Гость номера

Язык музыки

Время на прочтение: 5 минут(ы)

Концертмейстер Мария Костерина – о том, как учат музыкальному искусству в АлтГУ

28 ноября 1829 года родился Антон Григорьевич Рубинштейн – основоположник профессионального музыкального образования в России, основатель первой отечественной консерватории. Алтайский госуниверситет в какой-то степени тоже музыкальный: он один из немногих непрофильных вузов, где учат и музыкантов. А во всей стране он самый первый: кафедра инструментального исполнительства открыта на базе истфака в 1996 году – на год раньше, чем в МГУ! О том, как учат музыкальному искусству в классическом университете, корреспондент «ЗН» поговорил с Марией Геннадьевной Костериной, доцентом кафедры искусств АлтГУ, заслуженным концертмейстером Алтайского края.

Мария Геннадьевна родилась в Барнауле, училась в музыкальной школе № 3 (в той же, что и я, кстати), затем в Барнаульском городском музыкальном училище (ныне – Алтайский государственный музыкальный колледж) по классу фортепиано у известного педагога Эльвиры Петровны Россинской. После окончила Новосибирскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки и какое-то время работала в Москонцерте: старейшей организации культуры в Москве. Вернулась в Барнаул преподавать в музыкальный колледж, пока в 2007 году бывший заведующий кафедрой инструментального исполнительства АлтГУ Николай Александрович Корниенко не пригласил ее работать в Алтайский госуниверситет.

– Мария Геннадьевна, с ходу вопрос как музыканту: вы сочиняете музыку?

– Сочинение музыки – совершенно отдельная область музыкального искусства. Во-первых, на это просто нет времени, а во-вторых, к этому должны быть определенные склонности. У нас есть студенты и выпускники, которые музыку сочиняют, но у них действительно есть потребность в этом. Я же довольствуюсь тем, что есть: исполняю уже сочиненные произведения – шедевры мировой классики. Из любимых: прелюдии и фуги Иоганна Себастьяна Баха, фортепианные концерты с оркестром Петра Чайковского и Сергея Рахманинова, сочинения Георгия Свиридова, в их числе – музыка к кинофильму «Метель» и его камерно-вокальные сочинения.

– Интересно, а сколько всего музыкантов учится в АлтГУ?

– По-моему, чуть менее 50 человек со всего потока. У нашего направления есть специфика, что с каждым студентом мы выстраиваем траекторию индивидуального обучения, поэтому мы, музыканты, просто не в состоянии учить большое количество студентов одновременно. Если брать пианистов, то сейчас у меня их десять, считая заочников, а всего за все годы существования кафедры выпустилось около 50 высококлассных пианистов.

– Как быть с цифровизацией: наверняка она влияет и на классическую музыку?

– Да, и с одной стороны это хорошо, а с другой не очень. Появилось много компьютерных музыкальных редакторов, которые позволяют работать с нотными текстами, набирать их, транспонировать – переносить в другую тональность – одним нажатием кнопки, в то время как раньше все это пришлось бы делать вручную. Сейчас можно в процессе занятия записать себя на диктофон и послушать со стороны, ведь к своей игре быстро привыкаешь, поэтому запись – несомненный плюс. Из минусов: сейчас музыканты стали пользоваться фонограммами. Она, конечно, может помочь, когда солист учит музыкальный текст, но пользоваться ей на сцене совершенно неприемлемо! Исчезают тонкости динамики, агогики, пропадают художественные решения в отклонениях от темпа, метра – все это убивает живое исполнение.

– Чтение нотного листа отличается от чтения книжного?

– Интересный вопрос, из области музыкальной психологии. И чтение нот, и чтение слов это, в общем-то, идентичные процессы: декодирование информации. Единственное, книжное слово складывается из букв, а музыкальное – из нот: нота к ноте – слог, слог к слогу – слово, слово к слову – фраза и так далее. Даже можно сказать, что правила грамотного чтения музыкальных текстов соответствует чтению текстов литературных. Там же есть свой синтаксис, морфология, орфоэпия, пунктуация и так далее, только это выражается в штрихах, артикуляции, дикции, динамике, фразировке. Поэтому для музыканта услышать словосочетания «музыкальная речь» или «музыкальный язык» вполне обыденно.

