Пять вопросов

Найти гадов и вернуться

Время на прочтение: 5 минут(ы)

Биолог Александр Фомичев – об островных открытиях

На этой неделе, 19 ноября, эксклюзивную лекцию про Новую Гвинею провел Александр Анатольевич Фомичев, старший преподаватель кафедры зоологии и физиологии АлтГУ: недавно он вернулся из экспедиции на этот остров. «ЗН» еще до лекции по-журналистски узнала все из первых уст. Читайте о гвинейских приключениях в этом интервью.

1. Александр Анатольевич, вы много где бывали, много что видали. Почему в этот раз Новая Гвинея? Ранее уже рассказывал про Памир и Суматру, а теперь мне предложили рассказать про Новую Гвинею. Честно сказать, я человек социофобный, но лекцию все равно проведу. Согласился, в общем. Речь пойдет о природе, местности, людях. Конечно, расскажу про всяких тварей, которых поймал, сфотографировал, изучил. Про пауков тех же, иначе непонятно, зачем туда ездил. Сама поездка длилась месяц, уместить все в одной лекции невозможно, поэтому передам основное. Особенность этой поездки в том, что никогда так далеко я не забирался: 10 000 километров от Барнаула. Из необычного: встретил уникальные семейства, роды пауков, ведь Гвинея – отдельное зоографическое царство, где развивалось и развивается все по своим правилам, которые не меняются с ледникового периода. Найденные пауки там – инопланетные для меня, будто со времен динозавров. Думаю, среди находок будут преобладать неописанные ранее виды. Нашел всего около сотни видов. Было интересно поискать всяких других гадов: змей, ящериц, лягушек – их там полно. Ходил по двум точкам для исследования: в высоких горах и по берегу Кораллового моря. А теперь скажу про людей: до поездки я знал, что народ там лихой, очков, в общем, не носят. Но, в принципе, отличные мужики. Меня удивило, что мы легко нашли контакт. Женщины там тоже бойкие, крепкие, бодрые, мощные, за словом в карман не полезут – они там равноправны с мужчинами. Короче говоря, люди агрессивные, но не злые. Увидев туриста в «цацках», они наверняка захотят его ограбить или чего еще, но это не организованная преступность, а «гоп-стоп» на максималках. На самом деле это все решается проводниками, гидами из местных. Найти их легко – много тех, кто хочет подзаработать.

Зеленый питон (Morelia viridis). Несмотря на мощные челюсти и длинные острые зубы, эта змея абсолютно безобидная и спокойная. Дикого зеленого питона можно смело брать в руки, вешать себе на шею, сажать на голову, хоть спать с ним в обнимку – вместо мягкой игрушки.

2. Похожа ли Новая Гвинея на какую-то из стран, в которой вы уже бывали? Сходных стран с Новой Гвинеей не могу припомнить. Я был во всей Средней Азии, кроме Туркмении, но это совсем другое. Был в Ираке, в Индонезии – вот с ней внешнее сходство может быть, но очень отдаленное. Индонезийцы с папуасами, кстати, вообще не похожи. Индонезийцы маленькие, хрупкие, мелкорослые. По сравнению с ними я просто циклоп, даже по их мостикам еле проходил. Они спокойные, добрые ребята, безобидные. С папуасами надо внимательнее. Теперь хочу поехать в Экваториальную Африку – там пауков изучали много и плохо, описания некачественные. Надо исправлять! Еще, должен сказать, что после далеких стран мне стала заново интересна наша местность. Даже в выходной день стараюсь выезжать в окрестности Барнаула, походить по лесу, животных пофотографировать.

Гигантский паук-бокоход (семейство Sparassidae). Скорее всего, род Heteropoda. Разнообразие Sparassidae в лесах ПНГ значительное. Все крупные и страшные, как на подбор

3. В чем научная прелесть ваших экспедиций? Исследований? Прелестны даже не сами экспедиции, а изучение. Вообще, научная деятельность – это что? Большую часть времени, по сути, сидишь за микроскопом, компьютером, такая вот кабинетная крыса. А открывать новое всегда классно. Каждый ученый работает в своем сегменте – я вот пауков изучаю, моя коллега Полина Павлова – бабочек. Это все фундаментальная наука, продать ее здесь и сейчас не получится, но благодаря ей создается тот самый базис, без которого никак нельзя,– своего рода инвестиции в будущее. И, возвращаясь к путешествиям, поехать туристом в джунгли Новой Гвинеи мне не хватило бы сил ни моральных, ни физических. Потому что я спал по три часа в день, бегал десятки километров. Без исследовательской цели у меня бы закончился бензин.

Диплопода (класс Diplopoda)

4. А сколько всего видов пауков вы уже описали? За все время. За время своих экспедиций я описал 126 новых видов и 6 родов из 27 семейств. Все они разные, не занимаюсь какими-то конкретными пауками. Хотя это более частая практика у коллег, и некоторые даже критикуют меня по этому поводу. Мол, распыляюсь. А я считаю, что так и надо.

Палочник (отряд Phasmatodea)

5. Знаю, что вы и преподаете. Нравится? Вообще преподаю в любительском смысле – веду полевую практику: бегаем по лесу, ловим жучков. На парах стараюсь рассказывать ребятам про опыт из реальной жизни. Вообще, я не очень люблю общаться, но понимаю, что надо, иначе можно зарасти мхом, погрязнуть в исследованиях. Хочу сказать о своих педагогах, благодаря которым и случилось все то, что есть сейчас. На изучение пауков меня запрограммировал Сергей Иванович Мишенин, учитель биологии в школе № 12 Новосибирска. Мы с ним сразу нашли общий язык. Он воспитал меня как биолога, подсказал, чем заниматься. И мы до сих пор с ним общаемся, ходим в маленькие походы, но сейчас уже не то. Ведь мы знакомы уже 20 лет, и возраст дает о себе знать. Из университета хочу отметить Романа Викторовича Яковлева, профессора кафедры экологии, биохимии и биотехнологии АлтГУ. С ним мы познакомились уже во взрослом возрасте, в монгольской экспедиции 2012 года. Где-то треть наших поездок – общая, многие из которых были за его счет. Преподавать я начал не так давно, три года назад. В этом плане мне очень помогла Елена Васильевна Шапетько, доцент кафедры зоологии и физиологии АлтГУ. Без нее я бы пропал, она отвечала на все мои вопросы и никогда не бросала в беде.

Пресноводный краб

Цитата

– Почему вы любите пауков?

– Конечно, у меня странная любовь: пауки, змеи. Недавно видел статью, где психологи оценивали, какие животные вызывают больше всего страха и отвращения. На первом месте по отвращению – пауки, по страху – змеи. То есть у людей эти две формы жизни вызывают наиболее негативные чувства. Пауков я тоже боялся, но потом посмотрел, как их много, а потом пообщался с Сергеем Ивановичем Мишениным и заинтересовался. Где появляется интерес, там пропадает страх.

Эльвира ПЕТРЕНЕВА

Первое фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА

Фото и подписи Александра ФОМИЧЕВА

10 просмотров

Related posts

Не пестики и тычинки

Как объединить Евразию