Во времена активного использования медиа, появления маркетплейсов и большого количества произведений разного формата вопрос защиты интеллектуальной собственности стоит все острее. Чаще слышны слова «плагиат», «авторское право» и другие. «ЗН» пообщалась с Андреем Александровичем Серебряковым, старшим преподавателем кафедры гражданского права АлтГУ, руководителем практики охраны интеллектуальной собственности юридической фирмы NDM consulting & litigation group, и узнала, что интеллектуальной собственностью может быть даже фонограмма ночного города, а также почему герой мультфильма Свинка Пеппа может стать поводом для судебного иска.
Интеллектуальная собственность
В широком смысле интеллектуальная собственность представляет собой результаты творческой деятельности человека. Это могут быть научные тексты, художественная литература, произведения изобразительного искусства, фильмы, сериалы, мультипликация, музыкальные произведения. В целом круг того, что законодатель считает интеллектуальной собственностью, чрезвычайно широк.
Помимо этих творческих результатов, к ней же могут относиться результаты деятельности в научно-технической сфере. Это изобретения, полезные модели либо селекционные достижения: новые породы животных, новые сорта растений. Помимо того, к интеллектуальной собственности относятся товарные знаки, фирменные наименования, наименования места происхождения товаров. Можно обладать правами на фонограмму, даже на записи звуков природы или города. Для доказательства достаточно предоставить оригинал своей записи. Вообще, в статье 1225 четвертой части Гражданского кодекса РФ представлен исчерпывающий перечень того, что считается интеллектуальной собственностью.
Охранный документ и софт
Каждый вид интеллектуальной собственности имеет свой, как говорят юристы, правовой режим, то есть правила регламентации. Есть такая интеллектуальная собственность, которая не подлежит какому-то специальному учету или регистрации. Достаточно создать произведение в результате своей творческой деятельности. Например, географическая карта в этом смысле тоже будет творческим произведением. Самого факта создания достаточно для того, чтобы авторские права возникли. Единственное, важно доказать факт первоначального создания произведения конкретным автором, предоставить исходник. Есть интеллектуальная собственность, которая подлежит обязательной регистрации. Это то, что относится к объектам патентных прав, те же изобретения. Здесь чуть проще с точки зрения формализации, ведь есть охранный документ, патент или свидетельство, который подтверждает наличие этой интеллектуальной собственности. Нет такого документа – значит, нет интеллектуальной собственности. С другой стороны, процедура получения этого документа сложная. Эксперты Федеральной службы по интеллектуальной собственности тщательно проверяют, имеются ли все основания для регистрации или нет. Есть такие специфические виды интеллектуальной собственности, которые могут регистрироваться по желанию. Например, программа для ЭВМ, то есть то, что называется софтом, иначе говоря, любое приложение, веб-сайт и т.п. Второй такой объект – это база данных. Достаточно создать базу данных, чтобы интеллектуальные права возникли. В этих случаях процедура регистрации носит скорее уведомительный характер.
Все по закону
На сегодняшний момент регулирование интеллектуальной собственности осуществляется в рамках четвертой части Гражданского кодекса РФ. Она вступила в силу с 1 января 2008 года. До этого момента в Российской Федерации действовали отдельные законы, регулирующие отношения в различных сферах интеллектуальной собственности: закон об авторском праве и смежных правах, патентный закон, закон о товарных знаках и знаках обслуживания и другие. Их объединили, переработали, и получилась четвертая часть Гражданского кодекса РФ. Кроме того, важно учитывать, что в сфере интеллектуальной собственности действует большое количество международных соглашений. Права на интеллектуальную собственность на территории Российской Федерации могут защищать в том числе иностранные граждане. Это возможно благодаря взаимному признанию прав авторов государствами – участниками таких соглашений. Например, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года. Так и Россия и, допустим, Япония являются участниками упомянутой конвенции, входят в так называемый Бернский союз по охране прав авторов на их литературные и художественные произведения. Поэтому произведение, например манга, опубликованная в Японии, получает такой же охранный статус в России, как если бы она была опубликована в нашей стране.
