Историки АлтГУ завершили реализованный по гранту РНФ двухлетний проект
Кафедра востоковедения завершает двухлетнюю работу над проектом «Власть и общество в Степном крае Российской империи: эволюция практик взаимодействия (XIX – начало XX вв.)», который был реализован по гранту Российского научного фонда (РНФ). Проект посвящен анализу механизмов взаимодействия органов государственной власти Степного края – территории, большая часть которой сегодня входит в состав Казахстана. Над проектом работали сотрудники кафедры: Юлия Александровна Лысенко, Ирина Борисовна Бочкарева, Анна Игоревна Власова, Ольга Евгеньевна Гундова. Об этом подробно поговорили с Юлией Александровной Лысенко – заведующей кафедрой востоковедения АлтГУ и руководителем проекта.
– По условиям гранта мы подготовили и опубликовали серию научных статей в журналах с индексацией в базах Scopus, Web of Science, WAC, RF, РИНЦ. Также в течение двух лет мы активно участвовали в конференциях, как российских, так и зарубежных, что позволило получить ценную апробацию наших исследований. Одним из результатов проекта стала подготовка и издание монографии, в которой отражены процессы, которые мы изучали. Важно отметить, что проект был реализован с участием молодых ученых, что является одним из основных условий гранта, – рассказывает Юлия Александровна. – Моя аспирантка Анна Игоревна Власова успешно защитила свою диссертацию по истории медико-санитарной службы Степного края в 2023 году. В рамках нашего проекта она изучала взаимодействие властей и региональных отделений Красного Креста в Степном крае в решении санитарных и медицинских вопросов региона.
Ольга Евгеньевна Гундова благодаря гранту смогла провести исследования в Национальной библиотеке Республики Казахстан, фондах Центрального государственного архива Республики Казахстан в Алматы и Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге. Полученные материалы стали основой для статей, включенных в нашу монографию. Также эта работа позволила Ольге Евгеньевне собрать информацию не только для гранта, но и для своей кандидатской диссертации, защита которой запланирована на 2025 год.
За два года исследований мы осуществили семь командировок для работы в библиотеках и архивах Алматы и Санкт-Петербурга. В Казахстане были обнаружены уникальные документы, относящиеся к проекту, поскольку в Центральном государственном архиве Республики Казахстан хранится фонд канцелярии Степного генерал-губернатора, где сосредоточен колоссальный объем материалов по нашей теме.
В проекте мы проанализировали различные аспекты взаимодействия органов государственной власти с населением Степного края и, самое главное, узнали, удавалось ли решать возникающие проблемы конструктивно.
Рассмотрим некоторые вопросы поподробнее.
Эволюция власти и управления в Степном крае
В XVIII веке начался процесс присоединения Казахстана к Российской империи через систему косвенного управления и взаимодействие с казахской политической элитой. Территориально располагаясь между двумя крупными империями – Российской и Цинской, казахская политическая элита в 30-е годы XVIII века приняла решение выбрать в роли стратегического союзника Российскую империю, инициировав процесс присоединения к ней казахских кочевий. Обе стороны стремились понять интересы друг друга и наладить взаимодействие. Переписка между казахскими ханами и российскими властями стала важным механизмом взаимодействия.
С началом XIX века, когда в регионе начала формироваться система управления по российскому образцу, чиновники все же сохранили элементы местного самоуправления для казахского населения. Представители казахского народа начали занимать должности аульных и волостных управителей. В этот же период появилась новая форма взаимодействия властных структур с казахской аристократией – отправка депутатских миссий казахских родоправителей в Санкт-Петербург ко двору императора. Они подавали прошения, перечисляя проблемы, которые с их точки зрения можно было решить при участии властных структур. Российская администрация рассматривала эти запросы и удовлетворяла некоторые из них, если они не противоречили государственному курсу в Степном крае.
Формирование гражданского общества и местного самоуправления
Во второй половине XIX века в Российской империи произошли значительные изменения в системе взаимоотношений власти и общества, обусловленные буржуазными реформами. Эти реформы способствовали формированию рыночного сектора экономики в регионе, урбанизации. На рубеже XIX–XX веков Степной край был открыт для переселения крестьян из европейской части страны.
Данные процессы существенно изменили социальную систему и структуру Степного края, привели к появлению новых социальных групп и усложнению социальных отношений. В регионе стали активно формироваться элементы гражданского общества, система местного/земского самоуправления и т. д. К 1914 году в Степном крае было зарегистрировано около 65 общественных организаций, просветительской, религиозной, благотворительной, научно-исследовательской направленности. В этот же период появились первые филиалы российских партий и местные партии, созданные казахской интеллигенцией.
Взаимодействие власти с общественными организациями
Усложнение системы социальных связей и отношений в Степном крае на протяжении второй половины XIX века расширяло и спектр коммуникации власти и общества. Центральные и региональные органы управления активно взаимодействовали с общественными организациями.
Яркий пример – решение местными властями проблем здравоохранения населения Степного края с привлечением ресурсов и возможностей региональных отделений Российского Красного Креста. По просьбе властей они брали на себя финансовые обязательства по обеспечению переселенцев продовольственной и медицинской помощью. Буквально в юртах создавались медицинские пункты для переселенцев.
Коммуникация между властями и Красным Крестом особенно усиливалась в период пандемий. Тиф, холера и оспа становились постоянной угрозой для населения степных областей. Региональные отделения Красного Креста по просьбе властей направляли дополнительный медперсонал, выделяли средства для закупки медикаментов и т.д.
Процессы взаимодействия власти и населения
В конце XIX – начале XX века получила активное развитие еще одна форма коммуникации власти и общества – жалобы и ходатайства от рядовых граждан, включая сельское, кочевое, переселенческое и городское население. В рамках действовавшего законодательства все прошения от населения рассматривались на региональном уровне – в уездных и областных правлениях, в течение месяца. Иногда рассмотрение дел затягивалось до полутора лет, что зачастую было вызвано необходимостью тщательной проверки ситуации, отраженной в прошении, и юридического основания принимаемого решения по нему. Тем не менее в большинстве случаев власти реагировали достаточно оперативно, и это касалось как русских, так и казахов и других национальностей, без этнических исключений.
Если решения властей не удовлетворяли заявителей, они могли обратиться в Правительственный сенат в Петербурге, где существовал специальный отдел для апелляций граждан. В зависимости от сложности дела Сенат должен был дать ответ в течение полутора месяцев, а при необходимости назначалась межведомственная проверка.
Взаимосвязь органов власти и населения подтверждалась тем, что ходатайствующим всегда сообщалось окончательное решение. Коммуникация власти и общества была выстроена.
Акцент
– Следует отметить, что данный проект имел огромное значение для профессионального роста его исполнителей, а также для наполнения имперской проблематики – Новой имперской истории – новым содержанием и смыслами. Мы смогли ввести в научный оборот целый плат ранее фактически не изучавшегося аспекта политики Российской империи в Степном крае – взаимодействия ее органов государственной власти с обществом. Проект предоставил молодым ученым возможность собирать информацию и работать в архивах как в России, так и за границей, за что мы очень благодарны Российскому научному фонду. В то же время нужно сказать, что двухлетний срок проекта – это недостаточно для всеобъемлющего освещения данной научной проблемы, – отметила Юлия Александровна. – Обычно проекты, поддерживаемые РНФ, рассчитаны на три года с возможностью продления. Поэтому, конечно, мы и дальше будем продолжать работу в этом направлении, несмотря на завершение гранта.
Ирина СМОЛЬЯНИНОВА, НОЦ «Большой Алтай»
Фото Марии ДУБОВСКОЙ