Живая легенда

«Лена, включи мозги»

Время на прочтение: 3 минут(ы)

В преддверии Дня преподавателя высшей школы, 19 ноября, «ЗН» открывает рубрику «Живая легенда», где уже состоявшиеся преподаватели Алтайского государственного университета рассказывают о своих легендарных учителях – профессорах alma mater.

Елена Владимировна Понькина, к. т. н., заведующая кафедрой теоретической кибернетики и прикладной математики АлтГУ, училась у Николая Михайловича Оскорбина – д. т. н., профессора кафедры теоретической кибернетики и прикладной математики и кафедры международной экономики, математических методов и бизнес-информатики АлтГУ.

– Елена Владимировна, что для вас преподаватель?

– Преподаватель – это прежде всего живой образец. Образец, как себя вести, как себя позиционировать, чем заниматься в жизни. И Николай Михайлович, и другие преподаватели нашего института не исключение. Естественно, из этих образцов, которые есть в принципе перед твоими глазами, любой человек выбирает того, кто ему ближе по образу, стилю, поведению. Николай Михайлович для меня такой человек. Еще такими важными для меня людьми были Николай Яковлевич Медведев и Геннадий Васильевич Лаврентьев, которые, к сожалению, ушли из жизни. Еще очень нравилась Анна Георгиевна Петрова, наш уважаемый профессор, декан. Уважаю ее как профессионала. Многое переняла у них для своей преподавательской деятельности.

– Чему научил вас именно Николай Михайлович?

– Я вела все дисциплины, которым учил нас Николай Михайлович, и много новых, конечно, разработано за эти 25 лет карьеры. Однако неизменно применяю то, чему научил меня Николай Михайлович, а это в первую очередь доброе, мудрое отношение к студенту и коллеге. Еще – умение не обострять ситуацию. Упорство, которому Николай Михайлович меня учил, когда я видела, как он, например, дискутирует по каким-то вопросам и старается академично отстоять свою позицию. Некая принципиальность. Какие-то черты, вплоть до жестов, мы перенимаем у своих преподавателей, наставников. Это неизбежно, когда много общаешься и вообще работаешь бок о бок с человеком. А с Николаем Михайловичем мы работали, можно сказать, 24/7. Множество проектов прошли вместе, много подготовили совместных статей и монографий. Это была очень серьезная научная школа, которая оставила большой след в моей жизни.

– А как вы считаете, какое качество для преподавателя высшей школы самое важное?

– Порядочность. И уважительное отношение к людям. Но опять же, вот я среди своих коллег порой наблюдаю обратное, и меня это, если честно, расстраивает. Мне тяжело находиться в таком коллективе и работать с такими людьми, которые неуважительно относятся к коллегам, не уважают их предмет научной деятельности. Мне это непонятно, потому что я уважаю выбор научного направления ученым, и не важно, чем он занимается: алгеброй, геометрией, матанализом, дифференциальными уравнениями или ИТ. Также обязательным качеством преподавателя университета является неординарное мышление и развитый интеллект! Без этого никуда!

– Почему школьный учитель и учитель высшей школы не одно и то же?

– Преподаватель высшей школы отличается от школьного учителя тем, что погружен еще и в науку, не только образование, и что хорошо владеет узконаправленной тематикой. Именно в ней он и должен вести дисциплины, быть таким ментором-профессионалом, а не нянькой. Так, собственно, все и выглядит в лучших университетах мира, в таких условиях развивается научная и образовательная школа. К сожалению, придерживаться этой модели в последние годы практически невозможно: преподаватель ведет по десять и более дисциплин, занимается всем подряд – от закупки оборудования до заказа штор в кабинет. Он перегружен рутиной.

– Поделитесь наблюдениями: Николай Михайлович, он какой?

– Когда поступала в аспирантуру, Николай Михайлович принял меня как родную дочь. Вот чем была приятно удивлена. Сложилась очень позитивная обстановка на кафедре: все отнеслись с радостью к тому, что я поступила!

Фото из архива «ЗН»

Одна из историй связана с моей дипломной работой – это была программная разработка. Мы делали модель по вводу и выводу земель сельхозназначений, основываясь на модели Гагика Мкртичевича Мкртчяна – декана экономического факультета НГУ. После того как я защитилась, Николай Михайлович подошел и поцеловал в щечку. Сказал:

«Молодец!» Запомнилось на всю жизнь. А уже в аспирантуре он работал со мной так: «Лена, включи мозги!» И я как включила – так и хожу! (Смеется.) Здесь нельзя не вспомнить историю о том, как я защищала кандидатскую диссертацию. Николай Михайлович, наверное, очень переживал, как все пройдет. Я почему-то не переживала. Помню: стою на защите и смотрю на Николая Михайловича, читаю доклад. А он сидит, опустивший и закрывший руками голову. Я думаю, что же такое!?. Мы много готовились – вычитывали каждое слово, каждую формулу. Николай Михайлович отличается удивительной щепетильностью. Всегда с вниманием относится к тому, что мы там написали. За это ему отдельное большое спасибо! Теперь и я стараюсь относиться к своим ученикам аналогично.

Эльвира ПЕТРЕНЕВА
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА

145 просмотров

Related posts

«С площади Октября бегом бежал»

«Выбирай людей правильно»

Софья Протасова