Есть люди, для которых преподавание – выбор. Но есть и те, кому читать лекции и вести семинары написано на роду. Один из таких преподавателей – Равиль Муратович Утемесов, к. т. н., доцент кафедры общей и экспериментальной физики АлтГУ.
Получив образование, Равиль Муратович работать физиком не стал – а стал объяснять студентам фундаментальные законы. Это решение было предопределено: наш герой из преподавательской династии. Его отец Мурат Абдрахманович – физик, работал в закрытом городе Северске (прежде Томск-7) на Сибирском химическом комбинате. А мать Эльвира Федоровна, химик, трудилась на оборонном предприятии, расположенном на Селигере, после переезда в Барнаул работала в Алтайском госуниверситете.
…И вот в 1992 году Равиль Муратович поступил в Алтайский госуниверситет на направление «радиофизика» на физический факультет. Хоть эта специальность и связана с физикой, со временем Равиль Муратович осознал: фундаментальная физика ему интереснее, нежели ее прикладные аспекты, например радиофизика. И на третьем курсе перевелся на направление «физика».
– Радиофизика, помимо своей физической основы, включает значительный объем специфической математики, направленной на обработку сигналов. В то время, когда я учился, цифровая техника только зарождалась, и радиофизика включала в себя более прикладную область – схемотехнику. Общая физика же, хотя и имеет свои прикладные направления, фокусируется на иных, более фундаментальных физических законах и процессах.
Кстати сказать, кандидатская диссертация Равиля Муратовича посвящена шлакованию и фильтрации в пористых средах – стратегически значимой теме. Под руководством ныне покойного Валерия Ивановича Волкова, доктора технических наук, профессора, Равиль Муратович изучал, как можно оптимизировать жидкое удаление шлаков на теплоэлектростанциях.
– Важно было упростить транспортировку шлака, предотвращая образование гигантских кусков. Параллельно изучалась фильтрация в пористых средах, которая связана со шлакообразованием. Надо было узнать, как ведет себя влага в отвалах гранулированного шлака, спрогнозировать, будет ли там сухо или образуется «болото», – объясняет Равиль Утемесов.
Среди тех, кто оказал влияние на академический путь Равиля Муратовича, – Александр Михайлович Шайдук, д. ф.-м. н., профессор. Он, по словам ученого, был настоящим новатором в преподавании. Внедрял презентационный формат подачи материала, отходя от традиционной, порой нудной манеры изложения. Равиль Муратович благодарен всем, кто когда-либо учил его не только физике – жизни! Ведь только так, из отдельных уроков, складывается уникальный подход к лекциям и студентам.
– Преподаватель высшей школы должен обладать достаточно широким кругозором, выходящим за рамки преподаваемого курса. Преподавание – это, безусловно, призвание. В начале карьеры, как и многие молодые преподаватели, я испытывал нервную дрожь. Разница в возрасте со студентами, с одной стороны, усложняет понимание их нового, отличного от нашего мировосприятия. С другой же – она играет дисциплинирующую роль: помогает студентам концентрироваться на учебе.
Современное поколение студентов заметно отличается от предыдущих. То же клиповое мышление, когда трудно воспринимать длинные последовательные конструкции, нужна более фрагментарная, «слайдовая» подача информации. Зато нынешние студенты более прагматичны, не тратят время на то, что им, по их мнению, не пригодится: требует эпоха. Но если так подумать: а как узнаешь, что точно пригодится?
– Когда мы были студентами, тоже особо не задумывались, что пригодится, а что нет. Надо учить – значит, надо. Но сейчас, задаваясь вопросом: «А что же мне пригодилось из того, чему меня учили?» Я понимаю: пригодилось практически все, даже гуманитарные курсы. Физик должен знать не только физику. Сейчас жизненно необходимо знание цифровых технологий, важно иметь представление и об электронике. В заучивании формул ничего принципиально нового не появилось. И тогда и сейчас одни учат формулы планомерно, а другие пытаются их выучить за полчаса до экзамена.
– А у вас есть любимая формула?
– Трудно сказать, какая формула или закон для меня любимый. Скорее всего, это уравнение Бернулли для потока жидкости: сумма трех видов энергии – потенциальной (из-за высоты), потенциальной (из-за давления) и кинетической – остается постоянной вдоль линии тока для идеальной несжимаемой жидкости. С одной стороны, это красивая формула на мой вкус, с другой – она обладает огромной практической значимостью, – отмечает Равиль Муратович.
Софья ПРОТАСОВА
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА
