Обычное утро, волосы развеваются на ветру – я еду на велосипеде на работу. Ничего не предвещает беды, как вдруг едва не слетаю с транспортного средства: прямо на дорогу вылетает голубь! Я успеваю только громко ойкнуть и затормозить прямо перед ним. Вот так я в 20 годиков поняла, почему родители не разрешали мне в детстве кататься по городу на велосипеде и что барнаульские голуби не знают правил ПДД.
Я живу не так близко от редакции, в Индустриальном районе. Всю зиму простояла в переполненных маршрутках, пытаясь (не всегда удачно) вовремя доехать до работы. В мае я наконец-то вздохнула свободно! Починила велик и пустилась рассекать Павловский тракт – уж очень надоело тесниться в общественном транспорте. Первая поездка далась непросто: развязка Павловский тракт – ул. Советской Армии – пр. Строителей отняла много времени. Было непривычно подниматься в горку в районе ТРЦ Galaxy, проносить велик через ж/д пути и прыгать на высокие бордюры. Со временем расстояние от дома до работы стало преодолеваться все быстрее и быстрее, и сейчас я трачу на дорогу в редакцию от 25 до 35 минут, в зависимости от погоды и загруженности дорог: выезжаю с остановки «Мастерские». Иногда я выбираю нестандартные маршруты, которые отнимают у меня около часа в одну сторону, например, по улице Матросова и Ленинскому проспекту. Вдоль улицы Матросова посажено много сирени, мне нравится вдыхать ее тонкий запах, особенно после дождя, мчать вниз к проспекту Ленина. Иногда я проезжаю через аллею Победы (ул. Георгия Исакова), где уже давно пролегает велодорожка.
Такой экологичный способ добираться на работу позволил мне спать по утрам почти на час дольше, более ответственно планировать день и заряжаться энергией перед рабочим днем. Полчаса езды на велосипеде бодрят заметнее чашки кофе: я приезжаю в редакцию в хорошем настроении и с полной готовностью работать. Однако с собой нужна дополнительная одежда (на велосипеде все же лучше ехать в удобной, не стесняющей движений), чтобы не чувствовать себя неопрятно на рабочем месте: вместо шопера захватите рюкзак.
С велосипедом я стала, с одной стороны, мобильнее, а с другой – не такой легкой на подъем. Если раньше я могла после работы сразу выдвинуться на встречу с друзьями, то сейчас я должна успеть выехать домой обязательно до наступления темноты. Однако на велосипеде я могу с легкостью добраться в любую точку города и сэкономить время в час пик.
Еще один ключевой вопрос для велосипедистов – парковка. Около корпусов АлтГУ есть специальные места для велосипедов – большой плюс. «Автопарк» корпуса Л впечатляет, почти каждое утро здесь паркуют около 10 велосипедов и места едва хватает: пора расширяться! Однако желающим разнообразить жизнь утренними поездками нужно заранее убедиться, что рядом с работой или учебой можно поставить велосипед, не создавая препятствий другим.
С какими еще сложностями может столкнуться велосипедист в Барнауле? Буквально с другими велосипедистами… Нередко попадаю в ситуации, когда велолюбители вылетают из-за угла, идут на обгон, не дают разъехаться на узкой дороге или не пропускают, когда это действительно необходимо. Был случай, когда на Павловском тракте велосипедист очень рисково меня подрезал, из-за чего я едва не вылетела на проезжую часть.
Кататься на велосипеде по городу – постоянно быть во внимании, в одном ритме с городом, потому что внезапная машина или голубь-камикадзе вовсе не шутки, а реальность. Далеко не везде в нашем городе есть и велодорожки. Самые популярные – на Павловском тракте, которые продолжаются в микрорайоне Сулима, на аллее Победы и в Юбилейном парке. В остальных случаях велосипедист вынужден двигаться по тротуару или проезжей части – в зависимости от своих водительских способностей. Тут и там он создает дискомфорт другим участникам дорожного движения. Нередко пешеходы, да и сами велосипедисты, в наушниках и не слышат сигналов или просьб уступить дорогу. Автомобилистам приходится объезжать велосипед или обгонять его согласно ПДД, чуть снизив скорость. Из-за такой непредсказуемости дорожного движения есть риски получить травму как велосипедисту, так и его «боевому коню» – начнут люфтить каретки, втулки или шатуны (разбираться в этих названиях и механизмах – отдельное искусство). Правда, урон может быть и более щадящим: у меня в первый месяц катания ноги в синяках и царапинах. Несмотря на все перечисленные сложности, трижды в неделю я выбираю ездить на работу на велосипеде. Это помогло мне значительно снизить эмоциональное напряжение в повседневной жизни.
В Барнауле однозначно есть места, где можно безопасно и комфортно кататься на велосипеде, а более опытные спортсмены могут попробовать свои силы на «Трассе здоровья» в ленточном бору. Однако большой проблемой по-прежнему остается состояние самих дорог: разбитый асфальт, отсутствие или излишняя крутизна спусков. Поэтому, перед тем как врываться в рабочие будни на велосипеде, стоит честно оценить свои навыки и выносливость. А также финансовое положение: в среднем велик стоит от 16 до 20 тысяч. Кроме того, понадобится и экипировка: шлем, налокотники и наколенники – еще плюс несколько тысяч рублей.
Еще сомневаетесь, стоит ли менять электросамокат на велосипед? Своими историями поделились наши читатели, опытные велосипедисты.
Дата
3 июня – Всемирный день велосипеда
В тему
Экономичность и экологичность
Владимир Владимирович Синицин, научный сотрудник лаборатории космического мониторинга и вычислительных технологий АлтГУ:
– Лучше транспорта, чем велосипед, чтобы ездить на работу, – просто не существует! За то теплое время года, что ездишь на нем, забываешь о заторах на дорогах и толкучке в общественном транспорте. Велосипед – это постоянство, прогнозируемость. Я езжу на работу в АлтГУ с 2012 года. Как тогда, так и сейчас, дорога занимает 35−40 минут. А еще это экономичность и экологичность! Дороги разгружаются и тем, кто по каким-то причинам не может ездить на велосипеде, становится легче передвигаться по городу. Минусов, как я считаю, нет.
По-спортивному
Анна Сергеевна Яровая, ассистент кафедры общей и прикладной филологии, литературы и русского языка АлтГУ:
– Сейчас я живу близко к университету, поэтому на работу на велосипеде не езжу, но, когда жила далеко, приезжала на велосипеде и оставляла его на велопарковке, иногда перегоняя от одного корпуса к другому. Это было довольно удобно, позволяло настроиться на рабочий день, избежать пробок, но только в сухие дни, когда нет дождя и луж. Кататься на велосипеде я научилась очень рано, в четыре года. Все ребята во дворе были на великах – негоже ходить пешком. Даже есть фотографии, где я еду в садик тогда еще на трехколесном велосипеде. Когда стали постарше, мы с ребятами предпринимали даже опасные вылазки: однажды без спроса уехали на речку, около семи километров по трассе. Потом был очень долгий перерыв, серьезно кататься я начала уже в университете три года назад. Друзья подарили мне велосипед, и я стала наматывать каждый день по пятнадцать километров минимум! Тогда еще я не покупала никаких плюшек для велосипеда, разве что крепление для телефона, потому что город знала плохо и ориентировалась по картам, строила разные маршруты. Потом я стала подходить к этому серьезно, по-спортивному: поменяла педали, грипсы, поставила новое седло. Стала замерять не просто скорость, но и количество оборотов педали за минуту – каденс. Километраж, конечно, стал сильно больше. В прошлом году я решила махнуть на велосипеде в деревню, в одну сторону 35 километров. Причем сезон я тогда еще не открыла и поехала по велению сердца. Был страшный туман, я ехала рано утром по незнакомым местам. Дорога была пустая, и я прямо парила по асфальту! Виды русских полей – такая романтика! Иногда устраиваю покатушки с друзьями, это уже другой вид удовольствия, когда вы в связке, как альпинисты. Недавно даже купила специальный рюкзак, чтобы ездить с собакой на дальние расстояния. Семья и друзья поначалу скептически относились к моему увлечению, думали, что я прокачусь пару раз и брошу. Но теперь они с интересом наблюдают за моими передвижениями и цифры в 20–30 километров их уже не удивляют.
У каждого – свой
Михаил Викторович Котванов, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и эконометрики АлтГУ:
– Ко времени окончания университета я почти перестал кататься на велосипеде, в 90-е было круто кататься на мерседесе или уж на худой конец на мотоцикле. Я выбросил свой великолепный «Урал» и снова стал ездить на велосипеде только восемь лет назад, когда велосипед появился у старшего сына. Тогда я пожалел, что не вернул эту привычку раньше. Я прикинул, что до работы не так далеко, полчаса пешком, и я вполне могу не тратить деньги на транспорт, а спокойно за 15 минут доезжать на велосипеде. Поскольку я всегда занимался спортом, то быстро оценил такой дополнительный плюс велосипеда, что он позволяет накачивать ноги без дополнительных упражнений. С той поры мы купили уже три велосипеда – у каждого в нашей семье есть свой. Я стал поклонником велосипедов и даже купил у одного мастера современную реконструкцию того советского «Урала». Все детали на нем оригинальные: советские шины, седло из натуральной бычьей кожи с пружинами! Я езжу на нем в исключительных случаях, он не так хорошо амортизирует, как современные велосипеды. Люблю прокатиться на нем по ровному Ленинскому проспекту. С семьей мы часто устраиваем велопрогулки. Иногда с женой мы выезжаем в парк поздно вечером, когда дети уже спят и на улице мало народу, наматываем круга три-четыре. А на работу я обожаю ездить по утрам на одном из наших трех великов.
Просто захотел
Мстислав Вязанцев, студент направления «универсальная журналистика», 2-й курс:

– Лет в десять научился кататься на велике, ездил на нем каждое лето. В школьные годы было несколько перерывов, но сейчас я снова активно катаюсь. Езжу на учебу и работу на велосипеде, потому что это экономит время и я могу сам выбирать маршруты. Минус в том, что в Барнауле нет велоинфраструктуры: не везде есть дорожки и парковки, а по обочине ехать не всегда удобно. Неудобно кататься в дождливую погоду: очень грязно, а велопарковки, если и есть, то незакрытые. Почему начал кататься? Просто захотел. Подбиваю своих друзей кататься тоже.
Анна ЗАГОРУЙКО
Первое фото Дмитрия Герайкина