Юбилей

РЦППКП: аналогов в стране нет!

В 2024 году Региональный центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей (РЦППКП) АлтГУ отмечает 20-летие. В честь этого знаменательного события «ЗН» публикует интервью с ди-ректором Центра АлтГУ профессором, доктором педагогических наук Ольгой Петровной Морозовой.

– Как возник Центр? Кто стоял у его истоков? Можете назвать знаковые для Центра события?

– РЦППКП был утвержден в 2004 г. по инициативе Совета ректоров вузов Алтайского края на базе Алтайского государственного университета.

У истоков его создания стояли ректор Ю.Ф. Кирюшин, первый проректор по УР Г.В. Лаврентьев, декан педагогического факультета Г.А. Спицкая, профессора Е.В. Лукашевич, О.П. Морозова, доценты Т.В. Бобровская, М.М. Бутакова и др.

Становление и последующее развитие Центра – это многолетняя созидательная деятельность всего университета, преподавателей, ученых и научных школ, различных служб и подразделений. Совместными, коллективными усилиями мы создавали эту структуру.

Конечно, важное, знаковое событие – это приказ Федерального агентства по образованию, которым в 2006 г. были утверждены федеральные целевые программы повышения квалификации для ППС вузов России, а затем и педагогических работников образовательных учреждений СПО и НПО, где АГУ в лице РЦППКП получил право в числе 25 вузов выступать как базовый (обучающий) вуз. Это право на реализацию такого рода программ предоставлялось университету на протяжении 7 лет. В 2011 г. на базе РЦППКП прошел Всероссийский научно-педагогический семинар «Актуальные проблемы модернизации профессионального образования» для директоров политехнических колледжей России – участников Всероссийской Ассоциации учебных заведений металлургического комплекса. В 2012 г. Центр становится победителем краевого конкурса программ персонифицированного повышения квалификации учителей общеобразовательных школ Алтайского края. РЦППКП – первый в АлтГУ в 2013 г. осуществил внебюджетный набор слушателей на программы ДПО; первый в университете в 2014 г. начал реализовывать дополнительные профессиональные программы в дистанционной форме в масштабах всей страны; первый в университете в 2014 г. осуществил интернационализацию своей деятельности и вышел на зарубежные вузы, преподаватели которых также стали участниками программ ДПО (Германия, Китай, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан). С 2019 г. РЦППКП один из самых активных участников университета в национальном проекте «Демография».

– У нас в университете сегодня работает около 20 центров дополнительного профессионального образования. В чем специфика вашего Центра, его уникальность?

– Полагаю, что специфика нашего Центра определяется прежде всего той целевой аудиторией, с которой мы работаем, – научно-педагогические работники вузов России, преподаватели образовательных организаций СПО, педагоги школ. Но главное все-таки в том, что РЦППКП – прообраз всей системы ДПО в университете, ибо здесь удалось представить полный, целостный цикл развертывания всего механизма деятельности данной системы, который может эффективно осуществляться лишь при условии сопряжения совместных усилий научно-педагогических коллективов университета и работников Центра. Вне всяких сомнений, это дает мощный синергетический эффект.

Могу сказать без всякого пафоса, что РЦППКП по-настоящему является уникальным структурным подразделением Алтайского госуниверситета, аналогов которому в стране нет (это доказал наш многолетний мониторинг изучения системы ДПО в российских вузах).

Это высокоорганизованная структура, которая имеет концептуально выстроенную стратегию своей деятельности, доведенную до уровня практической реализации. При этом анализ и обобщение опыта реализации программ ДПО нашли отражение в научных статьях, сборниках научных трудов, монографиях, учебных пособиях ученых и преподавателей, работавших или работающих в центре (Безносюка С.А., Бобровской Т.В., Бутаковой М.М., Лаврентьева Г.В., Лагутина А.А., Лукашевич Е.В., Морозовой О.П., Спицкой Г.А. и др.)

Уникальный характер деятельности Центра заключается:

  • в охвате обучением по дополнительным профессиональным программам научно-педагогических работников всех российских вузов;
  • в наличии многолетнего успешного опыта реализации межнаучных и междисциплинарных программ ДПО;
  • в достижении уровня организации маркетинговой деятельности, который позволяет привлекать одних и тех же слушателей на обучение по нескольким программам;
  • это единственная структура ДПО в университете, активно и системно развивающая имидж и репутацию АлтГУ на российском и зарубежном рынках дополнительных образовательных услуг;
  • ряд дополнительных профессиональных программ, реализуемых Центром, доведены до уровня тиражирования лучших инновационных практик в отечественной системе высшего образования;

РЦППКП – один из двух Центров АлтГУ, которые на протяжении всего периода своего существования находятся на полной самоокупаемости.

– Какими успехами встречает сегодня РЦППКП свой юбилей? В чем выражается положительная динамика деятельности вашего структурного подразделения?

