Поколенческий вопрос

Такая нетакая

Время на прочтение: 6 минут(ы)

Человек постоянно хочет все классифицировать. И не важно, какого вопроса это касается. Один из таких примеров – выявление общих черт у людей разных поколений. В интернете блогеры делают комичные видео с зумерами на работе, в комментариях пытаются понять, что в голове у поколения альфа, а над миллениалами тихонько хихикают. Так чем же все-таки отлично каждое из поколений?


Молчаливое

Но давайте для начала разберемся, кто есть кто. По теории поколений выделяют несколько групп. Начнем с так называемого молчаливого поколения. Это люди, рожденные в 1929–1945 годах. Они стремились к стабильности, были практичными и экономными. Конечно, название было дано неспроста – эти люди пережили множество тяжелых событий, а выносить сор из избы было не принято. На людей этого поколения повлияли Великая депрессия и Вторая мировая война. Поколение выросло в условиях экономической нестабильности, поэтому именно стабильность и безопасность были в приоритете. Оно увлекается традиционными хобби, такими как садоводство и рукоделие, слушает джаз и классическую музыку. Часто смотрит классические фильмы и читает литературу, отражающую их эпоху, того же Эрнеста Хемингуэя. Главная особенность этого поколения: из-за пережитых событий ему пришлось рано повзрослеть, молча вынося войну, голод, холод. Отличительные черты таких людей: трудолюбие, устойчивость, уважение семейных ценностей и надежность.

Бэби-бумеры

Следующее поколение – бэби-бумеры. Они родились в период с 1946 по 1964 год. Такое название, потому что после Второй мировой войны начался резкий рост рождаемости. Бэби-бумеры росли в эпоху экономического роста, социальных перемен и стремительного развития технологий. Все это дало им чувство безопасности. Эти люди, сами по себе активные, увлекаются путешествиями, спортом и активным образом жизни. У них большие амбиции, желание прожить эту жизнь на максимум. Тяга к образованию, ориентация на личное удовольствие. Бэби-бумеры верили в светлое будущее, поэтому скупали жилье, всесторонне развивались. Это двигало экономику вперед. Они слушают в основном рок, поп и диско (например, The Beatles, The Rolling Stones). Предпочитают фильмы 60–70-х годов, классику. В общем, это оптимистичные, трудолюбивые люди с активной гражданской позицией.

Поколение Х

Поколение X, или «потерянное поколение», рождено в период с 1965 по 1980 год. Оно столкнулось с началом цифровой революции, глобализацией, что повлияло на подход к работе и вообще к жизни. Главное для людей этого поколения – баланс между работой и личной жизнью. «Потерянным поколением» их называют из-за изменений общественных ценностей, глобальной перестройки. Начавшаяся в этот период волна глобализации сделала мир более взаимосвязанным. Торговля, путешествия и общение между странами стали проще и быстрее. Поколение X находилось на передовой этого процесса. Слушают гранж, панк и альтернативный рок (например, Nirvana, Pearl Jam). Интересуются авторским кино и современной литературой. Их главные сильные стороны – адаптивность, критическое мышление, независимость.

Миллениалы

Поколение миллениалов рождено в период с 1981 по 1996 год, еще их называют поколением Y. Они встретили новое тысячелетие еще подростками или детьми. Поколение сформировалось в условиях быстрого технологического прогресса и глобализации. Миллениалы стремятся к карьерному росту, открыто мыслят. Увлечены IT-технологиями, социальными сетями, экологией и активизмом. Слушают поп, хип-хоп и электронную музыку (например, Billie Eilish, Drake). Предпочитают стриминговые сервисы и бестселлеры. Это поколение столкнулось с высокой стоимостью образования, нестабильностью на рынке труда и проблемами с жильем.

Зумеры

Зумеры, или поколение Z, родились на стыке тысячелетий: 1997–2012 год. Они росли в цифровую эпоху, и цифра для них – привычное, а не новое. Это первое поколение, для кого телефон и компьютер – часть повседневной жизни. Многозадачность стала другом этих ребят. Они могут одновременно играть, отвечать другу в мессенджере и делать домашнее задание. Зумеры несут новые идеи и внедряют новые подходы к решению глобальных проблем. Их открытость, готовность к сотрудничеству, технические навыки делают зумеров мощной силой развития современного общества. Главные интересы: новейшие технологии, соцсети, предпринимательство. Слушают хип-хоп, поп и K-pop. Зумеры предпочитают контент на YouTube и TikTok, любят фэнтези и научную фантастику. Поколение Z столкнулось с проблемами, связанными с психическим здоровьем, изменением климата, политической нестабильностью. Его сильные стороны – технологическая грамотность и креативность.

Альфа

Поколение альфа – самое молодое поколение, родившееся с 2013 по 2025 год. Социальные сети и мессенджеры – их главное средство общения. Альфа взаимодействует с миром через экраны, с головой в технологиях с раннего возраста. Это поколение растет в условиях открытого доступа к информации. Слушает разнообразные жанры, включая поп и хип-хоп, а также музыку, популяризируемую через цифровые платформы – тот же TikTok. Предпочитают анимационные фильмы, сериалы на стриминговых сервисах, интерактивные книги. Одна из существенных проблем этого поколения – цифровая зависимость, а также общественное давление, вызванное высокими ожиданиями в образовании и карьере. Альфа обладают высокой технологической грамотностью, способностью к быстрой адаптации и креативным мышлением, стремлением к социальным изменениям и справедливости.

Кто над кем шутит?

Разберемся по старшинству. Над миллениалами звучали подколы по поводу их чувства юмора, которое будто бы не изменилось с начала нулевых и десятых. В целом оно и понятно: подростковые годы этих людей пришлись именно на эту эпоху – эпоху появления первых мемов, социальных сетей и блогеров. «Только я так могу», «Девочки, такие девочки», «Печенько», «У меня по венам течет кофе»… Так любят шутить зумеры, подтрунивая над поколением Y в TikTok. А над зумерами, в свою очередь, тоже любят пошутить. Причем сами зумеры или миллениалы. Обычно поводом для юмора становится «чиловое» отношение поколения Z к работе и учебе. Помимо того, в шутках упоминается плохая концентрация внимания, рассеянность, желание все упростить и побольше посидеть в соцсетях. Поколение альфа тоже не осталось без внимания: люди в интернете высмеивают их постоянное нахождение в интернете, зависимость от гаджетов и хронический СДВГ. Такие сейчас тренды.

А если все это обобщить?

Дарья Алексеевна Омельченко, к. с. н., доцент кафедры социальной и молодежной политики АлтГУ, объясняет:

– Когда мы говорим о теории поколений, не стоит относиться к этому как к непреложной истине. С одной стороны, мы видим, что теория поколений применяется много где.

Фото Дмитрия Герайкина

Написано много публикаций, прежде всего в области маркетинга и HR. Все потому, что маркетологи должны понимать, как они будут производить новые товары и услуги, как их лучшим способом продать разным поколениям. HR-специалисты используют теорию поколений для оптимизации процессов взаимодействия между сотрудниками в организации, рекрутинга новых сотрудников, они пытаются понять, как работать, как мотивировать, как удержать специалиста, как сформировать хороший коллектив. Но согласно теории поколений развитие человечества происходит циклически, и оно проходит четыре основных этапа: кризис, подъем, спад и пробуждение. Каждые 20–25 лет появляются новые поколения, чьи ценности и взгляды отличаются от взглядов их предшественников. Главная цель этой теории – выявить и объяснить эти различия для улучшения коммуникации. Следует отметить, что предложенная классификация – условна, она лишь отражает общие тенденции.

Но каковы претензии разных ученых? Во-первых, мы видим, что в разных культурах поколения все равно ведут себя по-разному. Разные общества, периоды и уровни развития. Соответственно, применять то, что разработано в Америке, к российским реалиям напрямую, без критического анализа невозможно, потому что у нас были другие события, у нас своя история. И говорить, что так называемое молчаливое поколение в США и России имеет одинаковые черты, – не совсем неправильно. Другой важный момент, который мы должны понимать: даже внутри поколения существует вариабельность. Есть лидеры, есть успевающие люди, есть некий средний показатель поколения, есть те, кто не очень преуспел. И неважно, что все, в общем-то, жили в похожих условиях, проживали одни и те же исторические события. Результат у всех различный. Типология предполагает, что есть граница в распределении поколений. Например, человек мог родиться в 1995 году, и он считается миллениалом, а в 1996 – уже зумер. Но ведь это все относительно.

Поэтому, с одной стороны, есть междисциплинарные исследования, в которых показываются особенности отдельных поколений, например, в России изучением миллениалов занимается Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ под руководством В.В. Радаева. Эти исследования показывают устойчивую значимость межпоколенческих различий, касающихся использования цифровых технологий, гаджетов, экономического оптимизма, субъективного благополучия. Другие исследования, напротив, на разном эмпирическом материале пытаются показать, что поколенческий фактор не имеет большого значения. Например, таких взглядов придерживается Дэвид Констанца из Вашингтонского университета.

Что касается наименований. Эту классификацию придумали еще «задолго до». Американские писатели Нил Хау и Уильям Штраус разработали наименования для поколений со времен Колумба. В 1991 году они выпустили книгу «Поколения: история будущего Америки, 1584–2069», в которой проследили историю США через биографии выдающихся людей. Обозначения созданы по аналогии с переживаемыми событиями. В каждом поколении выделяются общие черты, которые присущи большинству представителям этого поколения, учитывая их, мы можем лучше и эффективнее выстроить взаимодействие. Например, мы должны понять, как нам взаимодействовать со студентами, с абитуриентами, каковы их ожидания в отношении обучения, какие у них ценности. Но эти буквы – условности. Например, миллениалов чаще называют именно так, а не поколением Y.
Если мы берем молчаливое поколение – это те, кто родился до войны, таких людей не очень много. Эти люди привыкли держать язык за зубами, не выносить все за семейный круг. Они очень терпеливые, выносливые. Как правило, эти люди очень сильно верят в авторитеты, например докторам, и привыкли внимать советам, особенно медицинским. Это связано с тем, что в то время медицина шагнула вперед – изобрели антибиотики.

Следующие за ним – это бэби-бумеры. Эти люди рождены в первые послевоенные годы. Принято считать, что бумеры, во-первых, оптимистичные, энергичные, ориентированы на коллективные формы работы. Во-вторых, они очень работоспособны. Для них работа вообще играет большую роль, и это именно то поколение, кто сегодня читает газеты и смотрит телевизор.

Следующее поколение – поколение Х. Чаще это поколение называют потерянным. Потому что именно в то время люди столкнулись с большими переменами в жизни и кризисами в 1990-е гг. Они стремятся к независимости и ориентированы на личный результат.

Следующее поколение – Y. Они выросли в период, когда были достаточно хорошо развиты интернет-технологии. Чем дальше мы движемся по временной оси, тем больше растет индивидуализм, гибкость, избирательность в досуговых формах.

Зумеры – цифровые аборигены. Это поколение, которое, с одной стороны, очень хорошо погружено в цифровую культуру, знает технологии, но при этом оно характеризуется слабой усидчивостью, недостаточно развитым вниманием. Они очень избирательно относятся к выбору работы, своим обязанностям и не готовы перерабатывать, если не видят в этом ценности.

И вот поколение альфа совсем уж подковано в цифровом вопросе, с раннего детства общается с гаджетами на ты. Помимо того, считается, что люди этого поколения должны лучше других разбираться в психологии, финансовой грамотности.

Эльвира ПЕТРЕНЕВА

152 просмотров