Сезон учебных практик открыт! Студенты АлтГУ взвалили на плечи тяжелые походные рюкзаки, захватили палатки и выучили новые песни для посиделок у костра. «ЗН» рассказывает, как проходят учебные практики в трех институтах: ИНГЕО, ИИМО, ИББ.
Посвящаю тебя в археологи!
Самая интересная и самая непростая практика – археологическая – проходит у историков на первом курсе. Словно Индиана Джонс, студент вооружается лопатой и кисточкой (жаль, что не кнутом) и отправляется на поиски сокровищ. «Археологичка», как называют ее студенты, проходит в Горном Алтае или в Чарышском районе в течение двух-трех недель. В палаточном лагере опытные преподаватели обучают практикантов основам полевой археологии и технике раскопок. Работы ведутся строго по графику: подъем в семь утра, водные процедуры и завтрак, затем в 8.00 на раскопки до обеда. После перерыв до 18.00 (иногда до 19.00), ужин и свободное время. Работали шесть дней в неделю.
Все ради того, чтобы отвоевать кусочек истории у времени.
Раскопки проходят следующим образом. Сначала очерчивают участок в виде квадрата – раскоп. По его контуру снимают слой за слоем землю. Каждый слой грунта (около 25 см) тщательно изучают, проверяя на наличие тех самых сокровищ Индианы Джонса. Самые частые находки: куски керамики и кости. Удается найти и настоящие клады. На практике студента ИИМО Анатолия Горового нашли захоронение аристократической особы с соответствующими погребальными предметами. Все находки сортируют и соотносят с историческим периодом. Затем процедуру повторяют – и так вплоть до природного слоя грунта.
– Летние студенческие практики – это увлекательное и незабываемое событие! Многие из студентов последующих курсов хотели бы еще раз вернуться на первый курс и окунуться в атмосферу небольшого палаточного лагеря на берегу реки или у подножья гор. Там у историка есть шанс попасть в совершенно неизведанную область, почувствовать себя настоящим исследователем древних культур и узнать о быте наших предков, – вспоминает о своей практике Анатолий Горовой.
Сейчас Анатолий познает азы архивоведения. Практика для второкурсников проходит в городских архивах. Студенты учатся работать с первоисточниками, сортировать важные документы и ориентироваться в большом потоке информации.
А на четвертом курсе историки могут снова вернуться в школу. Старшекурсники отправляются преподавать. Такую практику в гимназии № 40 прошел студент четвертого курса Кирилл Чураков.
– Часть профессиональных перспектив у историков связана с преподавательской деятельностью. И для меня школьная практика стала важным этапом в моем обучении в университете. Мне понравилось вести уроки и передавать свои знания школьникам. Я надеюсь, что мне удалось найти контакт с учениками и пробудить в их сердцах любовь к истории. Я заметил, что когда человек горит каким-либо делом, то находит отклик и у остальных. Поэтому пытался передать учащимся свою увлеченность историей.
На вкус и цвет
С работой в поле хорошо знакомы и студенты-экологи института географии. Их учебная практика проходит на водоемах и природных памятниках Алтайского края. Студенты проводят полевые исследования, осуществляют комплексные наблюдения, собирают и первично обрабатывают природные материалы. Тем самым они закрепляют теоретические знания и практические навыки, полученные ими во время обучения на первом и втором курсах.
Студент Андрей Давыдов вместе с группой совсем недавно вернулся из путешествия по Алтайскому краю. Общий маршрут их практики составил 3000 км! Сперва экологи отправились на Белое озеро. Программа у них была насыщенной. В течение четырех дней они посетили карьер по золотодобыче, музей М. Т. Калашникова, Колыванский музей истории камнерезного дела на Алтае, Музей истории развития горного производства имени А. Демидова и совершили восхождение на гору Синюха.
В последующие четыре дня студенты посетили город Славгород, озера Колыванское, Бычье, Бурсоль и производство при нем. Побывали и на экскурсии по Волчихинскому пивоваренному заводу. На протяжении всей практики студентов направлял их руководитель Семен Петрович Гончаров. «Именно его опыт и чуткое руководство позволили оставить яркие воспоминания и только положительные эмоции», – говорит Андрей Давыдов.
Каждый раз по прибытию в новое место экологи обустраивали палаточный лагерь. Там они отдыхали, готовили еду на костре и любовались природой.
– Палаточный лагерь – это очень атмосферное место! Мы сами готовили себе завтрак, обед и ужин. И во время приема пищи, особенно вечером, когда появлялась луна, костер становился сердцем лагеря. Около него светло и тепло, и все студенты общаются друг с другом, рассказывают интересные моменты из жизни. В такое время не обходилось и без веселых игр, особенно без «Мафии», – рассказывает Андрей Давыдов.
