Чтобы стать востребованным дизайнером, жить на берегах Невы или на Манхэттене необязательно: талант не знает географии!
АлтГУ в последнее десятилетие стал одним из ведущих вузов в направлении «мода и дизайн» и собирает в своей школе самобытных творческих ребят. Яркий пример – Ангелина Жердева, студентка 2-го курса магистратуры по направлению «исскуство костюма и текстиля» (профиль «Мода и бизнес»). Уже сейчас она сотрудничает с такими предприятиями, как KDV, «Сибагро», «Акто», а в 2024 году вместе с командой приняла участие в престижном дизайнерском конкурсе ProFashionMasters и представила свою коллекцию на выставке в Москве. Ее отснял ведущий глянцевый фотограф Дмитрий Каманин – он снимал Наталью Водянову, Ивана Урганта, Дмитрия Певцова, Анну Хилькевич и других звезд.
В объективе Каманина
Как отмечает Ангелина, попасть на полуфинал в Москву команда не смогла – производство требует их постоянного присутствия в Барнауле. Но коллекция все равно была достойно представлена в столице в ТДК «Смоленский пассаж-2», где посетители и жюри конкурса могли рассмотреть и тут же примерить дизайнерские модели, узнать контакты дизайнеров. Так наши мастерицы получили приглашение уже на новый конкурс!
– Помимо основных этапов, конкурс предполагал образовательную часть, включающую в себя различные лекции и вебинары: как превратить дизайн в профессию, как выйти на маркетплейсы, правильно рассчитать себестоимость изделия. Все это было крайне полезно и интересно, особенно в контексте моей нынешней программы обучения. Неимоверно круто получить профессиональную съемку коллекции от глянцевого фотографа Дмитрия Каманина. Такие работы особенно ценятся в портфолио молодого дизайнера, планирующего развиваться профессионально! – восторженно рассказывает Ангелина. Карьере молодых дизайнеров дан прекрасный старт!
Свой культурный код
«А если не смогу? А если будет непонятно и сложно?» – размышляла Ангелина о своем профессиональном пути после школы. С самого детства она любила вязать, плести, выжигать – творить своими руками, но на машинке еще никогда не шила: «Что вы, я не знала даже как правильно заправлять нитку в иголку!» Однако тяга к творчеству оказалась сильнее страхов и сомнений. Окончательно они развеялись благодаря преподавателям института – они-то и научили Ангелину всем тайнам ремесла. Бакалаврская группа Ангелины даже отшила свою первую совместную коллекцию на курсах портновского искусства под руководством преподавательницы Диларам Сердюковой.
– Со своей же дипломной коллекцией я участвовала в конкурсах AltayFashionWeek, FashionmeetFashion и «Русский силуэт». В последнем, кстати, получила возможность пройти практику на производстве в «Спецобъединении-Алтай», где мной заинтересовались и предложили постоянную работу. Сейчас я работаю там дизайнером и разрабатываю технические и художественные эскизы моделей спецодежды для крупных заказчиков, – рассказывает Ангелина Жердева.
В свободное время Ангелина изучает и работы других дизайнеров. Больше всего она ценит истории, которые дизайнеры рассказывают своим творчеством и трансляцию собственного культурного кода. В любимчиках – коллекции UlyanaSergeenko, Dolce&Gabbana и UmaWang. Чтобы до конца собрать пазл своей будущей профессии и понять, как дальше продвигать свое творчество, Ангелина поступила в магистратуру в АлтГУ на ту же специальность.
– Именно этому нас здесь и учат: грамотному анализу рынка, менеджменту, самому брендингу. Конечно, не обходится и без творческих предметов, на которых мы создаем эскизы, проектируем изделия, изучаем текущие тренды моды и творческой среды в целом. Кстати, благодаря одному из предметов я и узнала о конкурсе ProFashionMasters! Изучая дисциплину «Креативные индустрии: теория и практика» с заведующей кафедрой искусств Ириной Черняевой, мы убедились, что Президентский фонд культурных инициатив активно поддерживает проекты, направленные на поддержку творческой молодежи. Одним из таких и оказался конкурс ProFashionMasters, – объясняет Ангелина.
