Гость номера

Когда глаза горят: наш гость – ученый ИХиХФТ Юлия Владимировна Терентьева

«ЗН» решила познакомить читателей с доцентом кафедры физической и неорганической химии ИХиХФТ, кандидатом физико-математических наук Юлией Владимировной Терентьевой. Уже больше 10 лет преподаватель увлеченно рассказывает студентам о наноструктурах и физико-химических свойствах.

А мы расскажем о ней!

– Вы сейчас участвуете в деятельности приемной комиссии. Расскажите, какие у вас обязанности, чем вы там занимаетесь и как привлекаете абитуриентов в свой институт?

– Я ответственный секретарь отборочной комиссии института химии и химико-фармацевтических технологий. Моя работа – распределять обязанности между техническими секретарями, контролировать правильность оформления документов от поступающих, их регистрацию, учет и сохранность. А также взаимодействовать с абитуриентами, своевременно готовить необходимую документацию к вступительным испытаниям, оформлять отчетные и статистические данные о ходе работы отборочной комиссии ИХиХФТ.

– А вы помните, как были абитуриентом?

– О, это невозможно забыть! Те волнения и переживания, которые испытываешь при поступлении, наверное, не повторятся больше никогда. Это был порог нового этапа жизни: из вчерашнего школьника буквально в одночасье становишься взрослым, самостоятельным человеком. Я поступала с медалью, поэтому сдавала на ЕГЭ только профильный предмет – химию. Написала успешно. И (о чудо!) я увидела себя в списках зачисленных на тогда еще химический факультет Алтайского государственного университета. Это было счастье!

– Каким было ваше студенчество?

– Студенчество прошло достаточно спокойно, за учебниками и конспектами. Со временем все стало получаться, даваться достаточно легко, что позволило с третьего курса заниматься наукой. И уже на четвертом курсе – занять первое место на кафедральной секции конференции, посвященной дням молодежной науки. Потом было еще много научных конференций, но опыт первой, еще и принесшей победу, не забыть никогда.

– Почему выбрали именно АлтГУ?

– Выбор вуза, видимо, был предопределен еще в малом возрасте, когда, гуляя с мамой в пятилетнем возрасте по проспекту Ленина, я была поражена внешним видом здания с колоннами. Как ни странно, в то время это был химкорпус. Конечно, увлечение химией настало намного позже. В восьмом классе поначалу даже возникли сложности с освоением дисциплины: не понимала принципиально. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Случайно забыла сделать домашнюю работу: пять непонятных для меня задач, о которых я вспомнила за 20 минут до выхода в школу. На каждую задачу тогда у меня ушло три минуты. Как сделала – не помню, но все решила верно, даже получила пятерку. С тех пор химия стала любимым предметом.

Тогда и поняла, что пойду учиться химии и дальше. И как я рада, что все получилось!

– Какие области науки вам интересны?

– На моем пути изучения химической науки было свыше десятка разных химий. Начинали с самого простого, если так можно выразиться, – неорганической химии. В школе у нас лабораторного практикума почти не было, только не очень красочные и впечатляющие опыты. А тут мы своими руками начали что-то синтезировать: все яркое, красивое, разноцветное. Дух захватывает – тонешь в этом окончательно (в хорошем смысле слова). Потом была аналитика: графики, зависимости, обработка информации – в общем, сосредоточенность на результате. Самая запоминающаяся работа по аналитической химии была – качественное определение содержания компонентов в неизвестном веществе. После – органика. Мне она давалась сложнее остальных. Огромное количество реакций, правил и исключений, структурные формулы – большой объем информации за короткий промежуток времени. А физическая химия, несмотря на то, что она менее красочная, наиболее близка к математике и физике. Это понимание всех закономерностей, которые происходят в физико-химических процессах, – глубинные фундаментальные знания. Очень интересно! И еще было множество не менее важных химий, каждая из которых навсегда останется в моем сердце. Но самое надежное и крепкое место занимает физическая химия наноструктурированных веществ. Она и сочетает в себе классические химии, и позволяет визуализировать процессы посредством компьютерного моделирования, и моделировать процессы, происходящие в веществах при аттосекундных импульсных воздействиях на различные классы соединений.

– Расскажите подробнее об исследованиях, которые вы проводите.

– Физика и математика, которые помогают объяснить, как и что происходит в веществах, прикованы к наноструктурированным веществам. Здесь разнообразие и классификаций, и процессов, и методов исследований, и методов синтеза, и особенностей применения… Я занимаюсь исследованием этих веществ. Основная работа посвящена изучению полупроводников, а с этого года еще металлам и интерметаллидам. Эта сфера дает возможности для исследования фундаментальных вопросов химии. В 2020 году мы выигрывали внутриуниверситетский грант по теме «Компьютерное моделирование наноэлектромеханических систем полупроводниковых многокомпонентных соединений».

– Что такое наноструктуры простыми словами?

К наноструктурам относятся вещества, имеющие хотя бы в одном из пространственных измерений размер в несколько нанометров (от 1 до 100). Когда система малоразмерна, она приобретает новые свойства. И эти новые свойства мы можем использовать в новых разделах науки. Например, относительно недавно появилась наука спинтроника, основанная на внедрении в полупроводник металлов с неспаренными электронами. И он тогда приобретает ферромагнитные свойства: является полупроводником и приобретает магнитные свойства. Важно определить границы устойчивости, при которых и структура не разрушится, и новые свойства не пропадут.

– Как вы пришли в науку?

– С раннего детства, как и многие дети, мечтала стать учителем. К счастью, мне повезло оказаться сначала на специализации, а затем и в штате тогда еще кафедры физической и коллоидной химии под руководством профессора, д.ф.-м.н. Сергея Александровича Безносюка. Под его научным руководством были выполнены выпускные работы бакалавра и магистра, защищена кандидатская диссертация по теме «Физико-химические условия устойчивости легированных марганцем нанослоев арсенида галлия и его изоэлектронных аналогов». Так я попала в когорту ученых-исследователей, где и нахожусь сейчас. А еще бонусом идет педагогическая деятельность со студентами – это всегда нетривиальный, увлекательный процесс, захватывающий полностью и без остатка.

– Что самое любимое в преподавательской деятельности?

– Преподаю уже более 10 лет. Что касается дисциплин, читаю физическую химию, физическую химию наноструктурированных веществ и связанные с этой областью. С нового года еще на мне новый курс «цифровая культура». Это сложный, но увлекательный процесс. Но самое интересное – это подготовка студентов к защите выпускных квалификационных работ. В этом году у меня девять дипломников и пятерых еще курирую. Здесь открываются истинные способности студента, задействуются внутренние, доселе скрытые силы, которые студент вкладывает в финальный рывок перед тем, как станет полноценным выпускником, получившим высшее образование и диплом. Это последняя возможность подтянуть все полученные знания, умения и навыки для выполнения если не самой важной, то одной из важнейших работ в своей жизни. А от меня как научного руководителя требуется индивидуальный подход к каждому студенту. Они все абсолютно разные и требуют внимания, в том числе и к личным проблемам и трудностям, которые им приходится преодолевать на пути к получению высшего образования.

– Какие на ИХиХФТ студенты?

– В нашем институте учатся, наверное, самые замечательные студенты. Они все молодцы. Химия – наука сложная, требующая большого количества времени на самостоятельное изучение и на работу в лаборатории. Наши студенты, так загруженные учебой, успевают еще заниматься наукой, спортом, многие из них являются активистами и волонтерами. В общем, порой, глядя на наших студентов, я удивляюсь: у них в сутках явно больше, чем 24 часа. Ну и еще они бесконечно добрые и милые.

– А каких абитуриентов вы ждете?

– Прежде всего я бы рекомендовала направления нашего института влюбленным в химию абитуриентам. Однако в ИХиХФТ есть и инженерные направления, например техносферная безопасность. Они позволяют получать знания, умения и навыки, направленные на защиту от различных чрезвычайных ситуаций, что значительно расширяет контингент поступающих, имеющих различные увлечения и возможности.

Александра СМОЛЯНИНОВА

Фото Захара СОРОКИНА

895 просмотров

Related posts

Олово – хрустит. А свинец? Рассказываем, как звучат металлы

«Музыкой не зарабатываю – у меня есть работа!»

Просто Савва