Издавна главные новогодние персонажи: Дед Мороз
и Снегурочка. Добрый морозный дедушка разносит подарки детям, а внучка ему, как известно, помогает. Давайте представим, что милая Снегурочка – героиня кубизма. А нам даже и представлять не нужно: преподаватель колледжа АлтГУ Софья Семенова, дизайнер, нарисовала для новогоднего выпуска «ЗН» кубическую и супрематическую (ее вы найдете в соцсетях газеты) Снегурочку. Мы расспросили Софью Николаевну, в чем снегурочкина художественная сила?
– Софья, все привыкли к классическому образу Снегурочки. Давайте проведем эксперимент: как бы выглядела внучка Деда Мороза в модернистском стиле?
– Специально для вас я нарисовала на графическом планшете Снегурочку в двух модернистских стилях – супрематизме и кубизме. Главное, чтобы в произведении считывался образ, что я и сделала: изобразила бело-голубой наряд, косу, кокошник – почему-то именно с ним у меня ассоциируется образ внучки Деда Мороза, красные щечки. То есть у нас есть образ Снегурочки, который просто нужно передать через приемы стиля, это может быть и супрематизм, и импрессионизм, и барокко, и любой другой. Надо сказать, что в России роль основателя кубизма взял на себя художник Давид Бурлюк. Он определял кубизм как «канон сдвинутой конструкции», изображение объекта «с нескольких точек зрения». Так, в моей работе используются кусочки сдвинутой конструкции красных щек снегурочки, косы и элементы ее наряда в голубых, синих и белых оттенках. Что касается супрематизма, то я вдохновлялась произведением «Женщина с граблями» Казимира Малевича, который и основал в России это направление. На картине представлена русская работящая женщина, и в своей работе я также хотела передать этот образ через нашу русскую Снегурочку. Философия супрематизма проста: круг (символ единства и бесконечности), квадрат (абсолют и бесконечность), треугольник (движение и динамичность). Ничего лишнего, как и образ Снегурочки, такой понятный и родной.
– Одна из самых известных новогодних картин – «Снегурочка» Васнецова. Какие еще картины с новогодним сюжетом приходят вам в голову?
– Мне сразу же вспомнилась картина Егора Николаевича Зайцева «Рождественская елка» 1996 года, на которой бабушка в советской квартире наряжает елку, рядом с ней стоит короб со старыми елочными игрушками. Вторая картина, которая приходит на ум: «Утро Нового года» Александра Левченкова. Картина написана в холодных тонах, передает атмосферу морозного новогоднего утра. На ней ребенок стоит возле наряженной елки и любуется ей. Эти картины навеивают детские воспоминания. Вообще, у меня Новый год почему-то ассоциируется с Советским Союзом, хотя я в нем не жила. Вся новогодняя атмосфера – игрушки дома, дождики, утренники в детском саду – все воссоздает советскую атмосферу. Смотря на эти картины, так и хочется вернуться в детство. Я даже думала взять у бабушки советских елочных игрушек, чтобы нарядить ими елку, хотя последние годы наряжаю ее в современном стиле.
– Если говорить о символике цвета: Снегурочка появляется то в белом, то в синем одеянии. О чем эти цвета могут сказать художнику? Почему именно они характерны для Снегурочки, а не зеленый или желтый, например?
– Давайте возьмем цвета, в которых чаще всего изображают Снегурочку. Белый является символом невинности, чистоты. Это подходит к образу, потому что Снегурочка приходится внучкой Деда Мороза, по сути, она ребенок, который априори невинен. Синий тоже можно интерпретировать как символ чистоты. А также оба этих цвета можно считать символами зимы и холода – белый как снег, синий как лед. Как раз это подходит под фольклор, в котором Снегурка, или Снежевиночка, является девушкой, слепленной из снега. Позже этот сюжет возьмет для своей пьесы Александр Островский. Другие цвета не подойдут Снегурочке, потому что они теплого оттенка. Красный ассоциируется с «горячим» Дедом Морозом, желтый и зеленый тоже мимо. Возможно, мог бы подойти фиолетовый, но это благородный, дорогой цвет, а Снегурочка у нас простая девушка, никакая не королева для такого цвета.
– Примечательно, что Снегурочка – персонаж уникальный, прямых аналогов в других культурах ему нет. Насколько это, так скажем, художественно сильный образ? Почему к нему обращались и обращаются до сих пор?
– Наверное, потому что если мы будем рассматривать образ Деда Мороза, то это будет добрый старик, который приносит подарки детям. Конечно, в некоторых странах он выступает в роли злого персонажа, но это другая история. А Снегурочка выступает как дополняющий образ. Как-то я читала, что она является хранительницей природы: синий и белый цвет означают девичество, невинность, она успокаивает собой сильные морозы и бури и превращает их в спокойную теплую погоду. В этом плане она является антиподом Деда Мороза, который может разозлиться и нагнать пургу. Вообще, Снегурочку можно сравнить с эльфами у Санта-Клауса, но только есть одно, по моему мнению, важное отличие: эльфов много, а девушка – одна, к тому же русская. Да, это можно представить как образ сильной русской женщины, которая и коня на скаку остановит, и поможет подарки разнести…
Мстислав ВЯЗАНЦЕВ