Смысловая галлюцинация

Почему сентябрь горит

Время на прочтение: 2 минут(ы)

Началась осень. Веселые плейлисты в наушниках сменяются задушевной лирикой. В это время интернет-сообщество вот уж не один год вспоминает песню-легенду «3 сентября» Михаила Шуфутинского, а ценители родного русского рока – «Что такое осень» ДДТ. Однако есть и другая «типично осенняя» песня: «Сентябрь» группы Stigmata. В новой, экспериментальной рубрике корреспондент «ЗН» порассуждает о песнях и стихах, которые в массовой культуре могли понять неправильно, а также раскроет неочевидные смыслы в популярных текстах.
На сетевых форумах еще в 2010-х годах активно велись споры, о чем же на самом деле песня «Сентябрь» полюбившейся группы Stigmata. «Сентябрь горит, убийца плачет» – эту строчку знают все, однако к единому мнению фанаты так и не пришли: кто-то утверждает, что песня о неразделенной любви, другие предполагают, что она о переполняющих эмоциях, которые приводят к трагедии, третьи же видят в песне обыкновенный осенний пейзаж.

Чтобы лучше понять эту песню, стоит обратиться к году ее созданию – 2007-му. Это время запомнилось в России как стабильное и счастливое, как некий год «передышки» между кризисом 2005–2006-го и насыщенным 2009-м. На начало нулевых приходится стремительное распространение субкультур, в частности культуры эмо. Экстравагантные черно-розовые образы, челки и высокие укладки, бесчисленное количество браслетов на руках и пирсинг – так выглядели типичные emokids (от англ. – «эмодети»). Но для культуры эмо помимо внешнего вида важно еще и музыкальное направление. Изначально эмо как раз-таки музыкальная субкультура, которая появилась за рубежом в 1980-х годах, объединившая фанатов специфичной эмо-музыки. Само название «эмо» произошло от английского emotional – эмоциональный. Это и есть главный критерий субкультуры эмо: жить, как «в последний раз», проявлять эмоции по максимуму. Если горевать и грустить, то с ревом и надрывом, а если радоваться, то смеяться во весь голос. Такого рода гиперболизация считалась в среде эмо образцом для подражания и проявлялась в их творчестве.

Культовыми российскими эмокор-группами стали Stigmata, «Океан моей надежды», Jane Air и многие другие, а типичными темами для лирики эмо – неразделенные чувства и несовершенность бытия. Лирический герой в текстах песен эмо-групп резко противопоставляет себя окружающему миру. Его ценности не находят поддержки среди обезличенной толпы и жестокого реального мира.

«Сентябрь» как раз выходит в расцвет субкультуры эмо и отражает ее типологические штампы. Текст построен на недосказанностях, намеках и метафорах, его героями становятся Он и Она – и вот уже почти 20 лет интернет гадает, кто же Они. Таинственный Он нарочито противопоставлен «вашим жестоким сердцам» и оставляет «долю презрения вам», то есть враждебному бытию, в которое он заключен.

На мой взгляд, в песне не стоит искать связного сюжета: в эмокоре он, как правило, уходит на второй план. В знаменитом припеве речь идет не о буквальном убийстве, а смене месяцев.

Сентябрь «торжествует», потому что повержен август, однако и «убийцу» ждет такая же участь – об этом «листья расскажут». Причем буквально: осенью листья окрасятся в бордовый оттенок.

Хрестоматийно осень ассоциируется с отчуждением, медленным увяданием и завершением цикла, а также концом чувств. Все эти определения вполне применимы к тексту «Сентября», а также эстетики культуры эмо. Песня становится во многом универсальной композицией, которую слушатель может проассоциировать со своей ситуацией и прожить ее, прямо как завещали те самые эмокиды! Будь то потеря отношений или просто наступление холодов…

Анна ЗАГОРУЙКО
Иллюстрация автора

150 просмотров

Related posts

And with you, taro!

Анна Загоруйко

Может быть, тот лес — душа твоя?

Забери меня, Луна

Анна Загоруйко