Биологи Алтайского государственного университета постоянно открывают новые виды в, казалось бы, уже полностью исследованном растительном мире. Вот и на территории Алтая находят нетипичных представителей зеленых. Про одного из них, лапчатку, рассказывает Алексей Анатольевич Кечайкин, к. б. н., ведущий старший научный сотрудник учебно-производственной базы практик «Южно-Cибирский ботанический сад».
Тему, связанную с Potentilla – лапчаткой, Алексею Анатольевичу предложил научный руководитель Александр Иванович Шмаков, доктор биологических наук, директор учебно-производственной базы практик «Южно-Сибирский ботанический сад». Она перспективна для изучения флоры Алтайской горной страны (АГС).
– На тот момент, когда я только занялся этой темой, видовой состав Potentilla для АГС еще не был выявлен, что придавало работе повышенную актуальность. На основании ревизии гербарных материалов и собственных многолетних экспедиционных исследований мы опубликовали более 70 работ по таксономии и систематике лапчаток, а также описали ряд новых для науки обнаруженных на Алтае видов. Теперь доподлинно известно, что во флоре АГС произрастает 92 вида лапчаток, из которых 14 являются эндемиками Алтая, – заостряет внимание Алексей Кечайкин.
Эндемики – это виды, произрастающие только на определенной территории и нигде более не встречающиеся. Другими словами, наши ботаники выявили, помимо прочего, и уникальные, характерные для Алтайской горной страны виды лапчаток. Это растение по-своему удивительно, оно относится к семейству Розоцветные (Rosaceae) и включает более 500 видов. Представители этого рода произрастают в основном в северном полушарии: на равнинах, в горах и в арктической зоне, а также в отдельных тропических регионах. Его высаживают и в саду.
– Надо сказать, что еще со времен Карла Линнея этот род претерпевает таксономическую нестабильность, оставаясь сложнейшим объектом в систематике растений. Дело в том, что он представлен видами с различными жизненными формами, широкой экологической амплитудой и довольно многообразными диагностическими признаками. Наиболее известные и широко распространенные виды: Лапчатка серебристая (Potentilla argentea) и Лапчатка гусиная (Potentilla anserina). Кроме того, такие известные растения, как Сабельник болотный (Comarum palustre) и Курильский чай (Dasiphora fruticosa), изначально были описаны в составе Potentilla, а впоследствии обособлены в самостоятельные роды, – подчеркивает Алексей Анатольевич.
Сейчас совместно с зарубежными учеными наши ботаники проводят секвенирование и анализ полного хлоропластного генома узколокальных эндемичных лапчаток Монгольского Алтая (Западная Монголия).
– Подобные исследования в отношении лапчаток Алтайской горной страны пока не проводились. Полные геномы хлоропластов оказались очень полезны для исследований эволюции, филогении, разнообразия и идентификации отдельных родов и видов семейства Rosaceae. К настоящему времени полные хлоропластные геномы Potentilla известны лишь для 75 видов.
Что касается полезных свойств, то многие виды Potentilla содержат более 210 соединений, в том числе флавоноиды, дубильные вещества, тритерпены и фенольные соединения. Современные исследования показали, что эти структуры отвечают за широкий спектр фармакологической активности. Это противоопухолевая, антигипергликемическая, противовоспалительная, антиоксидантная, гепатопротекторная и прочая активности. К примеру, Potentilla erecta (Калган), встречающийся крайне редко в Алтайском крае, занесен в список Государственной фармакопеи России и обладает множеством лекарственных свойств, в числе которых иммуномодулирующие, антиоксидантные и антибактериальные.
– Тем самым представители рода Potentilla очень перспективны для использования в традиционной и официальной медицине. Стоит отметить и декоративные свойства лапчаток. В озеленении часто используются виды с белыми, розовыми и красными лепестками. Существует немало искусственно выведенных сортов с махровыми цветками, не встречающимися у диких представителей, – резюмирует Алексей Кечайкин.
Эля ПЕТРЕНЕВА