Градостроительство не просто расстановка домов и дорог, а целая наука о создании комфортной городской среды. Важно соблюсти все: социально-экономические и экологические условия. Каждый хочет жить в уютном и красивом городе. О правилах градостроительства знает все Наталья Юрьевна Боронина, к. с-х. н., доцент кафедры экономической географии и картографии АлтГУ. «ЗН» задала ей экспертные вопросы о проблемах старого Барнаула, озеленения и зонирования.
– Наталья Юрьевна, как за последние годы изменился Барнаул?
– Нельзя отрицать, что город постоянно растет, строится. Появляются не только новые кварталы и здания, но и меняются старые. Вообще, у любого города, Барнаул здесь не исключение, есть генеральный план – один из основных документов территориального планирования, регламентирующий действия градостроителей. Этот план состоит из двух частей: графической и текстовой. Уже несколько лет в городе идет масштабная реновация зеленых зон. Взять, к примеру, парк «Изумрудный», изменившийся за пять лет до неузнаваемости. В нем появилось многое: современные спортивные и детские площадки, беседки, велодорожки, высажено много деревьев, газонов. А сейчас, вы знаете, идет активное восстановление парка «Юбилейный» – самого большого в краевой столице, оно стартовало в 2022 году в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». В парке уже прошло обустройство зон для активного отдыха, включающих скейт-парк, роллердром, памп-трек, а также различные детские площадки и игровые комплексы. Осенью 2024 года здесь высадили 144 дерева и 147 кустарников! Если рассматривать Барнаул с точки зрения удобства, он не совсем совершенен по одной простой причине: ему почти 295 лет и при его изначальном строительстве не учитывались социальные, экономические, экологические, санитарно-гигиенические условия.
– Для удобства каждый город разделен на районы. Зачем так делают и по какому принципу определяются границы каждого района?
– Разделение пространства на определенные участки, или, по-другому, зонирование, было введено для удобства управления земельными ресурсами. Ведь куда проще отслеживать и поддерживать порядок на небольшой местности, чем во всем городе. При определении границ района учитывается много факторов, например его близость к общественному центру, наличие производственных зон и т. д. Если на территории много промышленных объектов, зонирование выполняется с учетом климатических условий, розы ветров (диаграммы, позволяющей определить направление и силу ветра в конкретной точке земли. – Прим. автора), направления уклона местности, а также социальной ситуации в городе. Как правило, производные зоны размещают на периферии населенного пункта, с учетом преобладающего ветра.

– Какой барнаульский район сегодня наиболее перспективный и комфортный для жизни по современным меркам?
– Сейчас активно развивается Северо-Власихинская территория, здесь появляются новые микрорайоны. В центральной части города также ведется реновация. Важный принцип современного градостроительства – комплексное освоение территории. Точечная застройка, когда один многоэтажный дом окружен старыми постройками, ведет к архитектурной невыразительности города, и сейчас такое не всегда допускается. Каждый новый проект – это проект комплексного развития целого квартала или района. А если рассматривать районы с точки зрения комфортности, то, конечно, на первом месте Индустриальный. Он наиболее благоустроен, отвечает всем современным требованиям. Здесь много сооружений с новыми инженерными коммуникациями, что делает его привлекательным для жизни.
– Такой провокационный вопрос: почему нельзя снести ветхие дома, а на их месте построить современные жилые комплексы?
– Если мы рассматриваем старую часть Барнаула, то многие здания там – исторические памятники, они признаны культурно-историческим наследием. Сносить их категорически нельзя. Например, здания «Русского чая», Горной аптеки, Дом архитектора и множество других… А если мы говорим про обычное жилье, то снести его можно, но только с согласия хозяина. Раньше, по старому Жилищному кодексу, людям должны были предоставлять жилье по норме жилищной обеспеченности на одного человека: 33 квадратных метра. Сейчас предлагают денежную компенсацию, и предлагает ее не город, а инвесторы, выигравшие тендер на развитие конкретной территории. Что происходит, если человек отказывается продавать свое жилье? К сожалению, в этом случае сделать ничего нельзя, так как речь идет о частной собственности. Если бы это были федеральные объекты, то человека можно было бы принудительно выселить, предоставив жилье в другом месте. Но с частной собственностью закон строг. К тому же построить новый жилой комплекс – легко, а что делать со школами, детскими садами и другими социальными объектами? Просто так ничего нельзя построить, нужно предусмотреть все, всю социальную инфраструктуру.
– Если рассмотреть Барнаул с точки зрения инженерного планирования, насколько он удобен?
– Город находится не на ровной поверхности. У нас холмистый рельеф. В этом свои плюсы: хороший сток воды, у нас не заболоченная территория. Поэтому санитарно-гигиенические условия никак не нарушены, но в отдельных местах, где не предусмотрены ливневые сточные коммуникации, например под мостом на улице Малахова, происходят заторы, подтапливает, особенно весной. Раньше считалось, что Барнаул относится к низкой степени сейсмичности, около шести баллов. Поэтому в советские времена был произведен расчет, что на этой территории не должно быть застроек выше девяти этажей. Но так как наука не стоит на месте, архитекторы стали применять новые конструкции: основания, фундаменты, каркасы, позволяющие быть гибкими.
– Как видно на генеральном плане Барнаула, в ближайшие годы планируется масштабная застройка правого берега Оби. Наталья Юрьевна, как вы считаете, нужно ли такое продолжение городу?
– На мой взгляд, у нас нет дефицита в жилье, население им обеспечено. Постройки превышают потребности, многие барнаульцы покупают второе, третье жилье просто для того, чтобы сдать его в аренду. Освоение новых территорий – звучит привлекательно. Однако правый берег Оби – территория сложная в использовании. Из-за близости реки существует постоянная угроза подтопления. Чтобы ее избежать, потребуется подсыпка основания для фундамента. Еще один серьезный минус – скрытые грунтовые воды, которые, скорее всего, находятся близко к поверхности. Это может потребовать дорогостоящего дренирования участков. А рентабельным строительство считается, если подготовка территории не превышает 20 % от стоимости строительства, что значительно удорожит строительство. И без того высокая цена на жилье может вырасти в разы.
– К слову, о благоустройстве: какова вероятность, что в Барнауле когда-нибудь построят метро?
– Барнаул не город-миллионик. А метро – дорогостоящее строение. При его строительстве мы можем столкнуться со многими проблемами, например теми же подземными водами. К тому же у нас нет таких сильно загруженных автомобильных участков, с большой интенсивностью движения.
Поэтому для Барнаула более целесообразным решением было бы строительство поверхностных развязок, нежели дорогостоящего метро.
Софья ПРОТАСОВА
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА