Слово директору

Сила трех F: Fормула, Fотон, Fундаментальность

Фото Дмитрия Герайкина

Большое интервью с директором ИЦТЭФ Сергеем Макаровым

Сегодня, 15 ноября, институт цифровых технологий, электроники и физики отмечает круглую дату – 50 лет со дня основания. Сергей Викторович Макаров – директор института, д. ф.-м. н., заведующий кафедрой общей и экспериментальной физики АлтГУ, рассказал «ЗН» о ключевых событиях в истории ИЦТЭФ, научных достижениях и задачах перед главой института и семьи.

– Сергей Викторович, давайте начнем с истории. С чего началось физическое образование в АлтГУ?

– У истоков развития физического образования в Алтайском государственном университете стояли в основном ученые и преподаватели из Томска и Новосибирска: Владимир Васильевич Учайкин, Сергей Владимирович Бухман, Анатолий Алексеевич Лагутин, Анатолий Михайлович Сагалаков, Эммануил Наумович Криворуцкий, Мурат Абдрахманович Утемесов, Александр Васильевич Пляшешников, Валерий Иванович Волков, Михаил Дмитриевич Старостенков, Виктор Владимирович Поляков, Альберт Иосифович Нажалов, Давыд Давыдович Рудер, Василий Владимирович Чертищев, Владимир Иванович Букатый, Александр Михайлович Шайдук, Фарид Сарварович Сарваров.

Валерий Леонидович Миронов

Да, история нашего коллектива началась с физики – науки, изучающей общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира. В основе всех естественно-научных направлений лежат законы физики, описывающие, независимо от субъективных представлений человека, окружающий его мир – Вселенную. В основе метода познания лежит экспериментальное исследование объектов, явлений, процессов природы. А физический эксперимент опирается исключительно на измерение. В настоящее время ключевые компетенции профессорско-преподавательского состава института цифровых технологий, электроники и физики обеспечивают интеграцию знаний, умений и навыков как в области фундаментальных исследовательских направлений в физике, так и в прикладных задачах информационных технологий.

Владимир Иванович Букатый

Нельзя не сказать, что подготовка первых физиков-исследователей началась в Алтайском государственном университете в 1974 году на естественно-научном факультете. В 1975 году создается кафедра общей физики, позже открылись и другие кафедры, на основе которых создается физический факультет, а уже в 2000 году, после открытия технических направлений подготовки, факультет переименовали в физико-технический. Уже в 1984-м на факультете была открыта специальность «радиофизика и электроника». Это позволило наряду с фундаментальной подготовкой будущих исследователей выпускать специалистов, подготовленных к практической деятельности на высокотехнологичных производствах. Основной вклад в открытие и развитие специальности внес Сергей Александрович Комаров.

Александр Семенович Шатохин

Дальнейшее развитие подготовки специалистов-практиков, в том числе в области вычислительной техники и информационных технологий, стало возможным после открытия в 2000 году специальности «вычислительные машины, комплексы, системы и сети». В 2005 году на факультете открывается образовательная программа по информационной безопасности, которая обеспечивает подготовку специалистов по современным средствам технической защиты информации.

Специалисты по информационной безопасности принимают непосредственное участие в создании системы защиты информации, ее аудите и мониторинге, анализируют информационные риски, разрабатывают и внедряют мероприятия по их предотвращению.

Давыд Давыдович Рудер

В 2020 году факультет меняет свой статус – преобразуется в институт с новым названием: институт цифровых технологий, электроники и физики. В этом же году начинает набор на новую магистерскую программу «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», которая дает возможность выпускникам найти интересную работу в области технологии и разработки технических средств обработки и хранения всех видов информации, ее приема и передачи на любые расстояния. А в 2024 году открывается магистерская программа «Автономные мобильные системы», направленная на подготовку кадров для современных отраслей, решающих задачи в области автономного управления техническими системами.

Олег Владимирович Старцев

В связи с тем, что в ИЦТЭФ готовят и будущих исследователей, и высококвалифицированных инженеров, значительная часть студентов начинает участвовать в научно-исследовательской работе с младших курсов. В процессе обучения студенты выполняют большой объем лабораторных работ и приобретают навыки работы на современном высокотехнологичном оборудовании с использованием программно-аппаратных, компьютерных систем. Эти навыки закрепляются при прохождении производственных практик на предприятиях города Барнаула. Отмечу, выпускники института востребованы в организациях и на предприятиях реального сектора экономики. Они работают в научных лабораториях университетов, академических институтах, IT-компаниях, на промышленных предприятиях Алтайского края, во многих городах России.

В состав института входят четыре выпускающие кафедры: вычислительной техники и электроники (заведующий кафедрой Владимир Валентинович Пашнев), информационной безопасности (заведующий кафедрой Виктор Владимирович Поляков), общей и экспериментальной физики (заведующий кафедрой Сергей Викторович Макаров), радиофизики и теоретической физики (заведующий кафедрой Анатолий Алексеевич Лагутин).

За годы существования институт цифровых технологий, электроники и физики (физико-технический факультет) подготовил более 2500 специалистов в области физики, радиофизики, информатики и вычислительной техники, информационной безопасности. В настоящее время в институте учатся более 600 студентов, включая будущих магистров, и более 25 аспирантов. В учебном процессе занято более 40 преподавателей института, из которых 10 профессоров, 22 доцента, а также более 15 квалифицированных инженеров и техников.

– Какие научные исследования ведутся в ИЦТЭФ сейчас?

– Сильная сторона института – научные коллективы, работающие на кафедрах. Следует отметить сотрудников кафедры радиофизики и теоретической физики, работающих под руководством заведующего кафедрой доктора физико-математических наук, профессора Анатолия Алексеевича Лагутина. Совместно с сотрудниками лаборатории космического мониторинга и вычислительных технологий проходит работа по двум большим финансируемым проектам. В рамках госзадания выполняется проект по теме «Эмиссия парниковых газов источниками Западной Сибири и Алтая в первой половине XXI века: новые данные и оценки влияния на климат, природную среду и инфраструктурные проекты». Цель проекта – получение количественных оценок по эмиссии и содержанию в атмосфере углеродосодержащих парниковых газов (метана и углекислого газа) для региона Западной Сибири и Алтая в первой половине XXI века по данным спутниковых наблюдений и результатам моделирования. Установление характера сезонной изменчивости карбонового следа в атмосфере региона, анализ поведения содержания CO2 и CH4 в зонах, действующих и планируемых к запуску карбоновых полигонов.

И грант Российского научного фонда по теме «Энергетические спектры и массовый состав космических лучей по данным астрофизического комплекса TAIGA: развитие новых методов и техник восстановления». Проект нацелен на развитие новых методов и технологий, позволяющих достичь прогресса в решении фундаментальной проблемы астрофизики и космологии – проблемы происхождения космических лучей сверхвысоких и ультравысоких энергий.

Ключевой научный проект на кафедре информационной безопасности выполняется под руководством заведующего кафедрой Виктором Владимировичем Поляковым, доктором физико-математических наук, профессором – «Разработка и применение методов машинного обучения (методов искусственного интеллекта) в обеспечении безопасности информационных систем, в задачах распознавания речи и в методах технической диагностики». Содержание основных научных направлений кафедры заключается в создании научной основы для практически значимых задач, обеспечивающих повышение эффективности интеллектуальных систем защиты информации. Систем биометрического, в том числе голосового контроля; нового поколения методов диагностики конструкций в реальных условиях эксплуатации.

Научный коллектив кафедры общей и экспериментальной физики вовлечен в научные исследования под руководством доктора физико-математических наук, профессора Владимира Александровича Плотникова и доктора физико-математических наук, доцента Сергея Викторовича Макарова по теме «Фундаментальные и прикладные исследования физико-механических свойств металлов, сплавов, алмазных, металлоалмазных композиционных материалов, углеродных алмазоподобных и интерметаллических тонких пленок, а также защитных и упрочняющих покрытий и гибридных структур на их основе». Кроме того, на кафедре совместно с АлтГТУ им. И.И. Ползунова выполняется крупный хоздоговор для Сибирского кольцевого источника фотонов по теме «Материалоструктурные исследования и модификация поверхностей металлических фотокатодов для создания и исследования медного фотокатода с имплантированными графеновыми нанотрубками».

На кафедре вычислительной техники и электроники научным коллективом под руководством кандидата физико-математических наук, доцента Владимира Ивановича Иордана ведутся научные исследования по теме «Разработка компьютеризированных измерительных комплексов и прикладных программных пакетов компьютерного моделирования на МВС для исследования и предсказания функциональных характеристик СВС-материалов и газотермических покрытий».

– Чем сегодня славится ИЦТЭФ? Кто его развивает?

– Прежде всего – уникальным коллективом института, профессорско-преподавательским, инженерным составом, специалистами, обеспечивающими методическую работу в институте. Уникальность ИЦТЭФ – в научных коллективах, которые и являются визитной карточкой института. Это преподаватели, работающие под научным руководством Анатолия Алексеевича Лагутина, Виктора Владимировича Полякова, Владимира Александровича Плотникова, Владимира Ивановича Иордана. Подчеркну: университет отличается от других образовательных организаций в первую очередь тонким механизмом настройки образовательного процесса и научной деятельности. Фактически взаимодействие образования и науки дает синергетический эффект в высших учебных заведениях. Профессорско-преподавательский состав института эффективно работает в научной деятельности, используя современные подходы в познании окружающего нас мира через измерение.

– Какие молодые преподаватели сейчас работают на кафедре и чем они занимаются?

– Обратимся к сухим цифрам статистики. Сейчас в институте устроены по основному месту работы 11 молодых преподавателей до 39 лет. Четверо из них имеют степень кандидата наук и активно включены в образовательную и научную жизнь коллектива. Например, Александр Олегович Катасонов, доцент кафедры общей и экспериментальной физики АлтГУ, получил степень кандидата физико-математических наук в 2023 году. Уже в 2024 году победил в конкурсе проектов по программе «Приоритет-2030», стал руководителем проекта по теме «Студенческая цифровая лаборатория современных функциональных материалов». Цель этого проекта: трансформировать образовательный процесс, чтобы сформировать цифровые сквозные компетенции на основе создания системы партнерства с предприятиями Алтайского края для подготовки кадров, способных обеспечить технологическое лидерство в сфере машиностроения. Приятно, что многие молодые преподаватели включились в работу по проектам цифровой кафедры, акселерационной программы и других университетских проектов.

– Какие индустриальные партнеры взаимодействуют с институтом?

– Сейчас огромная востребованность выпускников института с компетенциями в области информационных технологий, окончивших направления подготовки «информационная безопасность», «информатика и вычислительная техника». Примеров хорошего трудоустройства в IT-компании можно привести достаточно много: Ростелеком, Сбер, Яндекс, Центр информационной безопасности, Галекс, Эстесис, КЕДР СОЛЮШЕНС и др. Выпускников по профилю «медицинская физика» принимают на работу ведущие медицинские учреждения: Алтайский краевой онкологический диспансер «Надежда», Консультативно-диагностический центр Алтайского края и другие. Конечно, выпускники института устраиваются на ведущие предприятия Алтайского края: Алтайский завод прецизионных изделий, Сибэнергомаш-БКЗ, «Ротор», «Геофизика», БСКБ «Восток» и др.

– Какие студенты сейчас учатся в ИЦТЭФ?

– Студенты, безусловно, целеустремленные, амбициозные. Они стремятся к знаниям. В связи с федеральной повесткой заметен рост интереса школьников к физике. Они участвуют в олимпиадах. Учась в университете, студенты интересуются вычислительными технологиями, информатикой, информационной безопасностью, искусственным интеллектом и машинным обучением. Без знаний математики и физики здесь обойтись нельзя. Поэтому часто приходится закрывать пробелы в знаниях со школы. Конечно, помимо учебы активно развивается внеучебная деятельность – студенты принимают участие во всех активностях университета.

– Каким вы видите институт в будущем?

– Сейчас мы видим однозначные установки государства на технологическое развитие страны, создание суверенной экономики, а это связано с качественным образованием в области естественно-научных дисциплин: математики, физики, химии, биологии. Поэтому в нашем институте важно сохранять и развивать подготовку будущих специалистов как раз в этой стратегически важной сфере. Исторически институт начал свой путь с фундаментального физического образования, но сейчас важно планировать качественную подготовку и по образовательным программам института в области информационных технологий: информатики и вычислительной техники, информационной безопасности и так далее. Конечно, перед институтом возникают и другие сложные задачи, скажем, набор абитуриентов на 1-й курс образовательных программ ИЦТЭФ.

Блиц с директором ИЦТЭФ

– Почему вы увлеклись физикой?

– Увлекся физикой уже в старших классах, точнее в 10-м классе, когда в школе был создан физико-математический класс. Занятия вел преподаватель из университета, в неделю было 6 часов физики: три часа в родной школе и три часа в университете. Осознанный интерес к физике, хоть и возник в старших классах, однако первые свои практические навыки я получил ранее – электронные схемы начал собирать еще в 7-м классе. Тогда было модно самим собирать светомузыкальные установки, бегущие огни, но в моем опыте были и усилители, приемо-передающие системы. К тому же университет давал возможность поступить без сдачи профильного предмета (физики), так как занятия проводил преподаватель физического факультета. Так и было решено поступать именно на физику. После получения первого, а потом уже и второго высшего образования осознанно вернулся к изучению физики и работе над научными проектами.

– Сложно быть главой семьи и главой института?

– Соглашусь – непростая задача быть главой семьи и директором института, но любая правильно сформулированная задача имеет хотя бы одно решение. Жизнь не может быть формально разделена: либо только работа, либо только семья. Человек должен самореализоваться и в профессии, и не забыть про любовь к жизни в преемственности поколений. Возможно, звучит возвышенно, но практика (а как известно, практика – критерий истины) нашей жизни свидетельствует о важности формирования правильного мировоззрения в социуме.

Дорогу осилит идущий!

Поздравление

С. В. Макаров, директор ИЦТЭФ:

– От лица дирекции института цифровых технологий, электроники и физики поздравляю уважаемый коллектив и студентов с пятидесятилетним юбилеем! От всей души желаю научных открытий, легких формул и амбициозных проектов.

Эля ПЕТРЕНЕВА

117 просмотров

Related posts

Можно поточнее?

Анна Загоруйко

Без химика ракета не взлетит

Здесь изучают жизнь