Памяти искусствоведа

Одна жизнь скромной, но невероятно сильной женщины

Воспоминания о Тамаре Михайловне Степанской

11 декабря в Алтайском госуниверситете отмечали 85-летие доктора искусствоведения, почетного профессора Алтайского госуниверситета, основателя факультета искусств в АлтГУ и сибирской научной школы искусствоведения Тамары Михайловны Степанской. В честь этого уже в четвертый раз в память об ученом состоялась международная научно-практическая конференция «Искусствоведческие чтения на Алтае». Корреспондент «ЗН» поговорил с ученицей признанного искусствоведа – Ларисой Ивановной Нехвядович, директором института гуманитарных наук АлтГУ.

– Лариса Ивановна, вы одна из любимых учениц Тамары Михайловны. Расскажите, какой она вам запомнилась как учитель и наставник?

– Вы правы, Тамара Михайловна Степанская не просто учитель, а настоящий наставник, оставивший глубокий след в сердцах своих учеников. Каждый из нас хранит уникальные воспоминания о ней, и я горжусь тем, что была одной из ее учениц. Ее многолетний труд в области искусствоведения и преданность делу сделали ее авторитетом в профессиональном сообществе и вдохновляющим проводником в мир искусства. Как доктор искусствоведения и почетный профессор Алтайского государственного университета Тамара Михайловна щедро делилась своими знаниями. Ее лекции отличались информативностью и увлекательностью, а уникальная способность находить подход к каждому создавала атмосферу доверия и поддержки.

Выпускница Академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, она принадлежала к поколению подвижников, для которых искусство сибирского региона стало большой ценностью. Ее влияние на студентов сложно переоценить: она подчеркивала важность личного роста и развития, что помогло многим поверить в себя и свои силы.

– Чему вы научились у Тамары Михайловны? Как ее научные интересы сказались на вас?

– Прожитое Тамарой Михайловной было настолько полно трудами и борениями, что трудно понять, как их смогла вместить одна жизнь скромной, но невероятно сильной женщины, исследователя. Она оставила обширное и разнообразное искусствоведческое наследие, школу, учеников и последователей (и, неизбежно, противников и оппонентов). Огромно число людей, на которых она прямо или косвенно оказала влияние, захватывая в орбиту своей неутомимой жизнедеятельности. В научных трудах Тамары Михайловны Степанской отражается ее глубокая преданность изучению истории культуры и искусства, особенно архитектуры и градостроительства Сибири. Она с увлечением погружалась в архивы Санкт-Петербурга, Москвы, Омска, Новосибирска и Барнаула, открывая для научного сообщества уникальные документы и графические материалы. Ее исследования охватывали архитектуру горнозаводского периода Алтая. Особенно важно внимание профессора к сибирскому зодчеству второй половины XIX – начала XX века, где она акцентировала внимание на купеческих постройках Барнаула, Бийска и других городов. Тамара Михайловна проявила глубокий интерес и к изобразительному искусству Алтая. В ее исследованиях звучат имена таких выдающихся мастеров, как Василий Петров, Михаил Мягков, Григорий Чорос-Гуркин, Андрей Никулин и Михаил Курзин, чьи произведения стали важной частью культурного наследия России. Однако ее внимание не ограничивалось историей – она также изучала современных авторов, таких как Алексей Югаткин, Глеб Белышев, Иоганнес Зоммер, Федор Торхов, Михаил Будкеев и Геннадий Борунов, династию Щетининых. Каждый из этих художников, как отмечала Тамара Михайловна, вносил уникальный вклад в развитие алтайского искусства, и она стремилась донести их идеи и достижения до широкой аудитории. Последние годы своей жизни профессор посвятила увлекательному исследованию тончайших нитей, связывающих художественные традиции стран Центральной Азии. Я глубоко признательна Тамаре Михайловне за то, что она заметила меня среди многочисленных талантливых учеников, предложила актуальную научную тему в области этноискусствознания и пригласила работать в Алтайский государственный университет. В памяти остается ее тезис о том, что искусство – это живое дыхание культуры, проникающее в каждую деталь нашей жизни. Необходимо задавать вопросы, на которые порой нет ответов, и именно в этом поиске я нахожу вдохновение.

