Гость номера

Редкий элемент

Время на прочтение: 5 минут(ы)

В этом материале «ЗН» поговорила про образование с человеком, который почти полвека работает в Алтайском госуниверситете – с Владимиром Антоновичем Новоженовым, д. х. н., профессором кафедры физической и неорганической химии АлтГУ. Символично, что свой день рождения он отмечает вместе с университетом – 25 мая. Владимиру Антоновичу исполнилось восемьдесят!

– Владимир Антонович, вы сами из Новосибирска, учились вообще в Томске. Как оказались у нас в Барнауле?

– В августе этого года будет ровно пятьдесят лет, как я работаю в Алтайском государственном университете. Всю свою жизнь я посвятил науке, только два года отдыхал в армии (смеется). Я выпускник Томского государственного университета, поэтому все-таки считаю его самым родным. И работать к тому же планировал в Новосибирском государственном университете. Но так сложилось, что в 1970 году после окончания университета, когда я работал в лаборатории радиоактивных изотопов ТГУ, к нам пришли два представителя крайкома КПСС Алтайского края со словами: «Мы подбираем кадры для работы в будущем университете». Брали только тех, кто учился в аспирантуре или уже сдал кандидатские экзамены. А я как раз только сдал экзамен по иностранному языку и готовился к философии. Так я оказался здесь. Правда, попал в университет после службы в Советской армии и окончания аспирантуры.

– Вы отслужили два года в армии. За это время жизнь изменилась. Были ли у вас сомнения относительно возвращения в науку?

– С удовольствием вспоминаю военную службу. Считаю, мои самые запоминающиеся годы: учеба в университете и армия. Мне она очень сильно помогла в жизни. Армия дисциплинирует человека. Я же очень хотел стать военным, правда, зрение подвело. Каждый раз сердце замирает, когда вижу, как молодые парни строем идут. Так вот, в последние месяцы службы у меня все-таки стоял выбор: остаться в армии или продолжить заниматься наукой. Я много сомневался, но посоветовался с женой и решил вернуться к науке. Поступил и окончил аспирантуру химического факультета ТГУ.

– Как оцениваете современное образование?

– Советское образование – лучшее. Американцы, после того как провалились со спутниками, взяли советскую систему образования. Сейчас они ее тоже ухудшили. Мы же, наоборот, взяли американскую, которая гораздо хуже, чем наша. Вот вам и результат. Недавно слушал одного товарища, который на вопрос, какую систему образования бы хотел бы он видеть у нас в стране, сказал, что нужно вернуться к той, которая была в 1979-м. А тогда была советская система. К примеру, в то время, в какой школе бы ни учился, ты получал знания по химии и другим предметам по единой программе. И мог поступить в абсолютно любое место. У меня друг из поселка Шушенского поступал в МГУ, когда конкурс был просто бешеный. Он одну запятую пропустил, не там поставил и получил четыре. Четыре! За 48 страниц сочинения. Настолько был жесточайший соревновательный элемент. Сейчас сильный провал в образовании. Я однажды в 2010-х годах на экзамене поставил, представляете, 43 двойки из 50. У меня такого в жизни никогда не было. Я тогда посчитал, что из ста вопросов из билетов ни один студент не дал ни одного правильного ответа. Но даже деканат стойко выдержал этот результат экзамена. Я никогда не отказывался лишний раз провести переэкзаменовку без всяких комиссий. Нынешние студенты хорошие люди. Много мотивированных на учебу ребят, особенно с 2016 года. Конечно же, встречаются и не самые прилежные. Но лично в моих группах таких очень мало.

– А сильно изменился подход к химическому образованию?

– Ну, как сказать, если в школе один урок химии, значит, вообще химии нет. Я сейчас веду в институте гуманитарных наук группы будущих учителей химии и биологии. И знаете, что, они даже не сдают эти предметы вступительными экзаменами. Про лекции вообще молчу. Разве возможно что-то понять за десять лекций, это ведь ноль. И как такие будут учить? Если учитель не может спросить нормально школьника, что делать нам, преподавателям? Когда я в свое время вел химический класс в гимназии № 40, у меня было десять часов химии в неделю и плюс два часа школьных. То есть всего 12 часов химии в неделю, вот тут они у меня любые тесты сдавали, какие только можно, потому что знания были, а сейчас их нет.

– Какие у вас были преподаватели?

