Многие сталкиваются с такой проблемой, как тревожное состояние. Что это такое, объясняет старший преподаватель кафедры клинической и консультативной психологии АлтГУ Екатерина
Сергеевна Прайзендорф.
– Тревожность – это черта характера, данность, которая не подлежит изменению, и нужно ее только принять, смириться и мучиться всю жизнь? Безусловно, нет. О ней написано много учебников. Можно как минимум прочесть книги Роберта Лихи, мастодонта в области лечения тревожных расстройств: «Свобода от тревоги», «Лекарство от нервов», «Свобода от сожалений». С любым дисфункциональным состоянием можно работать.
Специалисты в области генетики, нейробиологии говорят о том, что нет такого гена, который отвечает за тревожность. На самом деле тревожность в некоторой мере может передаваться по наследству, однако все же в меньшей мере на биологическом уровне, чем на социальном. Если тревожная мама воспитывает сына, постоянно убеждая его в том, что, к примеру, мир небезопасен и ему всегда что-то угрожает, то это формирует определенную схему уязвимости – и ребенок тоже станет тревожным.
Да, образ жизни влияет на тревожность. Если человек злоупотребляет алкоголем или еще чем-то вредным или у человека на регулярной основе отсутствует достаточное количество сна, превалирует неправильное питание, то все это может способствовать развитию тревожной симптоматики. И наоборот, когда в жизни присутствует достаточная активная нагрузка, сбалансированное питание, оптимальное для конкретного человека количество сна, безусловно, будет и нервно-психическая устойчивость. Но быть вообще не тревожным нельзя, тревога спасает от опасных ситуаций. Она помогает нам мобилизоваться в нужный момент и спасти себя.
Признаков тревожности – много. Начнем с того, что это могут быть физические или соматические проявления: тремор, боли, дискомфортные ощущения в области желудочно-кишечного тракта, учащенное сердцебиение, мышечное напряжение, зажимы и так далее. Стоит упомянуть о мыслях, которые то и дело крутятся в голове: это такая «мыслительная жвачка», руминация, навязчивая мысль. Что касается социальных взаимодействий, здесь есть несколько аспектов. Неочевидный признак тревоги – факт избегания, когда возникают мысли, что ты должен что-то сделать, но специально не делаешь это. Или гиперконтроль: все перепроверить, переспросить, сверить.
Перфекционизм, когда необходимо сделать все идеально, и поэтому этого не делаешь: откладываешь на потом, прокрастинируешь. Может вызвать тревогу и феномен кибербуллинга. Еще один важный аспект – сравнение. В соцсетях мы любим сравнивать себя с другими и часто – не в свою пользу. Также большой информационный поток может способствовать генерализации тревоги. Другой важный признак, когда тревожные состояния мешают полноценно функционировать, работать, учиться, строить отношения: если физическое состояние человека на исходе, он утомлен, у него частые панические атаки, то это снижает качество жизни.
Отмечу, тревожность и страх – два психологических феномена, которые могут быть очень схожи между собой для среднестатистического обывателя. Но это не одно и то же. Ключевое отличие в том, что страх – реакция организма на реальную, опредмеченную угрозу: пчела, собака, самолет.
Тревожность – перманентное беспокойство о чем-либо гипотетическом. В такой момент побеждает мысль «а что, если…?». Если частота, интенсивность, длительность тревожных состояний у человека зашкаливает – это повод обратиться к специалисту. Может быть, не сразу к врачу, а к компетентному психологу, который работает в когнитивно-поведенческом подходе, потому что это терапия первого круга при тревожных расстройствах. Важно отслеживать не только эмоции, но и мысли. Согласно когнитивно-поведенческому подходу, наши мысли продуцируют наши эмоции.
Поэтому следить за мыслями, уметь оспаривать их, если они дисфункциональные, критически необходимо.
Ольга КОВБЕНЧУК
Фото из архива героя
