Улицы нашего города до сих пор хранят память об ушедших временах Великой Отечественной войны, 30 улиц названы в честь ее Героев – Исакова, Малахова, Матросова и многих других. Однако Барнаул прославился не только своими храбрыми соотечественниками, но и подвигами в тылу. В 2021 году Барнаулу было присвоено почетное звание «Город трудовой доблести» за значительный вклад в Победу в 1941−1945 годы, а в 2022 году в Нагорном парке установлена памятная стела «Город трудовой доблести».
Многие заводы, которые мы сейчас мыслим как исконно барнаульские, на самом деле появились в городе именно в годы войны. Так, в Барнауле было создано 14 крупных промышленных предприятий: котельный завод, станкостроительный, радиозавод, завод механических прессов и другие. В 1941 году начался процесс эвакуации предприятий из Ленинграда, Москвы, Одессы, Харькова, Киева, Подольска и Луганска. Вместе с оборудованием на Алтай переселялись и рабочие, зачастую целыми семьями. Однако производство разворачивалось тяжело. В годовом отчете котельного завода в 1942 году отмечается, что прибывающие рабочие расселялись в разных районах города, расположенных в 4–10 километрах от самого завода, из-за чего людям приходилось ежедневно проделывать долгий путь на рабочую смену, а затем обратно. Это негативно сказывалось на производительности труда, поэтому одна из ключевых задач городских властей заключалась в создании более комфортных условий для размещения переселенцев. Развертывание производства также осложнялось отсутствием транспорта и нехваткой горючего. Рабочей силы не хватало: приезжим нужен был небольшой отдых, прежде чем приступать к работе, а их поначалу было не так много. В том же отчете котельного завода отмечается, что в начале 1942-го рабочих было 39 человек, а к началу 1943-го их число возросло до 145.
На заводы набирались также ученики в возрасте 13–14 лет. Их обучали на предприятии, ставя к уже опытному мастеру, а затем комплектовали в небольшие отряды рабочих. Это было необходимо, чтобы заменить ушедшие на фронт кадры. Проводились массовые трудовые мобилизации: эвакуированное оборудование нуждалось в налаживании, а местная промышленность в переходе на военные рельсы. Так за станки встали женщины и подростки, а к 1945 году численность трудящихся на промышленных предприятиях в Барнауле выросла на 7,5 тысяч человек.
Сохранилась справка с овчинно-шубного завода о количестве работающих женщин на 14 июля 1941 года: всего рабочих было 618, женщин из них – 446. При этом сообщается, что на предприятии женщина могла заменять мужчину, ушедшего в РККА, только в должности кочегара локомобиля. В июне того же года благодаря энтузиазму и стремлению помочь фронту план на овчинно-шубном заводе был перевыполнен на 30 %. Поступивших работниц активно обучали, и уже спустя две недели работы многие из них могли перевыполнять нормы выработки.
Стремлением максимально помочь фронту были охвачены не только женщины, но и все, кто остался в тылу. Возникло движение тысячников – рабочих, которые выполняли производственные задания на 1000 и более процентов. В городе были организованы также и движения комсомольско-молодежных бригад, которые соревновались за получение фронтовых и гвардейских званий.
Показателен пример рабочего Ивана Фомичева. Он трудился токарем на заводе станкостроительных прессов и довел свою норму выработки до 1560 %. Его пример увлек других рабочих: 23 августа 1943 года инструментальщик Тужилкин на том же заводе выполнил норму на 2336 %. Что мотивировало граждан на такие трудовые подвиги? В годы войны существовали «боевые листки» – стенгазеты, которые создавались в подразделениях Красной армии и на заводах, где сами солдаты и рабочие рассказывали о подвигах своих товарищей, призывали верить и приближать Победу над фашистской Германией. На одном из боевых листков завода № 77 в Барнауле можно встретить закономерный лозунг: «Не отставать от фронта! Рабочий у станка – это тот же боец на фронте. Дадим доблестной Красной армии больше оборонной продукции». В сознании трудящихся их ежедневная работа на износ была главным вкладом в общее дело и отпором врагу, поэтому никто не сомневался в необходимости перевыполнять планы производства, а наиболее активные работники предприятий отмечались в стенгазетах – благодаря этому их имена дошли до наших дней. Но не только почет и уважение от сослуживцев получали отличившиеся. В отдельных случаях они материально поощрялись. Скажем, в честь 8 Марта в 1945 году на заводе № 77 СССР танкового строительства работницы, перевыполнившие план, получили платья, юбки или галоши. Агитационная кампания распространилась даже на предметы повседневного быта: мотивационные лозунги помещались на упаковочные обертки спичечных коробков, которые выпускались в Барнауле. Жители города старались вносить и личные средства в фонд обороны на нужды фронта, массово отправляли посылки с теплыми вещами и подарками для бойцов. В 1941 году в Барнауле состоялся массовый сбор вещей для служащих в Красной армии. По данным горкома ВКП (б) от 17 октября 1941 года удалось собрать 1866 пар валенок, 345 полушубков, 3449 шапок-ушанок, 1694 пары варежек и многое другое.
Наиболее острой проблемой все еще оставалось размещение эвакуированного населения. Рабочие прибывали семьями: вместе с одним заводом «Трансмаш» эвакуировались 7 000 человек, из которых 3190 составляли непосредственно рабочие. К 1945 году жилищный вопрос стоял настолько остро, что в среднем на человека приходилось всего 2,08 кв. м. Семьи ютились в бараках и землянках, спали на двухъярусных, а то и трехъярусных нарах. В 1942 году в справке горисполкома г. Барнаула отмечается: «Руководители заводов и председатели райисполкомов редко заглядывают на перевалочные базы. Питание находящихся на базах эвакуированных организовано неудовлетворительно. Семья Комаровой – 3 человека: глава семьи 15-летняя девочка работает учеником токаря на заводе ВРЗ, на иждивении имеет старика, инвалида 2-й группы, и 11-летнюю сестру. В армии 4 человека. Совершенно голая и босая и никто не проявил заботы со стороны завода». Заводскому начальству приходилось решать массу вопросов: организовать производство при отсутствии достаточного количества транспорта, горючего и прочих ресурсов, организовать курсы для женщин и подростков, проводить на постоянной основе идеологическую и культурно-массовую работу для поддержания трудовой дисциплины. Однако по большей части эвакуированных удалось разместить и трудоустроить. От трудоустройства освобождались лишь многодетные матери, имеющие детей до 8-летнего возраста и имеющие серьезные ограничения по здоровью. Таких к 1942 году насчитывалось почти 12 000. Питались эвакуированные семьи в столовых, неработающие – самостоятельно, однако продовольствия не хватало, особенно ощущался недостаток в овощах, в частности в картофеле. Жуткие условия и недостаток продуктов особенно сказывался на детях, они массово болели. Во время войны в Барнауле было дислоцировано 16 эвакогоспиталей на 5050 коек, а в период 1941–1945 годов лечение в них прошли более 100 000 раненных. В отчете Алтайкрайкома ВКП (б) сказано, что в первое время Великой Отечественной войны среди госпитальных врачей города 23 специальностей на первом месте стояли врачи, не имевшие опыта практической хирургии. С началом войны были срочно организованы курсы для подготовки необходимых кадров. Курс, взятый на переподготовку врачей, превратился в непрерывную учебу. На постоянной основе организовывались научные межрегиональные и внутригоспитальные конференции.
Но больше всего спустя десятки лет восхищает стойкость советских людей и стремление к прекрасному и возвышенному. Несмотря на боевые действия, гремевшие на границах, в Барнауле работали театры, проводились спектакли, причем не разово, а в рамках утвержденного репертуара.
Осенью 1941 года в Барнаул прибыли Московский камерный театр и Днепропетровский драматический театр им. М. Горького. Легендарный кинотеатр «Родина» начал свою работу тоже в годы войны – люди нуждались в поддержке и находили ее в искусстве. В Бийске в 1941 году люди могли посмотреть пьесы «Кремлевские куранты», «Лукреция Борджиа», в Камне шли спектакли «Овод» по роману Войнич, «Без вины виноватые» и «Бесприданница» Островского, а в Барнауле Днепропетровский театр поставил «Коварство и любовь» Шиллера, «Как закалялась сталь» по мотивам романа Николая Островского и «Собака на сене» Лопе де Вега. Несмотря на колоссальные трудности и трудовые мобилизации, продолжалось обучение в школах и вузах. Помимо заводов были эвакуированы и высшие учебные заведения, профессорско-преподавательский состав. Так, из Запорожского машиностроительного института в 1942 году возник Алтайский институт сельскохозяйственного машиностроения, который в наше время известен как Алтайский государственный технический университет.
Тем же путем основан современный Алтайский аграрный университет. Он вырос из Пушкинского сельскохозяйственного института, размещенного в Павловске.
Барнаул прославился на всю страну благодаря своему героизму перед внешней угрозой и истинными чудесами трудовых подвигов. Имена наших прадедов живут на страницах книг, но самое главное – в людской памяти. Почетное звание «Город трудовой доблести» Барнаул получил кровью и потом сотен тысяч тружеников тыла, женщин и детей, здоровых и раненых, тружеников заводов и полей – равнодушным не остался никто. Наш талантливый соотечественник Роберт Рождественский завещал землякам и всей стране помнить. И мы помним, чтим всех до единого.
Анна ЗАГОРУЙКО, по материалам книги «Барнаул – город трудовой доблести»
Первое фото Дмитрия Герайкина