок был по дисциплине с названием «Учебно-исследовательская работа студента». Ее преподавала каждая кафедра, и можно было выбрать, куда ходить. Так получилось, что я долго не мог найти аудиторию кафедры информатики, а когда нашел, то там мне не хватило места. И смотрю – рядом почти свободная аудитория. И вот я сел 1 сентября на первое занятие к Юрию Николаевичу, сразу получил тему научных исследований на долгие годы и стал изучать алгебру, хотя изначально пришел изучать информатику.

– А задумывались, что однажды станете директором?

– Это тоже пришло не сразу. Мне всегда хотелось стать ученым, доцентом университета. Возможно, это связано с тем, что мои родители высшего образования не имеют, и мне было интересно, как устроен мир людей, которые работают в интеллектуальной среде. В вузе есть все возможности для творчества и карьерного роста. Здесь очень интересные люди, у которых ты постоянно учишься.

– То есть университет – это все равно постоянная учеба, даже после выпуска?

– Конечно. Вообще каждый человек должен всю жизнь учиться, особенно айтишники. Айтишник – вечный студент. Если человек перестал учиться, то он превращается в обыкновенную рабочую лошадь. Кстати, приглашаю всех желающих получить образование в сфере информационных технологий на наши курсы повышения квалификации и в магистратуре.

– Говорят, что наука – это тоже своеобразное творчество. Может, физики тоже немного лирики?

– Неправда то, что существуют гуманитарии и технари. Существуют образованные, грамотные люди. Наши преподаватели – люди творчески одаренные, могут и спеть, и на баяне сыграть. Многие в детстве окончили художественную или музыкальную школу. Я, например, окончил художественную школу № 2. Наши выпускники Ирина Поликанова и Иван Рябов сочиняют прекрасные стихи.

Но на одной лишь математике, я думаю, произведение искусства не создашь. Там нужны другие человеческие качества, которые никакой искусственный интеллект заменить никогда не сможет.

Тем не менее математические открытия требуют изобретательности и интуиции. В математике важно не только знание формул и теорем, но и умение видеть красоту и гармонию. Это особенно заметно в геометрии и алгебре. Математика не ограничивается сухой логикой и правилами, это интересная и увлекательная область знаний.

Анекдот от директора ИМИТ:

Студентка пишет возлюбленному:

– Так хочется, чтобы ты сейчас оказался рядом…

– Числовым?

Анна ЗАГОРУЙКО

Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА

299 просмотров

Related posts

Здесь изучают жизнь

Сила трех F: Fормула, Fотон, Fундаментальность

Без химика ракета не взлетит