Химик в быту

Про Павла, ртуть и «химическую» елку

Вчерашние активисты Алтайского государственного университета – сегодняшние преподаватели. А самое главное: преподаватели молодые и толковые! «ЗН» пообщалась с Павлом Александровичем Рахматулиным, преподавателем кафедры техносферной безопасности и аналитической химии АлтГУ, и узнала, почему он выбрал химию и как на окнах появляются морозные узоры.

– Павел, скоро Новый год. Интересно, как с точки зрения химика можно объяснить новогодние морозные узоры на окнах и почему в последнее время их совсем не видно?

– Если собрать все морозные узоры в одном месте, то вы никогда не найдете хотя бы двух одинаковых. Это как со снежинками. Есть и еще общие черты со снежинками – водородные связи. Благодаря им снежинки имеют форму шестигранника и благодаря им же получаются такие узоры. К тому же на внешний вид снежинок влияют дефекты на стекле: пылинки, микротрещины. Они становятся точками кристаллизации узоров. Есть два вида узоров: дендриты (похожие на дерево) и трихиты (волокнистые формы, похожие на ленточки). Дендриты появляются в нижней части окна, где под действием силы тяжести накапливается больше воды. При дальнейшем похолодании они обрастают более мелкими отростками и зазубринами льда. Трихиты образуются у острых краев царапин на поверхности охлаждающегося твердого тела. Вид зависит от точек кристаллизации. На пластиковых окнах морозное творчество не образовывается из-за двойного стеклопакета. Ведь для того чтобы получился красивый узор, температура стекла должна быть ниже 0 градусов. Поэтому если вдруг вы обнаружили морозные узоры на пластиковых окнах – их пора менять, начался процесс разгерметизации.

Павел Александрович окончил бакалавриат по направлению «техносферная безопасность». Во время своего обучения он принимал активное участие в студенческой жизни института химии и химико-фармацевтических технологий. Уже на первом курсе стал старостой, позже – главой студенческой администрации ИХиХФТ, кем и оставался до второго курса магистратуры.

Больше всего Павлу запомнился форум Росмолодежи «Алтай. Территория развития» в 2022 году – алтайские пейзажи оставили приятное впечатление. Тогда он поехал на форум впервые и вошел в команду АТР-лидеров. Из университетских событий ему не забудется конкурс «Мисс ИХиХФТ»: было трудно организовать это событие. Подготовка была долгой и тщательной. На сцене все проходит за несколько часов, а готовится все более двух месяцев.

– После того как получил диплом по направлению «техносферная безопасность», поступил в магистратуру на направление «химия». Когда еще только поступал в АлтГУ, думал подать документы и в медицинский, но по ЕГЭ набрал всего 204 балла – для меда недостаточно. К тому же понял, моя стезя – именно химия. Помню, даже в школу не хотел идти, если там не будет уроков химии. Химия химией, а преподавателем я решил стать еще с четвертого курса бакалавриата. Хотелось совмещать учебу с работой, подумал, что быть учителем – оптимальное решение. Искал работу и подвернулась барнаульская школа № 49. Работал там с октября 2021 года по февраль 2022-го. Когда уже учился в магистратуре, устроился в лицей № 130 – там проработал меньше месяца. Уже в университет, на кафедру, попал довольно-таки просто: спросил, есть ли возможность работать. Оказалось, есть. Устроился инженером на кафедру техносферной безопасности и аналитической химии и отработал так год, проводя лабораторные работы. А затем стал преподавать, веду лабораторные работы и практические занятия.

– Чем отличается преподавание в школе и вузе?

– Академическим часом.

А вообще, как считает Павел Александрович, за университетские полтора часа выдаешь, конечно, больше материала, а ответственность – меньше. В вузе учатся осознанные и самостоятельные люди, а за школьниками так или иначе нужен присмотр. К тому же среди 25–30 человек из класса химией действительно увлечены всего пять-шесть человек. А в университете – все, кто пришел за химическим образованием. Сейчас, учась в аспирантуре на направлении «аналитическая химия», Павел должен решить очень серьезные задачи: достойно завершить обучение и защитить кандидатскую диссертацию про синтез экстракционных реагентов и применение их на практике в аналитической химии. Эта работа – продолжение его магистерской диссертации, она основана на экстракции: извлечении и анализе тяжелых металлов из водных объектов. Для анализа была взята вода из реки Ярлыамры в Республике Алтай, Катуни вблизи Бийска. По итогам исследования разработана методика по концентрированию и извлечению ртути из водных объектов на основе препарата антипирина. На Алтае есть естественные источники ртути, которая губительно влияет на человеческий организм. К тому же она может образовывать ртутьорганические соединения, которые чрезвычайно опасны, даже при малых концентрациях. А концентрировать ее необходимо, чтобы определить концентрацию, так как предел обнаружения выше, чем содержание ртути в воде.

– А есть ли у вас химическая новогодняя традиция?

– Да! Наряжаю «химическую» елку: это обычная елка, только с прикрепленными на нее колбами и растворами. Смысл этой елки прост – угадать, какой раствор содержит в себе колба. Обычно на ней от 10 до 15 растворов, в основном содержащих хром (оранжевый/желтый), марганец, медь, кобальт (красный), родамин (розовый), бриллиантовый зеленый. Приготовление растворов занимает не много времени. Завел эту традицию со школы, до сих пор продолжаю.

Эля ПЕТРЕНЕВА
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА

15 просмотров