Фантастические ткани
С большим энтузиазмом Ангелина начала собирать команду. Она обратилась к Ксении Шполтаковой и Виктории Третьяковой, с которыми и работает в «Спецобъединении-Алтай». Они окончили Алтайскую академию гостеприимства по направлению «конструирование, моделирование и технология швейных изделий»:
– Ксения – модельер-конструктор, создающий лекала на все производимые модели. Именно от ее работы зависит качество посадки готового изделия, технические решения, влияющие на чистоту обработки. Виктория – оператор проектирования раскладки лекал. Ни один лишний сантиметр не уйдет в брак, ведь она четко контролирует все выпады! Вместе с Ксенией они доводят производимую модель до идеала, – подчеркивает Ангелина.
Сам конкурс ProFashionMasters проходил в три этапа: отборочный (эскизный), полуфинал (вешалка) и финальный гала-показ в Москве. Возрастной диапазон впечатляет – от 18 до 40 лет, конкурс объединил как дизайнеров собственных брендов, ведущих конструкторов, преподавателей с большим стажем, так и начинающих специалистов в индустрии. Участницам предстояло пройти большую конкуренцию: на первый этап было подано более 300 заявок, а в полуфинал прошло всего 20 команд со всей России и стран СНГ.
Команда Ангелины заняла 17-е место, а жюри, в свою очередь, отметило качество технических эскизов и историю коллекции.
– Наша коллекция рассказывает о цифровом мире будущего, где все процессы жизни человека контролируются и отражаются вовне. В этой альтернативной футуристической версии одежда не более чем индикатор внутреннего состояния ее носителя, его эмоций. Представьте, что специальные сканеры, встроенные в наночастицы ткани костюма, непрерывно проводят анализ тела своего носителя по пульсу, температуре тела, испарению влаги и окрашивают датчики в определенные цвета. Так общество контролирует порядок, выявляет «потенциально опасных» людей и ситуации. Но не только ради контроля нужен такой костюм! Выявление эмоционального состояния помогает найти лучший момент для знакомства с другим человеком. На фантазии о грядущем будущем нашу команду вдохновили произведения писателей-фантастов. Например, инновационную технологию в романе «Магелланово облако» предвосхитил еще Станислав Лем. Он описал одежду, меняющую цвет и рисунок в зависимости от температуры воздуха, а первые такие ткани с термохромным индикатором действительно появились в 2007 году. Обычно они покрыты краской, которая становится прозрачной или меняет свой цвет при повышении или понижении температуры. А известный американский писатель Джордж Мартин пошел еще дальше! В 1977 году в романе «Умирающий свет» он описал ткань-хамелеон, принимающую цвет окружающей местности. Нечто похожее разработали ученые из Лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского технологического института в 2018 году. Они напечатали на 3D-принтере кольца, которые могут менять свой цвет под воздействием УФ-излучения.
20 метров пальтовой ткани
Наша коллекция представляла собой пальто, украшенные элементами ручного плетения из тех самых разноцветных «сканеров». Белый и серый цвета отражают состояние покоя, красный и оранжевый – напряжение, раздражение, а синий и фиолетовый – внутренний подъем и воодушевление. Для создания коллекции организаторы конкурса бесплатно предоставили нам материал для создания пальтовых изделий. Целых 20 метров пальтовой ткани! Неплохой объем для миниколлекции, согласитесь? – делится впечатлениями от участия в конкурсе Ангелина Жердева.
После получения ткани изделия кропотливо собирались в несколько этапов: сначала ручной раскрой, затем дублирование, сшивание и припосаживание на фигуру. Отдельное внимание уделялось декоративным элементам. Для их создания на изнаночной стороне вручную наносилась сетка 1х1 см, затем она дублировалась и восстанавливалась после паровой обработки. На изделии вручную прорезали отверстия для вплетения канта (полоски цветной матери по краю одежды), потайным стежком закрепляли кант, деталь снова дублировалась, но уже целиком. И только после этого длительного процесса работа продолжалась. В среднем на одну такую деталь уходило от 13 до 20 часов ручного труда. А на изготовление коллекции понадобилось почти 2,5 месяца – девушки работали все новогодние праздники. Даже руководители производства пошли навстречу: предоставили необходимую фурнитуру, разрешили использовать профессиональное оборудование и всячески поддерживали.
Сейчас девушки ждут свою коллекцию домой, чтобы доработать ее и поучаствовать в новом проекте: жюри дало обратную связь, отметив сильные и слабые стороны коллекции. Ангелина уверена, что такие конкурсы – хорошая возможность для начинающего специалиста заявить о себе, не имея спонсоров или ресурсов для покупки качественных материалов. Главное – пробовать, ведь в преддверии 8 Марта мы все вспоминаем, что именно красота спасет мир!
Анна ЗАГОРУЙКО
Фото Дмитрия КАМАНИНА