2026 год, как известно, будет годом Красной Огненной Лошади. А почему так? Такой вопрос «ЗН» задала китаисту Александру Дмитриевичу Глазунову, к. и. н., доценту кафедры востоковедения АлтГУ. Ученый объяснил, как появилась эта древняя система летоисчисления, где каждый год отведен одному из двенадцати животных, и почему лошадь в китайском календаре – на 7-м месте.
– Сразу оговоримся, что речь пойдет про китайский календарь, который обычно ассоциируется с восточным. Появился он постепенно, на протяжении нескольких тысячелетий. В основе китайского календаря лежит система, которую профессионально обозначают термином «гань-чжи»: это система 10-ричных и 12-ричных циклов (10 небесных стволов и 12 земных ветвей).
Система «10 на 12» появилась довольно рано: по крайней мере уже в XIII в. до н.э., в период Шан-Инь (раннее государство, существовавшее в XVI–XII/XI вв. до н.э. – Прим. автора), она просматривалась на гадательных костях. Самая ранняя ее форма была связана с днями и, соответственно, месяцами. Как, что и почему это возникло – вопрос сложный, четкого ответа нет. Считается, что 12-ричная часть связана именно с месяцами (это у нас, прежде всего, лунный календарь), а 10-ричная больше похожа на расчет декады – десяти дней (тут заметим, что совпадает и с количеством пальцев на руках). Если смотреть на иероглифику, то система двенадцати земных ветвей («дичжи») ассоциируется с символами, связанными с культом земли и плодородия. Ее предназначение – загадка: либо она связана с хозяйственной деятельностью, либо с религиозно-ритуальными воззрениями древних китайцев.
Изначально циклические знаки употреблялись для обозначения только дней в рамках шестидесятеричного цикла. Каждый день передавался комбинацией из двух знаков: вначале два первых из обоих наборов, потом два вторых, три третьих и так далее. В дальнейшем система «гань-чжи» была перенесена на летоисчисление, вначале на двенадцатеричный годовой цикл (от периода обращения Юпитера). К I в. н.э. формируется тот календарь, о котором мы говорим сегодня, т.е. календарь с 60-летним циклом. Сам календарь – явление исторически сложное и формировался постепенно. Современный его вариант можно считать относительно молодым и, будем считать, современником нашего юлианско-григорианского календаря.
Обратим внимание, что 10-ричные и 12-ричные циклы образуют при сочетании период в 120 лет. Но здесь надо иметь в виду парную категорию китайской философии, которая известна нам как инь и ян, или женское и мужское начала. 10-ричные циклы чередуются между собой по этому признаку. В свою очередь животные тоже делятся по половому признаку. Самец-животное из 12-ричного цикла может сочетаться только с мужским началом 10-ричного цикла. Поэтому у нас выходит цикл не 120, а 60 лет. Популярность китайского календаря возникла по историческим меркам недавно, по личным ощущениям с середины 1980-х годов. В моем детстве точно никаких зодиакальных знаков и восточных календарей не было. Популярность китайского календаря, нумерологии, гороскопов связана с кризисом советской идентичности и дальнейшим распадом СССР.
Почему восточный календарь основывается именно на животных? На этот вопрос сложно ответить, высказываются разные точки зрения на этот счет. Официально 12-ричная система подсчета, связанная с животными, которые мы знаем сегодня, была утверждена в 85 г. н.э. В этом случае, календарь «пошел в народ», а ассоциацию животных с циклическими знаками можно рассматривать как способ лучшего запоминания. Либо китайцы могли заимствовать данную традицию у других народов. Важно отметить, что более ранние версии календаря содержал иной список животных. Найдены календари более раннего периода (III в. до н.э.), в них только 5 животных совпадают с современным календарем.
Относительно «канонических» животных, которые связаны с календарем, существуют две легенды, одна из которых гласит: Будда пригласил к себе на праздник всех животных и пообещал тем, кто придет, подарить по году в календаре. Лошадь пришла к Будде седьмой по счету. Если брать чисто исторические данные, то годы Лошади всегда ассоциируются с большими переменами. Здесь можно вспомнить первого императора династии Мин, правящего с 1368 по 1398 годы, Чжу Юаньчжана. Это была выдающаяся династия, а сам император – выходец из крестьянской семьи. С точки зрения календаря его история примечательна тем, что в год рождения Чжу в небе над Китаем появилась комета, – это был именно Год Лошади. В то время правила монгольская династия Юань, и она как раз начала приходить в упадок. Среди крестьян пошла молва, что придет рожденный в Год Лошади человек, который своим «хвостом» сметет старую власть. Этим человеком и оказался Чжу Юаньчжан. Понятно, что это, скорее всего, более поздние исторические вставки, но тем не менее связь закрепилась: Год Лошади – год больших перемен.
Как историк замечу: китайский календарь очень объективен именно хронологически, он – отличное подспорье для работы с историческими событиями даже в наше цифровое время. По такому календарю можно совершенно спокойно проводить точную датировку различных вех. В китайской культуре лошадь – могущественный символ удачи, процветания, власти, мудрости, скорости, воплощение энергии ян, стремления к совершенству и достижения целей. Она ассоциируется с небесами, огнем, мужеством, независимостью и считается символом успеха и удачной карьеры.
Софья ПРОТАСОВА
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА

