За науку

От пиона до горца Вейриха

Что в саду у заслуженного ботаника АлтГУ?

Алтайский государственный университет славится наукой в лице преподавателей, сотрудников и студентов. 28 сентября юбилей отмечает Марина Михайловна Силантьева – заведующая кафедрой ботаники АлтГУ, доктор биологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

М. М. Силантьева – лауреат Губернаторской премия имени П. А. Столыпина (2016), дважды лауреат ежегодного краевого конкурса «Интеллектуальный капитал Алтая» в номинации «Профессор года», в направлении «Естественные науки» (2017, 2023). Лауреат премии Алтайского края в области науки и техники в номинации «Решение проблем экологии и охраны природы» (2018). Лауреат Общенациональной премии Российской Федерации «Профессор года – 2020» по биологическим наукам. Лауреат премии Губернатора Алтайского края в области охраны окружающей среды имени В. В. Верещагина (2022). Автор более 400 научных статей и учебных пособий. Под ее руководством защищено четыре кандидатских и одна докторская диссертация

– Марина Михайловна, сейчас вы – преподаватель со стажем. А как сами учились?

– Училась с интересом, легко. Одно из ярких воспоминаний того времени – практика. Наиболее яркой и экзотичной для меня была практика в составе почвоведческой экспедиции в Кош-Агачском районе. По приезде в село Кош-Агач была сильно удивлена: там не растут деревья! Было всего три посаженных тополя у административного здания. Жили мы почти месяц в селе Кокоря и работали на хребте Сайлюгем. Помню, как седьмого июля выпал снег. И мои впечатления исследователя были детские: как выживут растения? Это для меня это была катастрофа, спасением стали резиновые сапоги и вязаная шапка, ватная телогрейка. А растения, адаптированные к таким условиям, выжили все и их цветы стали ярче. Там я познакомилась с растениями-подушками, способными выживать в условиях высокогорий.

Территорией моих работ во время выполнения кандидатской диссертации стал Северо-Восточный Алтай. Тема диссертации «Флора Сумультинского хребта (Северный Алтай)». Места в то время большей частью малоисследованные, в силу отсутствия автомобильных дорог. Пришлось использовать вертолет. Пока работали в экспедициях в Северо-Восточном Алтае, встречали не только интересные виды растений, но и медведей, и разных «странных» людей, и пилоты забывали нас забрать… Спасибо тем людям, что помогли мне тогда в этих тяжелых условиях довести работу до конца. До сих пор жалею, что часть гербарных материалов не удалось спасти, потому что каждый день шли дожди. В прителецкой тайге выпадает до 900 мм осадков в год! От дождя скрывал только… полиэтилен – это были 1990-е годы. В арсенале – только он. Из него мы шили юбки, накидки, подобие брюк, закрывали им палатки и экспедиционные вещи. Иногда использовались лошади для перевозки вещей и гербария. Работа же над докторской диссертацией длилась почти десять лет. И все свободное от основной работы время я проводила в экспедициях по Алтайскому краю. Побывала во всех районах, на всех особо охраняемых территориях того времени. И в 2008 году защитила докторскую диссертацию «Флора Алтайского края: анализ и история формирования». В 2010 году стала профессором кафедры ботаники. В это время поступало довольно много предложений о смене работы и переезде в другой регион. Но я решила остаться в alma mater.

– Чтобы преподавать?

– Да и не только! Я работала около года секретарем директора по научной работе в институте садоводства им. М.А. Лисавенко. Занималась административной и лаборантской работой. Тогда и поняла, что хотела бы заниматься наукой и преподавать. На кафедре ботаники возникла вакансия, и Галина Геннадьевна Соколова, ныне ветеран нашего института, сказала мне: «Возвращайся». Пришла я на кафедру весной 1988 года, а летом уже работала в экспедиции в Чойском районе Республики Алтай, с сентября стала преподавать, читать лекции и вести лабораторные и т. д. С таким большим педагогическим стажем я мечтаю об одном – чтобы в нашем корпусе были аудитории, спланированные как лекционные и оборудованные микрофоном. За время работы случились большие проблемы с голосом. Поскольку важно, чтобы тебя слышали студенты, вот и кричим в аудитории на 100, а то и более студентов.

– Наверняка ботаники изучают растения не только в университете, но и на собственных подоконниках и грядках…

– Раньше у меня дома было много-много цветов, но из-за постоянных разъездов их поубавилось. Цветы не любят, когда их бросают. Если просить другого человека ухаживать за ними, то он может забыть полить или, наоборот, залить весь горшок – да так, что растение оказывается в болоте! Когда не получается соблюдать должный уход, лучше и вовсе за дело не браться. Поэтому я ограничилась теми цветами, за которыми нужно следить не так тщательно.