– Обучение через РЦППКП прошли все преподаватели АлтГУ, многие научно-педагогические работники вузов Алтайского края, всех высших учебных заведений России из всех его регионов. В общей сложности за этот период Центром было реализовано более 300 дополнительных профессиональных программ по приоритетным направлениям образования, науки, техники и технологий, по которым прошли обучение более 25 000 слушателей.

В этом году, участвуя в Национальном проекте «Демография», наш Центр обучил более половины от общего количества слушателей АлтГУ и обеспечил соответствующее выполнение финансовых показателей университета.

Кроме того, 2024 год стал для нас знаковым в том плане, что за весь период существования Центра мы добились самых больших финансовых успехов, заработав почти 9 млн руб.

Также впервые мы набрали самое большое количество слушателей на ряд программ повышения квалификации: «Безопасность устойчивого развития бизнеса» (102 чел.), «Геоинформационные системы поддержки принятия решений в области эколого-географической диагностики и рационального природопользования» (74 чел.), «Беспилотные авиационные системы и технологии: теоретические и прикладные аспекты» (71 чел.).

Именно в этом году количество российских вузов, которые направили на обучение к нам своих преподавателей, достигло 100 %.

– Как удается достигать таких высоких положительных результатов?

– Здесь, несомненно, срабатывает целый ряд факторов. Во-первых, постоянный мониторинг результатов научных исследований, проводимых учеными нашего университета, анализ возможностей трансформации этих результатов в содержание программ ДПО, соответствующих ведущим трендам в науке и образовании. Во-вторых, это многолетний опыт сотрудничества с преподавателями и учеными АлтГУ, привлечение их к работе в нашем Центре. Это и та известность, которую обрел РЦППКП в глазах научно-педагогического сообщества вузов страны. Ну, и, наконец, высокий уровень профессионализма сотрудников Центра, их развитые способности работать в условиях многозадачности, успешно коммуницировать с потенциальными слушателями и презентовать наши программы.

– Вы сотрудничаете практически со всеми институтами нашего университета, многими учеными и преподавателями. Как строится ваше взаимодействие? В чем заключается залог его успеха?

– Действительно, через наш Центр прошло более 100 научно-педагогических коллективов АлтГУ. Можно много рассказывать о том, как выстраивается наше взаимодействие. Однако главное в том, что это не просто производственные отношения высокого уровня. Это общение, которое носит глубоко личностный характер. Рождение программы, создание ее контента, воплощение замысла – все это этапы, которые мы – работники Центра и реализаторы программы – проживаем вместе.

– Наш университет, конечно, известный в стране вуз, но все же он не столичный. Почему же научно-педагогические работники многих российских и зарубежных университетов, сотрудники НИИ и других организаций проходят обучение именно в АлтГУ в вашем Центре?

– Я думаю, что это связано с целым рядом обстоятельств. Это интерес научного сообщества вузов России к исследованиям и открытиям ученых АлтГУ. Наши программы – результат творческого, добросовестного труда преподавателей и ученых университета. Они по-настоящему являются обучающими, отличаются новизной, практикоориентированностью. В отдельных случаях в них принимают участие в качестве педагогов ведущие ученые страны, представляющие ту или иную отрасль научного знания. Привлекает открытость наших преподавателей, актуальный научный контент и демонстрация возможностей его трансформации в образовательные тексты, которые могут быть успешно включены в структуру обучения студентов, а также современная инструментовка подачи учебного материала, способность работать со взрослой аудиторией. Хочу отметить, что вклад вносят и методисты Центра, демонстрируя понимание каждого слушателя, стремление оказать адресную помощь в решении многих вопросов.

– А что собой представляет каждая программа ДПО? Как она выстраивается?

– Каждая программа – это прежде всего встреча коллег-единомышленников. При этом, убеждена, что единомышленники – это не те, кто одинаково думают, а те, кого волнуют одни и те же проблемы, проблемы в современной науке, современном образовании. Это обмен научно-теоретическим и практическим опытом, диалог, построенный на обмене мнениями, новыми интересными идеями, где каждый должен услышать Другого. По сути, это взаимообучение, взаиморазвитие, когда не только слушатели учатся у преподавателей, реализующих программу, но и наши преподаватели учатся у своих коллег.

При этом вся система контроля не является самоцелью, она также выступает важным этапом обучения.

– Вы доктор педагогических наук, преподаватель педагогики. Как помогает вам принадлежность к педагогической науке в организации деятельности Центра?