Скандальная Свинка Пеппа
Длительное время нарушения прав на интеллектуальную собственность отличались высокой латентностью. Этому способствовали различные факторы: экономические, социальные и правовых, в частности, способы защиты интеллектуальных прав были не столь эффективными. Но постепенно стандарт охраны интеллектуальных прав существенно вырос. Российская Федерация взяла на себя международные обязательства по повышению уровня охраны интеллектуальной собственности при вступлении во Всемирную торговую организацию. Это одна из причин появления четвертой части Гражданского кодекса. Постепенно стало проще и эффективнее защищать свои интеллектуальные права в России. За прошедший 2024 год по делам о защите интеллектуальных прав было заявлено более 55 000 исков. Сейчас активно практикуется пресечение нарушений интеллектуальных прав при продаже товаров на маркетплейсах. Часто это связано с тем, что на маркетплейсах продаются контрафактные товары. Например, товары, маркированные товарными знаками без разрешения правообладателя. Кроме того, нарушением интеллектуальных прав может считаться и добавление в карточки товаров товарных знаков, фотографий, изображений, принадлежащих другим лицам. В некоторых случаях и сам товар может представлять собой нарушение авторских права. К примеру, возьмем известный персонаж Свинку Пеппу, изначально это рисунок – произведение изобразительного искусства. Необходимо отметить, что закон к произведениям как объектам авторских прав никаких высоких стандартов не предъявляет. Четверостишие, написанное на заборе, охраняется точно так же, как высокохудожественная литература. Вернемся к Свинке. На основе этого рисунка создан мультипликационный персонаж. Представим, что продается игрушка, изображающая эту Свинку Пеппу. Продажа таких фигурок, мягких игрушек либо одежды, канцелярских товаров, рюкзачков и так далее с нанесенным на них изображением данного персонажа – все это будет использованием оригинального произведения. И если на это не дано согласие правообладателя, то это будет считаться нарушением. Если товар представлен официально, то вопросов нет. И такой прецедент действительно был. Спор начался в конце 2021 года. Правообладатель из Великобритании обратился с иском в арбитражный суд Кировской области о защите авторских прав на персонажа Свинка Пеппа. Ответчик продавал товары, содержащие изображение этой Свинки. В качестве одного из аргументов продавец приводил довод в пользу того, что правообладатель – из недружественной для Российской Федерации страны, из Великобритании. Первая инстанция в иске отказала, в том числе сославшись на этот аргумент. Однако в итоге было вынесено решение в пользу правообладателя. Правда, сумма компенсации была снижена до минимального размера.
Еще один случай: некоторое время назад общество с ограниченной ответственностью «Восьмая заповедь» занялось массовым оформлением прав на фотографические произведения (фотографии), которые были размещены в сети Интернет, в том числе на фотостоках. После этого компания стала предъявлять претензии к лицам, использующим эти фотографии на своих сайтах, страницах в социальных сетях, рекламных объявлениях и т.п. Было предъявлено более двух тысяч исков за короткий период. Минимальная ставка компенсации за нарушение составляла 10 тысяч рублей. В некоторых случаях доходило до 500 тысяч рублей. В подавляющем большинстве случаев требования компании были удовлетворены.
По мотивам
Когда мы говорим о защите авторских прав, важно учесть один нюанс. Чтобы говорить о каком-то нарушении, нужно убедиться, что нарушитель использовал именно то самое конкретное произведение, конкретный объект авторских прав. Необходимо доказать, что именно твое произведение было использовано хотя бы частично. Одно дело, когда нарушение очевидно и произведение скопировано нарушителем. Другой случай, когда между оригиналом и другим произведением есть общие черты, но имеются и отличия. Если оригинальный рисунок или оригинальное произведение подверглось какой-то переработке, тут нужно быть более внимательным. Переработка – это не любое изменение. Например, в музыкальной сфере это будет изменение аранжировки, применительно к рисункам это может быть изображение в другом стиле. Может оказаться, что это не переработка, а создание самостоятельного творческого произведения, по мотивам оригинала. Можно взять идею, но сделать это через субъективное видение, и тогда это абсолютно законно, никакого нарушения не будет.
Есть так называемые случаи свободного использования интеллектуальной собственности, их больше всего в авторском праве. Например, в учебных, научных, информационных целях можно использовать чужие произведения. Но, как правило, эти свободные способы использования все равно требуют соблюдения неких формальностей. Должно быть обязательное указание автора произведения, указание источника заимствования, и объем использования должен соответствовать указанным в законе целям. Редко когда закон допускает полное копирование. Чаще всего это что-то небольшое, например цитата. И еще одно требование – это цель. То есть важно понимать, в каких целях использовано то или иное произведение. Незнание закона не избавляет от ответственности. Если фотография из интернета была использована без указания автора и его разрешения, то это в подавляющем большинстве случаев будет нарушением. И неважно, что отметку было «негде» поставить. Законодатель четко устанавливает, что отсутствие запрета на использование интеллектуальной собственности не считается разрешением.
Шаг влево, шаг вправо – нарушение
Разрешенные способы использования интеллектуальной собственности без согласия авторов (правообладателей) ограничены определенными законом случаями. В российском праве закреплены четкие основания использования чужой интеллектуальной собственности. Шаг влево, шаг вправо – нарушение. Вместе с тем авторы, правообладатели по своему усмотрению решают, будут ли они защищать свои нарушенные права или нет. Важно учитывать, что автор и правообладатель не всегда одно лицо. Так, фотограф может передать исключительные права на созданные им произведения заказчику по договору. В такой ситуации все переговоры об использовании произведения необходимо вести именно с этим лицом, а не автором.
Интеллектуальная собственность в АлтГУ
В юридическом институте преподается базовая дисциплина гражданское право, на которой изучаются вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью. Уже более 10 лет Андрей Александрович ведет спецкурс для юристов «Правовое регулирование интеллектуальной собственности». Ежегодно АлтГУ проводит тренинги предпринимательских компетенций, на которых студенты разбираются со всеми нюансами использования интеллектуальной собственности в бизнесе.
Эльвира ПЕТРЕНЕВА
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА