За живое

В начале было…

Мнение экспертов о возможном запрете изучения в школе теории эволюции Дарвина

В сентябре на заседании Всероссийского родительского комитета помощник премьер-министра России Муслим Хучиев призвал запретить в школах изучение теории Дарвина. По его словам, теория Дарвина «противоречит религиозному воспитанию». Хучиева поддержала РПЦ – председатель Патриаршей комиссии Русской Православной Церкви по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Федор Лукьянов заявил, что теория безнравственна, «так как предполагает сиротство рода человеческого, отсутствие Создателя у столь сложного и прекрасного творения, как наша Вселенная». Корреспондент «ЗН» узнал экспертные мнения о теории эволюции Дарвина у профессора кафедры зоологии и физиологии, д. б. н. Нины Дмитриевны Овчаренко и доцента кафедры регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений АлтГУ Евгения Викторовича Лооса.

Мнение биолога

Нина Дмитриевна Овчаренко, д. б. н., профессор кафедры зоологии и физиологии АлтГУ:

– Эволюция – теория возникновения жизни и в том числе человека на земле, основоположником этой теории считается английский ученый Чарлз Дарвин. Движущими силами эволюции животного мира и вообще органического мира являются наследственность, изменчивость и естественный отбор. Наследственность присуща человеку как объекту животного мира, а надо заметить, человек – это все-таки объект животного мира.

Изменчивость, она также работает, потому что все изменяется. И естественный отбор: если в природе он существует все еще в первоначальной форме, то в человеческом обществе он приобрел другие формы, например, появились знания о здоровье, медицине и так далее. Поэтому сегодня нельзя сказать, что человек является продуктом естественного отбора. Почему вообще возникают вопросы о правоте или неправоте Дарвина? Потому что якобы он сказал, что человек произошел от обезьяны. На самом деле он говорил, что у человека и обезьян были общие предки. Когда этот основной постулат извращается, то возникают вопросы к теории Дарвина. Существует от семи до десяти теорий происхождения жизни, но основополагающими являются три: эволюционная, или теория абиогенеза, космогенная, то есть какие-то основные для возникновения жизни элементы были занесены из Космоса, и, наконец, божественная теория. В течение развития общества та или иная теория начинает вытеснять другие теории. Большинство ученых на современном этапе развития общества все-таки придерживается теории эволюционного развития. И в школах и в вузах всегда рассказывают, что существует три теории, и они имеют место, потому что нет четких опровержений этих теорий, равно как и нет фундаментальных их доказательств. Но в пользу эволюции, надо сказать, фактов больше: существование всего многообразия жизни, наличие переходных форм между крупными и мелкими систематическими категориями, сохранение атавизмов, сходство эмбрионов позвоночных и тому подобное. По моему мнению, изучать теорию эволюции в школе нужно. Она формирует естественно-научное мировоззрение у школьника, ведь если школьнику сказать, что человека создал Бог и только он, то другой точки зрения не будет. Тогда ничего изучать и не нужно, от нас ничего не зависит, ведь на все, с этих религиозных позиций, Божий промысел. А теория эволюции Дарвина подстегивает к размышлениям и исследованиям, ведь до сих пор ученые открывают новые виды. Поэтому эволюционное учение, конечно, нужно оставить в учебной программе.

Мнение религиоведа

Евгений Викторович Лооса, доцент кафедры регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений АлтГУ:

– Существуют десятки определений понятия «религия», и каждое по-своему верно. Если рассматривать религию как мировоззрение, основанное на вере, то религий существует множество, поскольку вера – это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств, без рассуждений. К примеру, только в качестве «подразделений» религий выделяют монотеизм, политеизм, генотеизм, атеизм и т. д.

В свою очередь у каждого из «подразделений» свой набор конкретных религий, верований, мировоззрений – как угодно их можно назвать. Возможно, где-то и есть взгляды, созвучные дарвинизму. Если рассматривать только мировые религии, то для авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам) теория Дарвина – полнейшая ересь. Почему? Смотрим выше определение веры. В авраамических религиях человека создал Бог. Буддизм часто представляется не как религия, а как философия. Его единственная цель состоит в полном избавлении от страданий. Будда констатировал бесполезность вопросов о происхождении мира. Вопрос о происхождении человека в буддизме также не поднимается. Я отрицательно смотрю на то, что сейчас идут разговоры о запрете изучения теории эволюции в школах. Изучать ее нужно в ознакомительном ключе, наряду с другими теориями, но нужно не представлять теорию Дарвина как единственно верную. Рассматривать объективно нужно все точки зрения, формируя свою, не в угоде конъюнктуре.

UPD. 1 октября 2024 г. Комиссия по борьбе с лженаукой при Экспертном совете РАН заявила, что «отказ от преподавания в школе теории Дарвина приведет к увеличению научной безграмотности, а знакомство с этой теорией способствует “духовному разложению” не больше, чем изучение таблицы Менделеева, начал термодинамики или устройства Солнечной системы».

Мстислав ВЯЗАНЦЕВ

373 просмотров