Как вести успешный блог и писать на этнические темы: журналисты «Толка» провели в АлтГУ мастер-класс.
12 июня наша страна отмечала государственный праздник – День России. В честь этого Алтайский госуниверситет проводит цикл тематических мероприятий, посвященных культурным традициям народов Российской Федерации. Одно из них – мастер-класс ведущих журналистов сетевого издания «Толк». Студенты и преподаватели института гуманитарных наук собрались 9 июня в аудитории 416Л, чтобы узнать, как делать качественный и вовлекающий аудиторию медиаконтент.
Мастер-класс назывался «Как построить успешный блог вокруг национальных традиций». Его модераторы, редактор отдела проектов сетевого издания «Толк» Юлия Абрамкина и директор департамента внешних и внутренних коммуникаций АлтГУ Максим Герасимюк, подчеркнули значимость этого профессионального диалога не только для слушателей, но и для самих спикеров.
Благодаря ему можно узнать, как по-разному работают журналисты с этнической тематикой и с помощью чего можно действительно увлечь читателя или зрителя.
В частности, Ольга Ведерникова, главный редактор издания «Комсомольская правда – Алтай», напомнила, что самые читаемые новости в любых СМИ – это различные происшествия и криминал. Поэтому так важно соблюдать информационный баланс и чаще писать на позитивные темы, в числе которых – культура тех, с кем ты живешь рядом. Журналист подчеркнула:
– Этническая тема очень интересная для СМИ. Ведь даже не каждый знает, что на территории Алтайского края проживает около 145 национальностей! Поэтому писать об их быте и традициях можно постоянно. Например, в Барнауле часто проводят различные национальные праздники, и «Комсомольская правда» всегда о них рассказывает. На такие мероприятия мы обязательно отправляем фотографа, чтобы он делал красивые репортажные снимки. Это то, на что аудитория откликается в первую очередь. Конечно, люди, уже знакомые с национальными праздниками, знают, как они обычно проходят, но тем, кто никогда не присутствовал, интересно не столько читать, сколько смотреть, как это было. Такие колоритные фоторепортажи пользуются большой популярностью.
Еще один приглашенный эксперт – тележурналист ТВ «Толк» и автор телевизионного проекта «Все к столу» Ирина Корчагина. Она поделилась наблюдением, что, готовя выпуски своего проекта, воочию увидела, как еда невероятно объединяет людей. Особенно если речь идет о межэтнической кухне – Ирина подготовила уже пять выпусков о традиционных блюдах алтайских татар, вьетнамцев, немцев, кумандинцев и грузин.
– За общим столом мы понимаем, что базовые человеческие принципы, такие как уважение к старшим, супругам, детям, универсальны для всех национальностей и не зависят от религии. Каждый раз, снимая кулинарные сюжеты с представителями разных народов, я убеждаюсь в их необыкновенном гостеприимстве. Проект «Все к столу» показывает, насколько мы все, несмотря на разницу вкусов, похожи.
Следующий мастер-класс провела SMM-специалист «Толка» Анастасия Бертенева. Она тут же заострила внимание, что для эффективного продвижения контента в соцсетях критически важно зацепить аудиторию с первых секунд, будь то пост или видео. Однако при этом нужно учитывать специфику контента и вдумчиво подавать темы, связанные с межкультурной тематикой. Другими словами, помимо красивой формы, должно быть и точное содержание:
– Решающее значение имеют первые два-три предложения, первые пять секунд. Если за это время пользователь не заинтересовался, он уйдет. Более того, современный постинг требует продуманного оформления: ярких заголовков, качественных изображений, использования брендированных шаблонов. Такая визуальная привлекательность служит своего рода крючком, который цепляет. Также нужно использовать нейросети как рабочий инструмент, например Kandinsky 3.1 и ChatGPT. Они делают ваши посты еще более завлекательными.
О журналистском вкладе в краеведение рассказал Николай Потешкин – тележурналист ТВ «Толк», автор документального проекта «КиноХроники». Он отметил, что в современном мире, где нейросети позволяют лишь фантазировать о будущем, история, наоборот, дает уникальную возможность достоверно прикоснуться к прошлому. В качестве примера журналист показал снимок старого Барнаула фотографа Сергея Борисова. Через этот снимок мы узнаем, как выглядела наша краевая столица на рубеже XIX–XX веков.
– Своим документальным проектом «КиноХроники» мы показываем прошлое и настоящее через объектив фото-, кино- и телекамеры. Только представьте: еще сто лет назад, чтобы получиться на фотографии, нужно было сидеть неподвижно минимум минуту. Сегодня же мы об этом вообще не думаем. И кто знает, узнали бы мы, как выглядел дореволюционный Барнаул, если бы Сергей Борисов не запечатлел его? Хотя в то время, надо заметить, у нас насчитывалось уже до восьми фотоателье.
Как меняется телевидение в цифровую эру, объяснила главный редактор ТВ «Толк» Елена Кузовкина, уточнив: если человек не смотрит телевизор, это не означает, что он не обращается к телевидению. Сегодня оно, как и все СМИ, трансформируется, адаптируется к цифровым платформам.
– Телеканал «Толк» создан не так давно, в 2019 году, и за эти годы он активно переформатирует свои материалы, от длинных репортажей до коротких видео для социальных сетей. Такая редакционная стратегия позволила нам эффективно расширить охваты, привлекая новую молодежную аудиторию, и обеспечить присутствие контента во всех соцсетях. Причем наш уникальный контент составляет 20 %, остальное мы покупаем у наших информационных партнеров.
Это объяснимо тем, что ключевых ТВ-специалистов – профессиональных кинооператоров – выпускает только Алтайский государственный институт культуры. Отдельные сюжеты мы уже даже снимаем на телефон, то есть телевидение сегодня – это не только классические общий, средний и крупный планы, но и различные мобильные видеоформаты. Поэтому мы совместно работаем с SMM-специалистом, чтобы эффективно и эффектно позиционировать свой медиаконтент на всех цифровых платформах.
Встреча со студентами прошла в рамках проекта Союза журналистов Алтайского края «Все к столу», который поддержан грантом губернатора Алтайского края в сфере СОНКО.
Софья ПРОТАСОВА
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА