Гость номера

И я просто бегу, бегу…

Преподаватель АлтГУ Александр Агишев – о том, как добежать от Омска до Кейптауна

Александр Анатольевич Агишев, старший преподаватель кафедры физвоспитания АлтГУ, занимается бегом с 1987 года – с тех пор никогда не останавливался. Участник многих российских марафонов – в Омске, Санкт-Петербурге и Новосибирске – вышел на международный уровень: пробежал знаменитый среди бегунов Sanlam Cape Town Marathon в ЮАР. Самую длинную дистанцию соревнований – 42,2 км он преодолел за 3 часа 55 минут! И в своей возрастной категории (60–69 лет) финишировал 58-м, став единственным россиянином, преодолевшим марафон. О долгом пути к покорению кейптаунского марафона Александр Анатольевич рассказал газете «За науку».

– Александр Анатольевич, давайте с ходу: какие впечатления произвела на вас ЮАР?

– Впечатления самые положительные. Во-первых, меня удивило, что страна достаточно развитая: я как-то не обращал внимания, что там вообще происходит в Африке. Кейптаун – большой, высотный город. На прибрежной линии виллы, хорошие пляжи. Но больше всего меня удивило, что там сплошь и рядом люди занимаются спортом. Много оборудовано спортивных и гимнастических площадок, где собирается не только молодежь – люди всех возрастов. Играют в футбол, регби, большой теннис. Теннисные площадки там стеклом огорожены, можно прийти и позаниматься любому желающему. Во-вторых, понравилась архитектура Кейптауна. Я не видел одинаковых зданий, они все так или иначе дизайнерски продуманы и хорошо сочетаются со старым фондом. Вообще сама инфраструктура города просто предполагает, что здесь можно заниматься спортом: широкие улицы, тротуары, очень много зелени.

– С чем, на ваш взгляд, связано такое стремление жителей Кейптауна к спорту?

– Там созданы для этого все условия – вот люди и занимаются спортом. При планировании городской территории нужно обязательно думать, куда жители пойдут отдыхать. Сейчас и в российских новых микрорайонах стали делать дворовые площадки, но они все равно зажаты большими домами, из-за чего заниматься может быть не очень комфортно.

– А какие условия для спортивных занятий вы хотели бы видеть в России?

– Мне, как бегуну, конечно, хочется больше простора. Когда я убегаю в парк или лес, чувствую свою гармонию с природой, рассуждаю сам с собой. В городе не так комфортно. Я за то, чтобы развивались парковые зоны. В этом плане наш парк «Изумрудный» – классная штука, но это еще очень мало.

– Как добирались до ЮАР? Ведь напрямую из Барнаула добраться до Кейптауна сложно…

– Конечно, прямого рейса нет, но есть разные пути. Я летел из Москвы, затем в Дубай и оттуда в Кейптаун. Можно еще лететь через Турцию или Эфиопию. В Эмиратах я не выходил в город, пересадка между рейсами была короткой – всего 3,5 часа. Но при этом достаточно времени на случай задержки самолета. Не хотелось из-за возможного форс-мажора опоздать на рейс и опоздать к началу забега.

– Что запомнили из достопримечательностей?

– К сожалению, у меня была очень короткая поездка, но город посмотреть хотелось, практически весь день накануне старта я катался на туристическом автобусе. Я думаю, самое знаковое место в Кейптауне – Столовая гора. Она была у меня прям перед глазами, но на экскурсию не хватило времени поехать. Пересмотрел массу информации про нее: что там наверху и как туда подняться. Еще запомнился стадион, возле которого мы стартовали. Там проходил чемпионат мира по футболу в 2010 году. Достаточно интересное место – портовая часть города, оно считается туристически развитым. Я сходил туда посмотреть на морских котиков, вдалеке даже пингвины мелькали.

– Почему решили бежать именно там, в Кейптауне?

– Поскольку я бегом занимаюсь давно, с 1987 года, и в этой теме постоянно нахожусь, мне интересны уже более крупные мероприятия. Я пробежал 13 марафонов в Омске – поднадоело. А вот крупные марафоны, такие как в Кейптауне, включают в себя еще и образовательную программу: первый день всегда выставочный, презентуются разные спортивные технологии, проходят встречи с известными спортсменами. Чем еще интересен марафон? Во-первых, когда ты планируешь бежать на мероприятии определенным темпом, лучше всего бежать в какой-то группе единомышленников, которые бегут с одинаковой скоростью и поддерживают друг друга. У нас это сделать сложнее – народ разный, и в основном ты бежишь один. Во-вторых, важно отметить, что в мире есть шесть «мейджеров»: Чикагский, Нью-Йоркский, Бостонский, Берлинский, Лондонский и марафон в Токио. Это те мероприятия, на которые мечтает попасть каждый профессиональный бегун. Ежегодно на них подается 300–400 тысяч заявок, а берут на порядок меньше.

– Хм, а как вообще проходит отбор на такие марафоны-мейджеры?

– Организаторы предлагают определенную сумму, оплачивая которую, ты попадаешь в приоритет на регистрации – это уже 90 % попадания в список участников. Следующий шаг – покупка трехдневного тура, который включает стартовый взнос, билет на участие в марафоне и проживание в отеле. Есть еще вариант – выиграть билет в лотерее, розыгрыши проводятся ежегодно. Известных бегунов чаще всего приглашают сами организаторы. Сейчас организаторы этих шести мейджеров собираются включить в список еще один марафон – либо Кейптаунский, где я был, либо китайский марафон в Чэнду или сиднейский. Пока что попасть на марафон в Кейптауне все же проще, чем на мейджер. В феврале – марте этого года была свободная регистрация, я связался с организаторами и оплатил оргвзнос.

– Спрошу про сам марафон: как он проходил?

– Очень масштабно, участвовало порядка 29 000 бегунов, из них только 17 000 – марафонцы. Мы оббежали почти весь Кейптаун, бежали через многие достопримечательности. Конечно, в процессе бега смотреть особо-то и не приходится, но люди все же бегут с разной скоростью. Кто-то приезжал действительно посмотреть на ту или иную достопримечательность, добежать до нее, а кто-то бежал на результат. У меня такой средний вариант: не гнался за результатом, но в то же время мне хотелось показать тот результат, на который я настроился и который хотел показать. На марафоне еще было много зрителей и телетрансляция в Интернете.

– Поделитесь личным опытом, как подготовиться к таким международным марафонам.

– Между профессионалами и любителями все-таки есть разница в подготовке. Профессионалы имеют не только больше возможностей тренироваться, но еще и могут больше времени уделять своему восстановлению после занятий. Любитель, в большинстве своем, человек, который работает или учится. Если я, допустим, целый день на работе, а потом вечером иду на тренировку, то о профессиональной подготовке говорить не приходится. Тем не менее каждый любитель, который стремится показать достойный результат, пытается тренироваться по принципу, близкому к профессиональному. Подготовка к такой дистанции (42,2 км) должна быть достаточно продолжительной, классикой является период от четырех до шести месяцев. Полгода для слабо подготовленных любителей, четыре месяца – для тех, кто регулярно тренируется. Вот я четыре месяца готовился, увеличивал «набегаемые» километры и силовую подготовку. За три недели до старта нужно замедлиться, пробежать самую длинную дистанцию в 30 километров и остановиться. Потом только поддерживаешь себя в тонусе и затем выходишь на старт.

– Что посоветуете начинающим бегунам?

– Начать с ходьбы. Это большая ошибка начинающих, когда они сразу начинают бегать, особенно быстро и много. Если ты никогда не занимался бегом, то начни ходить по 5–10 километров, а затем уже чередуй ходьбу и бег. Прошел четыре километра – километр пробеги, затем три километра пройди, два километра пробеги, и все это на протяжении какого-то времени, чтобы организм адаптировался. 10−15% добавлять на каждую неделю. Бегуны-профессионалы говорят: бегать-то быстро все умеют, а вы научитесь бегать медленно. Если мы говорим про тот же марафон, то это даже не столько соревнование, сколько испытание. Ты должен преодолеть эту дистанцию, проявить терпение, особенно в конце, когда финишировать приходится на морально-волевых качествах.

– А у вас было желание сойти с дистанции?

– Такое желание всегда есть. Другой вопрос – как ему не поддаться, а это зависит уже от человека, как он настроен. Когда ты переступаешь эту грань, начинаешь по-другому к себе относиться и финишируешь вопреки всему, ты как будто перерождаешься. Говоришь себе, что бежишь марафон в последний раз, однако потом появляется новое испытание, и ты снова на старте.

– Как началась ваша собственная дистанция в беге?

– Я учился в АлтГУ в 1981–1986 годах и занимался в студенчестве лыжными гонками. После этого ушел в СКБ «Восток» работать по распределению, там и началась моя уже беговая карьера. В лице старших товарищей я встретил единомышленников, которые давно бегали, и мы организовали беговой клуб, вовлекли почти весь коллектив СКБ и занимались в парке Изумрудном. И вот, с 87-го года я и не останавливаюсь. Все говорят, что бегать тяжело: а мне это просто нравится. В процессе я еще аудиокниги слушаю и учу английский язык. Бег полезен для тела, а самообразование для головы.

– Завершаем нашу дистанцию: что слушаете, когда бегаете?

– Больше всего люблю аудиокниги про историю. Допустим, едешь на соревнования в Петербург – слушаешь об истории города. Потом едешь в Переяславль-Залесский – изучаешь Плещеево озеро, там оказывается император Павел I флот развивал. А музыку, особенно когда делаю большие тренировки в выходной день, слушаю на радио «Маяк». Утром в воскресенье они транслируют советскую эстраду, такую давнюю-давнюю, и я просто бегу, бегу…

Анна ЗАГОРУЙКО
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА

196 просмотров

Related posts

Прикоснуться к звездам

(Не)писаные правила

Алина Фоменко

Олово – хрустит. А свинец? Рассказываем, как звучат металлы