Студентка 2-го курса ИИМО направления «антропология и этнология» Елена Куксина исполнила свою мечту: побывала в Японии.
Япония – первая заграничная страна, где оказалась Елена. Впечатлений – масса. За трехнедельную поездку Елена посетила три города: Осака, Киото и Никко. Киото – тихий город, туристов там мало, а в Осаке – много. Особенно запомнились электрические провода, переплетающиеся сеткой, маленькие дома вперемежку с высотными зданиями.
– В Японии на улицах очень чисто. Только приехала и почувствовала себя там как дома. Солнце светило почти все время! Захотелось даже переехать в эту страну. Запомнилась архитектура храмов, особенно синтоистских. Они величественные, ворота большие и внушительные, поражают размерами. Или парк в городе Нара, где живут дикие олени, которые гуляют по улицам. Иногда они даже кланяются за еду, такие милые. Народ же Японии отличает уважение к человеку, даже к незнакомому. Куда бы ты ни зашел – в магазин, библиотеку, ресторан или музей, – тебе всегда готовы помочь. Если не знаешь, как дойти до нужного места, то тебя обязательно проводят. Это их менталитет – японцы добры ко всем, – отмечает Елена Куксина.
Учится наша героиня хотела на направлении «востоковедение», но не прошла по баллам и выбрала «антропологию и этнологию».
– Я была уверена, что в процессе обучения смогу перевестись, но получилось так, что меня затянуло: настолько прониклась антропологией, что хочу доучиться до конца. Теперь появилась другая цель – совместить два интереса, антропологический и японоведческий. Японский язык изучаю уже четыре года, начала в Барнаульского государственном педагогическом колледже, где училась на воспитателя. Вообще, мне интересна не только Япония и ее культура, но и в целом народы Азии, как Центральной, так и Средней. Например, читаю книги об алтайцах. А Японию выбрала в качестве темы курсовой работы еще на первом курсе, на втором решила окончательно сосредоточиться на изучении истории чайной церемонии. Ведь чайная традиция – то, что в первую очередь ассоциируется с японской культурой, – рассказывает Елена Куксина.
Любопытно, чай в Японию пришел из Китая. Один из первых сегунов (в японской истории так назывались высокопоставленные военные, которые обладали реальной властью и управляли Японией большую часть времени с 1192 года. – Прим. автора) очень любил этот напиток, он ценил, когда все в его церемонии красиво и торжественно. Церемония у него – показатель статуса. А вот у другого мистика, монаха, который обслуживал сегуна, отношение было иное. Он понял, что чай – это не только церемониал, а возможность остановиться, ощутить момент здесь и сейчас.
– Матча – мой любимый чай. Еще нравятся ходзича и сенча – китайские сорта, хотя их тоже выращивают в Японии. Дома у меня есть приспособления для заваривания чая, гайвань и чашечки для китайской церемонии. Но пока это не полноценная церемония. Для японских чаев недавно купила специальные чашки, чайную ложку из бамбука и венчик. Мне как-то удалось побывать на классической чайной церемонии, которую проводил буддийский монах родом из Владивостока. Это индивидуальная двухчасовая встреча, во время которой мастер показал всю необходимую посуду, ингредиенты и, самое важное, каждый шаг церемонии. Важно, что церемония проходила на русском языке! – вспоминает Елена Куксина.
Софья ПРОТАСОВА
Фото из архива героя