Дома остались орхидеи фаленопсисы, они цветут практически без перерыва. Обязательно алоэ и герань – для лекарственных нужд. А еще есть сельский дом с участком 20 соток. Здесь, конечно же, есть цветники, миксбордеры, рокарий, сад хвойных. Я высаживала на песчаном участке на месте сведенного более сотни лет назад соснового леса различные по облику и экологии растения, привезенные из экспедиций, купленные у садоводов, полученные по обмену. Смотрела, что приживается, а что нет. Некоторым был вынесен приговор: и я отдала их в хорошие руки. Из любимых растений: тюльпаны и нарциссы, можжевельники, микробиота (дальний родственник можжевельника), шалфей, лаванда, розы и пионы. В цветнике перед домом около 48 видов и сортов растений. Но они цветут не одновременно, с апреля и до середины октября. Подбирала их так, чтобы всегда было что-то радующее глаз: люблю цветники непрерывного цветения. Последнее время мне стали очень нравиться миксбордеры. А вот однолетников практически нет – нужен уход. Работа на участке для меня – «агрофитнес». Красиво встал, красиво взял плоскорез в руки и – вперед! Сейчас стараюсь закладывать долговременные посадки с минимальным уходом. Еще раньше вела дневники наблюдений, как в школе. Отмечала, когда были заморозки, когда выпадал снег, какие растения меня порадовали (ставила им баллы), какие растения стоит отдать. Было время, когда мне нравился горец Вейриха (гречиха сахалинская) своей силой роста, яркостью зелени и даже изяществом соцветий. Только он дает толстые корни: главный до двух и более метров и расположенные на нем боковые и придаточные корни. Этот спрут из корней образует густую заросль, не давая возможности развиваться другим растениям. Горец Вейриха оказался инвазионным видом – захватчиком территорий. Теперь с ним борюсь.

– А кто любимчик среди растений?

– Из последних любимцев – шалфей. Его еще многие называют «сальвия», не зная, что это латинское наименование рода шалфей. Мне также нравится разнообразие мелких луковичных, которые украшают весной скучные цветники и газоны. Это гимноспермиум алтайский, сциллы, крокусы, хионодоксы, пушкинии, рябчики и т. п. Представьте: 15 апреля, а уже кругом яркие цветы (желтые, синие, белые, голубые), которые радуют глаз! Из декоративных растений люблю пионы, особенно сорта с необычными оттенками: кремовые, желтые. Нравятся тюльпаны, и май для меня – время тюльпанов, активное начало ботанических исследований. Особо выделяю тюльпаны дикорастущие (ботанические виды). И, конечно, царица цветов – роза. Очень люблю чайно-гибридные и полиантовые розы.

– Ботаники и в жизни – ботаники?

– Ботаники в жизни – очень приспособленные к выживанию и много умеющие делать люди. Они чувствуют красоту, увлеченные, поддерживающие друг друга, несмотря на разногласия. Знание ботанических основ помогает лучше понимать устройство окружающего мира, экосистем и разнообразных сообществ, потому что растения – фототрофный компонент и это основа биоценозов и экосистем, за счет них живут все остальные компоненты этих систем. Ботаника обязательно нужна ландшафтным дизайнерам: нужно не только уметь сочетать растения по внешнему облику, фактуре и цвету, но знать экологию и биологию. Иначе нарисованная красивая картинка так и останется картинкой. Вообще, исторически сложилось, что знания ботаники – показатель культуры и образованности. Особой частью этой культуры был ботанический рисунок, орнамент. Люди лечились лекарственными растениями, гораздо больше растений использовали в пищу, получали из них краску, волокно. Ботаники, как и все биологи, видят мир по-особенному, в деталях и взаимосвязях.

– Другими словами, знание ботаники пригождается не только ботаникам?

– Да, знание ботаники требуется, например, криминалистам. Есть такой вид анализа – гербалогический, когда по частям измолотого растения, даже без современных методов ДНК-диагностики, мы определяем род или вид растения. Еще мы, как историки, можем определить, откуда пришли переселенцы, создавшие тот или иной населенный пункт, по растениям, привезенным с родины этих людей, – с севера России или южных регионов. Индикаторами служат не столько современные культурные растения, сколько беглецы из культуры и присущие им сорные растения, а также те растения, которые человек распространяет не сознательно (на колесах или переносит на ногах). И эти случайные заносы бывают довольно-таки яркими. Знаете ли вы, что василек луговой – не наше растение? А цикорий? Люди везли их с разных территорий для своих целей.

– Марина Михайловна, вы занимаетесь ботаникой практически всю жизнь. Почему именно она?

– Ботаника нравилась всегда. Помню, мне было 5–6 лет, я собирала гусиные луки с желтыми цветами (их неправильно называют кандыки) и высаживала у себя. Даже была своя грядка, где я постоянно копалась. Делала и так называемые секретики: складывала растение на стеклышко и получалась композиция. Было интересно изучать растения, поэтому начала вести альбом «Флора Алтайского края», куда я вклеивала необычные, иногда привезенные откуда-то растения. Потом в моей жизни появился журнал «Наука и жизнь». Я собирала последние странички с фото из рубрики, посвященной растениям, склеивала их и читала. Устраивала себе квест: что нашла на картинке, то должна найти и в природе. Иногда разочаровывалась: находила не все. Часто растения были из европейской части страны! В 1982 году поступила на биологический факультет. Думала, буду заниматься психологией. Но после того как с нами поработал психолог, я поняла, что психология может быть только хобби. И вернулась к своему детскому хобби, которое стало профессией. Царство растений – тот мир, в котором мне комфортно.

Эля ПЕТРЕНЕВА

Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА

440 просмотров

Related posts

Фоторепортаж с Дня знаний в АлтГУ

Я в джинсах – в вуз!

Компромисс Говорухина: рецензия на фильм «Конец прекрасной эпохи»