Более 200 отечественных художников и коллекционеров подписали открытое письмо против закрытия отдела новейших течений конца ХХ – начала XXI веков Третьяковской галереи. Причиной закрытия назвали то, что произведения 1960–1970-х годов сложно отнести к новым течениям современного искусства. «ЗН» спросила у преподавателя компьютерной графики колледжа АлтГУ Софьи Николаевны Семеновой, что же является современным искусством.
Что есть современное искусство? Сейчас это, скорее, «диджитал» и «фиджитал», чем традиционные формы искусства: написание картин маслом, скульптура и так далее. Другими словами, современное искусство больше уходит в Интернет и редко выставляется офлайн. Одним из видов медиаискусства является нет-арт, когда в прямом эфире создается картина или инсталляция, которую потом не продашь и никуда не денешь, – она навсегда остается в Интернете. Любое диджитал-искусство – виртуально, это картины, которые рисуются исключительно с помощью новых медиа и которые можно экспонировать в музеях и галереях на экранах, я видела такое в Петербурге. Также сейчас художники используют нейросети: задают программе специальный код, нейросеть выдает несовершенный рисунок, ведь все знают, что у программ до сих пор проблема с тем, чтобы правильно нарисовать руки или написать текст на картинке. Художник дорабатывает эту картинку в графическом редакторе и на выходе получается полноценная авторская (или соавторская?) работа.
Чем отличается традиционное искусство от современного? Могу объяснить это так. Когда я училась, мы приносили свои эскизы преподавателям: либо от руки, либо цифровые. При первом варианте преподаватели всегда говорили, что эскиз лучше, будто бы живее. А при рисовании на компьютере можно убрать каждую неточность, доведя работу до идеала. Каждый штришок гуаши, акварели, масла или карандаша не чувствуется. Даже если руку повело не туда и художник оставил кляксу: в этом есть душа! Это и есть традиционное искусство. Для меня в диджитале нет этой души, хотя это и делали люди. Это что-то неживое.
Как стать известным современным художником? Я думаю, нужен свой стиль. Например, в Барнауле живет художница Ксюша Каспер (кстати, моя одногруппница), у нее свой, интересный стиль. Возможно, она и вдохновлялась другими художниками, но стиль у нее космически неповторимый. Еще вариант: сделать что-то революционное, как Малевич с черным супрематическим квадратом. Наконец, можно писать картины на актуальные социальные или политические темы.
Что будет с перформансным инсталляционным искусством, как с приклеенным к стене бананом? Так как сейчас все больше сфер переходит в интернет-пространство, в том числе музеи и искусство, инсталляции и перформансы будут, но в онлайн-формате – здесь и сейчас. Как-то я была в московском Музее Рублева, купила интересный буклет с репродукциями – рядом с самими изображениями были QR-коды, при переходе по которым появлялась онлайн-выставка этих же работ. Эта выставка уже не проходит, но с помощью QR можно посетить ее онлайн и насладиться искусством. Но мне кажется, что в интернет-пространстве часть работ потеряет свой смысл, как, например, работа француза Александра Лаве «Все хорошее время, что мы провели вместе» – две алюминиевые пивные банки, размещенные в лифте нидерландского музея. Если увидеть этот экспонат в формате виртуальной прогулки по музею, то в ней утратится большая часть смысла, а увидев ее вживую, человек испытает разные эмоции.
Как и где современному художнику показывать свои работы? Конечно, в галереях и музеях, которые и должны выставлять работы художников, оформлять выставки более современно, например снабжать все картины QR-кодами, чтобы, перейдя по ним, можно было узнать биографию художника и сведения о картине. Желательно, чтобы сами художники присутствовали хотя бы на открытии своих выставок, тогда зритель может лично поговорить с авторами картин. Но можно выставляться не только в классических местах – сегодня выставки устраивают многие кофейни и бары. Таким образом они рекламируют художников и набирают себе новых клиентов, тех, которые интересуются искусством. Например, я знаю, что барнаульский киберпанковский бар «Коктейли и роботы» предлагает художникам, работы которых впишутся в стиль заведения, выставиться у них.
Как вы относитесь к закрытию отдела новейших течений конца ХХ – начала XXI веков Третьяковской галереи? Мне кажется, это не совсем верное решение, но я и не думаю, что отдел навсегда закроют. Скорее всего, нас ждут перемены, реорганизация и т. д. Современное искусство должно жить, особенно в музеях.
Вспоминаете похожие прецеденты? Вспоминаю только нашу ежегодную выставку молодых художников в Республике ИЗО «Собрание», которую, к сожалению, закрыли в 2023 году. Когда-то в студенчестве в ней участвовала и я. Надеюсь, в нашем городе будут еще такие открытые и свободные выставки для барнаульских талантов.
Мстислав ВЯЗАНЦЕВ
Фото Дмитрия Герайкина