О таких людях Гессе сказал бы, что они поистине услышали «радиомузыку жизни». Они развеивают мифы, что творчество – это дисгармония. Елизавета Зимонина, флейтистка, студентка 4-го курса кафедры искусств АлтГУ (класс доцента Владимира Николаевича Анисимова), – пример невероятной открытости миру, самодисциплины и веры в свои силы. В конце минувшего марта она завоевала Гран-при на II Всероссийском фестивале-конкурсе исполнителей на духовых и ударных инструментах «Кубок Алтая». А еще Елизавета играет в трех барнаульских оркестрах, преподает в детской школе искусств и к тому же успевает писать картины и читать любимую русскую классику.
– Нас, музыкантов, можно сравнить со спортсменами, с теми же фигуристами. Прыгнет она свой тройной аксель или упадет? Возьмется нота или не возьмется – кто знает? Это момент, это мгновение, это человеческий фактор – произойти может все что угодно. Например, рука дернется. Поэтому профессионализм в нашем искусстве – это стабильность. Мы для этого и учимся, чтобы, несмотря ни на какие факторы, музыка текла легко, свободно. Полтора года назад мне пришло осознание: вот иду я на сцену и понимаю, что выступлю не как карта ляжет, не как вселенная пошлет, – вся ответственность на мне. Я знаю, что нота возьмется, ведь я знаю, как сделать так, чтобы она взялась. С этого и начинается мастерство: когда приходит осознание, что все, что ты делаешь – делаешь ты.
Так рассуждает Елизавета Зимонина. В последний день марта она заглянула в нашу редакцию, чтобы рассказать о своей «жизни в искусстве». Мне кажется, сам Станиславский сказал бы на эту фразу – «верю», ведь творчество окружало Лизу всегда. Когда-то мама Лизы рассказала ей о девочке, которая очень хотела научиться играть на флейте. Вот только жила она в деревне, где музыкальной школы не было. Лиза поняла: у нее самой ведь такая возможность есть, значит, надо ей воспользоваться. Девочка попала в класс Елены Геннадьевны Маковской в детскую школу искусств № 8, которую успешно окончила в 2016 году. А сейчас уже не Лиза, а Елизавета Павловна – преподаватель в своей родной ДШИ, некогда ее учителя стали коллегами.
– Училась с удовольствием. В детстве учеба ощущалась просто как очередная игра. Конечно, был период подростковый, когда хотелось все бросить, но он быстро прошел, и с тех пор такие мысли меня не посещали. Хорошо помню свою радость от первой пятерки по специальности: я ведь тогда еще даже в школу не ходила, мне было шесть лет, и оценок не получала. Вместе с учебой в ДШИ ходила в художественную школу, а в садике меня водили еще и на вокал, и на танцы. Так что к такому загруженному графику я привыкла с детства и с тех пор живу в нем постоянно. В художественной школе училась по классу живописи шесть лет. Рисовать любила всегда, только монотонная работа над эскизом мне совсем не нравилась, особенно когда долго над ним работаешь, а потом преподаватель говорит тебе: «Сделай то же самое, только сдвинь на пару миллиметров…». Музыка казалась мне намного интереснее, потому что в ней есть динамика – сама жизнь! — делится воспоминаниями Елизавета.
В свободное время она пишет картины, все-таки художественная выучка никуда не ушла, и читает русскую классику. Флейтистка уверена, что все виды искусств существуют в симбиозе, их нельзя оторвать друг от друга, поэтому по истории музыки в АлтГУ студенты изучают еще и художников, писателей, чтобы сложить целостную картину об искусстве: нужно понимать, как от барокко люди перешли к классицизму, а затем к романтизму.
Репертуар у Елизаветы насыщенный: помимо учебы в АлтГУ по направлению «музыкально-исполнительское искусство» она играет в оркестре «Сибирь», оркестре ДШИ № 8 «Ритм Бэнд», а в 2022–2023 годах руководила молодежным оркестром АлтГУ. В 2025 году артистка оканчивает 4-й курс и в своей дипломной работе исследует современные приемы игры на флейте: композиторские эксперименты второй половины XX – первой четверти XXI века во флейтовом искусстве. Без теории, признается флейтистка, музыканту никуда, нужно знание сольфеджио, гармонии, истории музыки: «Как исполнить произведение, не зная его стилистики, истории и биографии композитора, не представляя, какие чувства он вкладывал, чтобы написать его?»
– Мне нравится слушать фактурную музыку. В каждом историческом периоде я нахожу что-то интересное. Мои любимые композиторы – Шостакович, Рахманинов и Чайковский. Но сейчас, когда в моей жизни так много музыки, хочется тишины или чего-то легкого. Русского рока какого-нибудь (смеется), – отмечает Елизавета.