– Как полпред педагогической науки, способна на основе методологического видения оценить ресурсный потенциал научного исследования наших ученых с точки зрения возможностей его использования в разработке программы ДПО, провести сопоставительный анализ на предмет его соответствия современным трендам в науке и образовании. Поскольку реализация программы – это всегда образовательный процесс, а каждая программа ДПО представляет собой целостный дидактический конструкт, состоящий из ряда взаимосвязанных дисциплин (модулей), конечно же, могу оказывать (и оказываю) педагогическую помощь в ходе проектирования программы и ее реализации на протяжении всего периода: от целеполагания до оценки и анализа ее результатов.
У меня и все методисты имеют, с одной стороны, педагогическое образование, а некоторые из них являются дипломированными специалистами еще и в области ИКТ, что очень важно сегодня для методического и технического сопровождения программы.

– В чем вы видите перспективы развития вашего Центра?

– Сегодня у Центра много планов и на предстоящий год и на более отдаленную перспективу.
Хотелось, чтобы и далее усиливалась тенденция расширения спектра программ и увеличения набора слушателей по количественному составу на каждую программу. Есть видение, как изменить сам формат презентации программы слушателям, углубив при этом ее содержание и повысив мотивацию к обучению. Мы планируем и далее совершенствовать систему набора слушателей, осуществляя поиск новых его механизмов.

В настоящее время в Центре продолжает успешно осуществляться междисциплинарная модель ДПО. Однако в планах пойти дальше – к реализации конвергентного подхода в конструировании программ, который предполагает переход в их содержании от интеграции смежных наук к интеграции естественно-научного и гуманитарного знания, и многое другое. Сегодня мы получили много поздравлений, отзывов о работе Центра, нашем сотрудничестве с профессорско-преподавательским составом университета. Все они размещены на сайте АлтГУ.

Акцент

Могу сказать без всякого пафоса, что РЦППКП по-настоящему является уникальным структурным подразделением Алтайского госуниверситета, аналогов которому в стране нет (это доказал наш многолетний мониторинг изучения системы ДПО в российских вузах).

Благодарность

…И сегодня, в юбилейные для Центра дни, мне хочется искренне поздравить с этой датой и поблагодарить от всей души за творческий вдохновенный труд весь коллектив Алтайского госуниверситета, его службы и подразделения и, конечно, всех тех, кто участвовал и участвует в создании и развитии РЦППКП, обеспечивает его успех и тем самым укрепляет имидж нашего университета! Это научно-педагогические коллективы под руководством Аничкина Е.С., Антюфеевой Т.В., Базарновой Н.Г., Барышникова Г.Я., Барышниковой О.Н., Безносюка С.А., Биттер Н.В., Быкова Н.И., Ваганова А.В., Владимирова В.Н., Волковой Т.Г., Гребенникова Т.Г., Дашковского П.К., Деминой Л.Д., Демчик Е.В., Дирина Д.А., Журенкова О.В., Жилина С.И., Казанцевой О.Л., Кайгородовой Н.З., Катракова И.Б., Качесовой И.Ю., Кагирова Б.Н., Кирюшина Ю.Ф, Ковалева О.А., Колокольцевой Н.Ю., Кравченко Г.В., Крайник О.М., Кротова А.В., Кротовой О.С., Крупочкина Е.П., Кучерявского С.В., Лаврентьева Г.В., Лагутина А.А., Лукашевич Е.В., Мазурова В.А., Манскова С.А., Максимовой С.Г., Мальцева Ю.Н., Мансурова А.В., Мансуровой В.Д., Маркина В.И., Микушиной И.В., Минаковой Н.Н., Морозовой О.П., Мясниковой О.В., Невинского В.В., Новичихиной Е.В., Новоженова В.А., Оскорбина Д.Н., Оскорбина Н.М., Полякова В.В., Попова Е.С., Райкина Р.И., Райских Т.Н., Родионова Е.Д., Ротановой И.Н., Рязанова М.А., Саженкова А.Н., Сенько Ю.В., Силантьевой М.М., Скрипко В.В., Скубневского В.А., Смагина В.П., Смирнова С.В., Смоляковой Л.Л., Соколовой Г.Г., Соколовой Л.В., Сперанской Н.Ю., Спицкой Г.А., Степанской Т.М., Стручевой Н.Е., Суранова А.Я., Темерева С.В., Терехиной Т.А., Тишкина А.А., Труевцева Д.В., Фроловской М.Н., Харнутовой Е.П., Хворовой Л.А., Черданцевой И.В., Черных Д.В., Чернышова Ю.Г., Чернышовой Т.В., Черняевой И.В., Чувакина А.А., Шапетько Е.В., Швецовой Л.В., Шелеповой Л.И., Шимко Е.А., Шмакова А.И., Щербаковой Л.В., Щербинина В.В. и других. Желаю всем новых востребованных программ, инновационных идей, интересных событий, благодарных слушателей и выражаю надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Мы – вместе!

Соб. инф.
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА

14 просмотров

Related posts

Роботы и умные дома

«Рахмет» из Казахстана!

Легендарный человек

Артем Федотов