Беседы с филологом

Немного – о «Маленьких трагедиях»

Картина: “Пушкин” Русский музей, художник М.К. Соколов

«ЗН» поговорила о «Маленьких трагедиях» Пушкина с филологом Мариной Павловной Гребневой, д.ф.н., профессором кафедры общей и прикладной филологии, литературы и русского языка.

– Речь пойдет о «Маленьких трагедиях». Пушкин написал их в Болдинскую осень 1830-го и назвал цикл произведений «драматическими сценами», или «маленькими трагедиями». В этот цикл вошли четыре произведения: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». В исследовательской литературе существует мнение Г.П. Макогоненко о том, что Пушкин создал драматические сцены, а не маленькие трагедии. С точки зрения исследователя, трагедии не могут быть маленькими, так как если они маленькие, то они не трагедии.

Фото Дмитрия Герайкина

Я думаю, что Пушкин, который владел даром слова, назвал цикл «Маленькие трагедии» именно так, как и хотел назвать. Ведь трагедийное содержание в них, разумеется, присутствует. Здесь можно проследить аналогию с «Божественной комедией» Данте. Он написал комедию, но божественную.

Получается, что речь идет о глубоких философских произведениях, которые не уступают произведениям европейских классиков: Данте, Мольера, Байрона… Пушкин создал оригинальные произведения. В них мы наблюдаем своеобразные испытания человека независимо от времени, в которое он живет, и его национальной принадлежности. Например, если говорить о «Скупом рыцаре», то это испытание золотом. Если о «Моцарте и Сальери» – испытание завистью, славой.

Если о «Каменном госте» – испытание любовью. Ну и, наконец, если вспомнить «Пир во время чумы», – испытание смертью. Здесь стоит подчеркнуть, что эта тема, тема смерти, очень личная для Пушкина, особенно в болдинский период, когда писатель находился в условиях карантина.

Философское содержание всех маленьких трагедий, и «Скупого рыцаря» в частности, отсылает к библейским реминисценциям, которые привлекают внимание Пушкина. В центре внимания драматурга находятся два демоноподобных героя, Соломон – ростовщик и Барон, которому Пушкин не дает имени собственного. Соломон – это имя библейского персонажа, одного из самых богатейших царей и одного из самых мудрейших (вспомним притчи Соломона). А почему в этой связи герои – демоноподобные? Здесь важно обратить внимание на то, что ростовщик не считает зазорным чужими руками умертвить Барона. Именно об этом он говорит его сыну Альберу: мол, не пора ли Барону умереть? Что касается Барона – тот, в свою очередь, не считает зазорным унизить и даже предать своего сына Альбера. Самое страшное, что рушатся семейные скрепы – отец выступает против сына, а значит, нарушает несколько библейских заповедей. Одна из них: «Не сотвори себе кумира». Для Барона такой кумир – золото. И еще одна заповедь: «Не кради». В этом смысле Барон собирает золото, не считаясь ни с чем, приобретательство здесь неотличимо от кражи. И такая: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего». Собственно, эта заповедь нарушается не только тем, что Барон не дает сыну деньги и не хочет, чтобы они достались ему после его смерти. Самое интересное заключается в том, что он клевещет на сына в конце трагедии. Барон лжет, и это становится одной из возможных причин его смерти. Погибает он с такими словами на устах: «Ключи, ключи мои!» Одним словом, «ужасный век, ужасные сердца»!

Образы Барона и Ростовщика носят антихристианский характер. Они – порождение дьявола, и они – дьяволы по своей сути. Барон называет деньги богами, он зажигает свечи не перед ликом Христа, а перед своими сундуками, спустившись в подвал. Он мнит себя царем и тем самым уподобляется Сатане. Пушкин показывает положение человека, для которого в жизни не существует ничего, кроме богатства.

Кстати, тема золота связана с мифологическими представлениями о преисподней. Пространственно Барон находится внизу – в условном аду. В свою кладовую он спускается вечером. Он мнит себя на вершине холма, который сам же создал – и в прямом и в переносном смысле. Хотя эта гора, как и герой, находятся в подвале.

Но Барон не спокоен, находясь в своих владениях, он переживает, что после его смерти золото попадет в чужие руки. Пушкин использует интересное слово в словосочетании – не «дырявые карманы», куда потечет золото, а «диравые»:

И потекут сокровища мои
В атласные диравые карманы.

Надо отметить, что в русской литературе художественные приемы для описания демонического героя разработал Василий Андреевич Жуковский – один из непререкаемых авторитетов для Александра Сергеевича Пушкина.

Дмитрий ГЕРАЙКИН

294 просмотров

Related posts

К нему не зарастет народная тропа