Студентка очень любит играть в оркестре и сравнивает игру в нем – с объятием. С одной стороны, чувство ответственности и волнение за коллектив, а с другой – поддержка и единение. Со временем чувство волнения, особенно во время исполнения соло с оркестром, страх подвести пропадает, взамен приходит ощущение поддержки от людей, которые сидят позади. В моменте удается погрузиться в произведение и отыграть его на все сто. Совсем недавно Елизавета завоевала Гран-при на фестивале-конкурсе исполнителей на духовых и ударных инструментах «Кубок Алтая»:
– На конкурсе я играла «Венецианский карнавал» Джулио Бриччальди. Эта мелодия, так скажем, примитивная, с вариациями, которая написана для всех инструментов и в совершенно разных интерпретациях. Звучит как огромное техничное упражнение. У меня же была цель другая: показать именно карнавал, а не то, как я умею быстро и технично играть. Многие забывают, что это в первую очередь не упражнение, а музыкальное произведение. Я смотрела и фотографии, и видео с венецианских карнавалов, рассматривала, какие маски там используются. Эти образы, когда играешь Бриччальди, перед глазами обязательно должны присутствовать. Второе сольное произведение играла Great Train Race Яна Кларка. В нем используются современные приемы, имитирующие звуки приближающегося поезда. Оба произведения – еще и моя выпускная программа в университете. Поэтому на конкурс я шла с мыслью, что как раз попробую отыграть ее.
«Карнавал» начала играть уже летом, «Поезд» только в октябре начала готовить. Но говорить, что подготовка началась именно тогда, не совсем верно. Все-таки подготовка музыканта более длительная, постоянная, с учетом прошлого опыта. Выступала на «Кубке Алтая» самая последняя, ближе к семи вечера. Понимала, что члены жюри уже устали, да и я сама до конкурса пять часов работала в оркестре. Решила, что надо всех оживить, артистично все показать, что мне и удалось: артистизм жюри оценило. В своем результате была уверена. Накануне конкурса мне отчего-то захотелось пересмотреть мультфильм «Тачки», а там у главного героя, Молнии МакКуина, спрашивают: «Почему ты все время побеждаешь?» Он отвечает, что он и не думает, что может проиграть. Я решила, что с такой мыслью нужно идти и мне. Всегда говорю себе, что иду не на конкурс, а на концерт. Что хочу побыть артисткой, поднять зрителям настроение. Как мне кажется, эта творческая энергия передается залу. Технику может наработать абсолютно каждый музыкант, а вот передать чувства и энергетику – это надо уметь. Когда за день напреподаешься, наработаешься, а вечером приезжаешь уставшей на концерт в «Сибирь», задумываешься: «Для зрителей это же событие, они так трепетно собирались, наряжались, чтобы прийти и насладиться музыкой. А я возьму и выйду никакая…». Это же неправильно. Поэтому выхожу с настроем, что для людей – это событие, значит, нужно создать им настроение, несмотря на то, что осталось за кулисами. Может, там ребенок сидит, он услышит звуки флейты, восхитится ими и попросит маму отдать его учиться, а затем станет заслуженным артистом России? У меня отношение к творчеству такое, что это все – для людей.
Останавливаться на достигнутом Елизавета не собирается, уверена, что, даже не покидая родной город, сможет участвовать в конкурсах и мастер-классах, преподавать в ДШИ и музыкальном колледже: вносить свой вклад в развитие духового искусства на Алтае. Елизавета не разделяет пути артиста и педагога – для нее это две ипостаси жизни:
– Главный результат моей педагогической деятельности – выход детей на конкурсы и концерты. Если ребенок сыграл плохо и выходит со сцены в слезах – он идет меня обнимать. Если он сыграл хорошо, выходит радостный – он тоже идет меня обнимать. Я стараюсь выстроить максимально доверительные отношения. Все должно быть по собственной инициативе и по любви. Дети у меня вообще замечательные, тоже меня поддерживают и понимают мою занятость. Они пришли ко мне совсем маленькие, по шесть-семь лет, а сейчас девочки выросли, и я от них тоже получаю отдачу.
В ДШИ № 8 стали приходить уже целенаправленно, чтобы учиться у Елизаветы. Флейтистка сокрушается: жалко, что не может взять всех, бюджетные места ограничены. Она отлично чувствует эмоции своего ученика. Бывает, когда ребенок приходит в плохом настроении, чуткий педагог предлагает для начала просто выпить чаю. «Музыка никуда не уйдет, а душевный разговор ему сейчас больше пользы принесет, нежели я заставлю его поверх еще и заниматься. На детей это положительно влияет, они заряжаются, приходят потом и все хорошо учат», – объясняет Елизавета и подчеркивает, что музыкант должен быть еще и тонким психологом. В университете есть даже отдельный предмет «музыкальная психология», где студентам рассказывают, как разные аккорды, консонансы и диссонансы могут влиять на сознание человека. Все знают, что мажор – весело, минор – грустно, но на самом деле все гораздо сложнее. Если посмотреть в само устройство гармонии, на построение кульминации, то станет понятно, почему музыка романтизма такая волнующая. В музыке всегда происходит возвращение в тонику, но в произведениях эпохи романтизма фразы все время обрываются, и не завершаются, и не приходят в тонику. Кажется, вот-вот финальный аккорд, но опять откат. Опять, идет-идет – но снова волнение. И все это изучают артисты любой эпохи, чтобы донести до зрителя всю палитру эмоций в произведении: что в XIX-м, что в XXI веке…
Флейта-блиц
Любимое музыкальное произведение? Концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром № 2, особенно первая его часть
Любимые книги? «Горе от ума» Грибоедова (вы видели Чацкого?) и «Герой нашего времени» Лермонтова
Любимые фильмы и сериалы? У меня бывает настроение посмотреть легкие американские фильмы нулевых, «Дрянные девчонки», например. Это мозг освобождает от повседневной нагрузки.
Из сериалов очень люблю «Игру престолов»
Что стоит на обоях в телефоне? Цитата из Толстого:
«И нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
Жизненное кредо? Слушать свое сердце
Анна ЗАГОРУЙКО