– У нас хорошие преподаватели были, и не только с профессиональной стороны, но и по человеческим качествам. Я был курсовиком у аспиранта будущего академика Владимира Вячеславовича Болдырева (один из основателей сибирской школы химиков-твердотельщиков. – Прим. автора). Галина Лазаревна Рыжова, Борис Владимирович Тронов, Виктор Васильевич Серебренников, Нина Алексеевна Скорик, Людмила Григорьевна Майдановская, Лариса Николаевна Курина и многие другие заслуженные деятели науки заложили в меня основы, сделали тем, кто я сейчас. Мне просто повезло в жизни: меня учили прекрасные школьные учителя и преподаватели в университете. Большую роль в моей преподавательской и научной жизни сыграли такие выдающиеся ученые, как академики В.В. Лунин, Г.В. Сакович, А.В. Николаев, Н.Ф. Кузнецов, проф. Д.В. Корольков, проф. Э.Г. Стромберг и многие другие, с которыми мне удалось сотрудничать.

– На вашей памяти уже свыше 45 выпусков. Есть студенты, которыми вы особенно гордитесь?

– Я выпустил около 150 дипломников, двух кандидатов химических наук. И с большей частью из них я поддерживаю хорошие отношения. Горжусь всеми своими ребятами. А как же иначе? Все мои студенты – любимчики. А раз они любимчики, то и страдают больше всего. Я всегда с них больше всех спрашиваю, да еще и всегда возмущаюсь, не дай бог, если они четверку получат по любой дисциплине. Так что они с перепугу все учат и получают отличные оценки.

– Вы любите читать?

– Да! И все мои книги связаны не только с химией. Так получилось, читать я начал рано, причем начал с очень «легкомысленной» книжки: «Тихий Дон». Прочитал его то ли в первом, то ли во втором классе. Мама читала эти взрослые книги и прятала от меня. Ну, раз прячет, значит, нужно найти и понять почему. Я прочитал все, что она прятала, и понял: ничего сложного там нет. С тех пор и я открыл для себя этот книжный мир. Стал читать очень много. Мама даже не верила, что я так быстро читаю, и однажды проверила меня по содержанию книг. В школьные годы я жил в Новосибирске на улице Потанинской, и напротив моего дома была библиотека имени Карла Маркса. Я записался туда и стал ходить. Там работала женщина, которая, оказывается, сопровождала весь мой книжный путь как читателя. Я уже после окончания университета, как-то приехал летом домой и решил сходить туда еще раз. Оказалось, мой читательский билет все это время хранился у нее и действовал. Она мне показала, чем я увлекался: географией, геологией, биологией, химией, потом уже было военное дело. Я же хотел стать офицером. Я выписывал очень много книг, поэтому мне регулярно разрешали брать их самому, в фонд проходить. Точно также мне разрешали проходить в библиотечный фонд в библиотеке ТГУ и ГПНТБ (Новосибирск). Сейчас использую электронную книгу, загрузил в нее много книг по разной тематике и читаю.

– Чем занимаетесь в свободное от науки время?

– Все как у всех. Последние годы много езжу на дачу, потому что моя жена – любительница цветов. А так я что-нибудь дома делаю, например, смеситель поменяю или еще что-то. Правда, я это делаю редко. Я, в принципе, все умею делать. Много сижу за компьютером, изучаю литературу, пишу статьи, учебные издания и др. Так что от науки уйти очень сложно.

Биографическая cправка

Владимир Антонович Новоженов – известный ученый, доктор химических наук, профессор. В 1969 году окончил химический факультет Томского государственного университета. В 1976 году завершил аспирантуру на кафедре неорганической химии ТГУ. С августа 1976 года работает в институте химии Алтайского государственного университета. Заведовал кафедрой неорганической химии АлтГУ с 1987 года по 2015-й, декан химического факультета АлтГУ с 1993 года по 1999-й, проректор по учебной и воспитательной работе АлтГУ с 1999 года по 2003-й. В 2003 году Владимиру Антоновичу присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования РФ». Награжден Золотой медалью им. В. И. Вернадского, Золотой медалью Европейского научно-промышленного консорциума Европейское качество и др. Сфера научных интересов: металлохимия сплавов редкоземельных и переходных металлов, химия твердого тела. В 2004 года защитил докторскую диссертацию «Физико-химические свойства сплавов редкоземельных металлов с р-металлами III группы Периодической системы Д.И. Менделеева».

Софья ПРОТАСОВА

Фото Марии ДУБОВСКОЙ

336 просмотров

Related posts

Семь роз для Ирины

Анна Загоруйко

Без лишнего шума

Мир глазами без радужки

Артем Федотов