А вот в Славгороде спать под открытым небом не пришлось: студентов приняли в филиале АлтГУ. Практиканты очень благодарны работникам филиала за теплый прием!
За время практики группа студентов составила комплексную характеристику природы, населения и природопользования районов практики. Также они определили ландшафтную структуру исследуемой территории и попутно овладели методами маршрутных исследований и полевого картографирования. По результатам исследований самые благоприятные условия оказались на Белом озере. Оставляет желать лучшего состояние озера Большое Островное в Мамонтовском районе. Об этом говорят специфический запах и плохой вкус воды.
И снова в детство
Студенты кафедры рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства три недели трудились вожатыми в детском санатории «Белокуриха» им. В. В. Петраковой Минздрава РФ. В этом санатории дети поправляют свое здоровье и полноценно отдыхают среди высоких гор и душистых сосен Белокурихи.
Вожатыми стали лучшая группа первого курса 9.105. О ней мы писали в № 20 от 2 июня 2022 г. А цель лучшей группы – подарить детям лучшую летнюю смену! Практиканты не только следили за своими маленькими подопечными, но и помогали им с подготовкой к творческим мероприятиям, которых в санатории немало.
– Практика у нас была разнообразной и пролетела незаметно. Для меня это был первый опыт работы вожатой, и первые дни мне было трудно организовать детей. И даже страшно: ведь их много, а я одна! Но вскоре мы нашли общий язык и крепко подружились. К концу смены нам было тяжело расставаться. За время работы я получила большой опыт в организации досуговых мероприятий и организации командной работы. А самое главное – отдачу со стороны детей с разных уголков страны! Я считаю, что мы всей большой командой под названием 9.105 справились с первой учебной практикой на отлично. С собой мы увезли хороший багаж знаний. И просто весело провели время вместе в прекрасном курорте Белокуриха! – рассказала староста группы 9.105 Софья Анохина.
Конечно, проживая на курорте Алтайского края, нельзя было не прогуляться по Белокурихе. Группа географов поднялась по тропе здоровье до горы Церковка, прошла по подвесному мосту и увидела старую мельницу и ручей Шиши. Также, готовясь к будущей профессии, студенты посетили санатории «Белокуриха», «Россия» и «Алтай-West». Там им рассказывали про преимущества каждого санатория, номерной фонд и обслуживание.
И жучки, и паучки
А биолог Валерия Путилина успела за летнюю практику примерить на себя две роли: зоолога и ботаника. В первой части практики главный предмет исследования – беспозвоночные. Для этого биологи выезжали в окрестности станции Присягино, на реку Ляпиху (к Научному Городку) и в Южно-Сибирский ботанический сад. Там они ловили различных насекомых, паукообразных и ракообразных – кого в спирт, кого на засушку и на хранение на энтомологическом матрасике. Все пойманные зверушки стали частью зоологической коллекции. Позже на этих объектах студенты смогут изучать строение беспозвоночных.
– Практика меняет твое отношение к окружающей среде. Я до истерики боюсь насекомых и пауков, но теперь у меня в сумке постоянно кто-нибудь сидит. То саранча, то жуки, то клопы…
Клеща вот в баночку замариновала! А на кухне в другой банке живет паучиха с коконом – случайно ее собрала на практике по ботанике вместе с кустиком, – рассказывает Валерия Путилина.
На ботанической практике студенты охотились за интересными видами растений, которые собирали для гербария. За новыми экземплярами биологи во главе с лихенологом и старшим научным сотрудником Южно-Сибирского ботанического сада Евгением Александровичем Давыдовым отправились в село Инюшово на реку Черемшанку. Там они преодолевали склоны, раздвигали деревья и занимались изучением природы наперекор дождю – ведь биологи грязи не боятся!
– Во время практики узнаешь гораздо больше, чем на лекции в аудитории. Ведь здесь преподаватель на живых примерах рассказывает о растениях, грибах, лишайниках. Их еще и потрогать можно – заранее спросив преподавателя, конечно, а то мало ли, – объясняет Валерия.
С помощью полученных материалов будущие биологи учатся классифицировать виды растений, лучше разбираться в их строении и признаках. Например, Валерия сейчас сушит для гербария тимьян, отчего вся ее квартира им пропахла.
– По запаху я теперь его точно найду. А запах – чем не признак? – говорит студентка.
– Практика дала мне шанс понять, чем именно я хочу заниматься. Хочу стать ботаником и работать как можно чаще в полевых условиях, не ограничиваясь лабораторией. Ну а моя подруга теперь точно знает, что хочет быть зоологом. Понравилось ей с жуками общаться, кажется, даже больше чем со мной! – смеется Валерия.
Юлия ДИЛЬМАН