– В чем, на ваш взгляд, значимость фигуры Тамары Михайловны в искусствоведении?

– Личность Тамары Михайловны Степанской имеет большое значение для искусствоведения, особенно в контексте его развития в Сибири. Как один из первых докторов искусствоведения в регионе, она внесла значительный вклад в научное сообщество и подготовку высококвалифицированных специалистов. Создание и руководство кафедрой мировой художественной культуры в 1991 году в Алтайском государственном университете стали важным шагом в формировании образовательной базы для будущих искусствоведов. Под ее руководством кафедра преобразовалась в выпускающую по направлению «искусствоведение», а затем в факультет искусств, что свидетельствует о стремлении развивать и расширять горизонты этой дисциплины в Сибири. Организация в 2000 году кандидатского диссертационного совета и его преобразование в докторский в 2008 году подчеркивают ее инициативность и желание повысить научный статус региона. Научное руководство 68 диссертациями, включая 11 докторских, говорит о ее высокой квалификации и способности воспитывать новое поколение ученых. Таким образом, значимость Тамары Михайловны в искусствоведении заключается не только в научных достижениях, но и в роли организатора и наставника, что делает ее ключевой фигурой в развитии этой области в Сибири.

– Если говорить об искусствоведческих чтениях: кто сейчас продолжает дело Степанской? В чьих работах живы ее идеи?

– На сегодняшний день можно выделить несколько ключевых фигур и инициатив, продолжающих дело Тамары Михайловны. В первую очередь стоит отметить кафедру искусств под руководством Ирины Валерьевны Черняевой и кафедру культурологии и дизайна, возглавляемую Юлией Владимировной Кирюшиной в институте гуманитарных наук. Эти кафедры активно занимаются изучением и популяризацией искусства, применяя методы, разработанные профессором. Их исследования находят отражение в научных журналах, включая издание «Культурное наследие Сибири», основанное Тамарой Михайловной. Создание диссертационного совета 24.2.269.04 «Виды искусства (изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура)» не только сохраняет идеи и достижения профессора, но и служит катализатором для новых исследований в этой области. Различные научные и культурные организации, такие как музеи, галерея Universum и сибирские университеты, продолжают проводить конференции, посвященные искусству. Четвертый год подряд международная научная конференция «Искусствоведческие чтения на Алтае», посвященная памяти профессора, становится важной площадкой для обмена мнениями и новыми исследованиями, что позволяет сохранять ее идеи в актуальном контексте.

– Лариса Ивановна, если бы Тамара Михайловна сейчас была с нами, о чем бы вы поговорили на тему искусства? Почему?

– Если бы она сейчас была с нами, я уверена, что наш разговор об искусстве был бы наполнен глубокими размышлениями. Мы могли бы обсудить последние выставки, которые произвели на нас впечатление, и поделиться своими мнениями о новых тенденциях в изобразительном искусстве. Тамара Михайловна всегда умела видеть в искусстве не только эстетическую сторону, но и социальные контексты. Возможно, мы бы обсудили влияние цифровых технологий на искусство и как они меняют восприятие и создание произведений. Кроме того, я бы хотела вспомнить о наших любимых художниках и произведениях. Это могло бы стать отличным поводом для обмена эмоциями и воспоминаниями, которые связывают нас с искусством. Мы могли бы поговорить о том, как различные эпохи и стили искусства отражают дух времени и как важно сохранять эту связь с прошлым, чтобы не потеряться в бескрайних просторах настоящего.

В целом, хочу сказать, что Тамара Михайловна всегда шла своим путем, невзирая на внешние обстоятельства и условия, в которых приходилось жить. Она была одной из тех, о которых говорят, что они сделали себя сами. Живя своими идеями, весь гигантский запас жизненной энергии она вложила в их развитие и воплощение. И теперь ее дело продолжается в трудах ученых Сибири и Центральной Азии.

Мстислав ВЯЗАНЦЕВ

90 просмотров