– Вы упомянули понятие «музыкальная психология». Что это за наука?

– Я уже говорила о том, что наш образовательный процесс индивидуализирован: мы со студентами один на один оттачиваем элементы исполнительского мастерства и развиваем музыкальное мышление, восприятие музыки. Этим и занимается музыкальная психология, которая вычленилась из общей психологии. Музыкальная психология освещает всю сферу музыкальной деятельности, изучает влияние музыки на личность исполнителя, равно как и выявляет обратную связь: как личностное видение музыканта влияет на интерпретацию, что позволяет вдохнуть новую жизнь в музыкальное произведение, которое исполняется уже столетиями и при этом каждый раз звучит абсолютно по-новому. А еще, поскольку в будущем наши студенты-музыканты, скорее всего, будут заниматься и педагогической деятельностью, нужно знать возрастные психологические особенности учеников. Или другой пример: многие музыканты идут работать в оркестр, где нужно владеть хотя бы базовыми знаниями коллективной психологии, знать основы коммуникации, чтобы плодотворнее сотрудничать в профессиональном плане. Потому музыкальная психология – неотъемлемая часть подготовки профессионального музыканта. Она необходима каждому студенту, который обучается на музыкальной кафедре по направлению «музыкальное искусство».

– Существует мнение, что классика – это скучно. Тогда нужно ли ее слушать и почему вообще классика называется классикой?

– Это вопрос ценностного порядка. Классикой может быть произведение любого жанра – и академической музыки, и джазовой, и популярной эстрадной. Главное, чтобы она выдержала проверку временем и через годы осталась столь же актуальной, информативной, показательной в своем жанре, по-прежнему волновала сердца слушателей. Еще во времена Античности древние греки, которые уж точно знали толк в жизнеустройстве, считали, что хорошая музыка влияет на подсознание, излучает полезные вибрации, воздействует на души людей. И классическая академическая музыка, как известно, имеет оздоровительный эффект: как для исполнителя, так и для подготовленного слушателя. Почему классическую музыку считают скучной? Я думаю, оттого что журналисты, социологи и музыковеды последние три-четыре десятилетия мало работают с населением в этом ключе. Если люди старшего поколения росли на радиопередачах, где классическая музыка пропагандировалась, были концерты-лектории, объяснявшие, что звучит в этом произведении, что хотел передать композитор, то сегодня… Уверена: все это нужно объяснять с самого раннего возраста, когда детский ум еще не переполнен ненужной информацией, которая сейчас царит повсюду. В 2008–2010-м годах сотрудники нашей кафедры вместе с лучшими солистами края ездили по гранту администрации Алтайского края в отдаленные районы, где исполняли детям классическую музыку. Они испытывали потрясение от того, что слышат вживую. Это нельзя сравнить с прослушиванием записи по телевизору или радио, живое исполнение – энергообмен между музыкантом и слушателем, его нельзя заменить даже идеальной студийной записью. У нас до сих пор сохранилась книга отзывов ребятишек, в которой юные слушатели выражали такой восторг, что писали восклицательные знаки до конца страницы.

– Мария Геннадьевна, вы – стипендиат губернатора Алтайского края как концертмейстер. А в этом году вас наградили Почетной грамотой Правительства Алтайского края…

– Концертмейстерство – одна из самых распространенных сфер приложения исполнительской деятельности пианистов, потому что фортепиано не только сольный, но и аккомпанирующий инструмент. Концертмейстеры востребованы в любом инструментальном и вокальном классе. Поэтому 90 % пианистов становятся концертмейстерами, аккомпанируют солистам. Степень мастерства, конечно, приходит с годами, работает золотое правило: количество переходит в качество. И, конечно, самое важное – любовь к этому виду ансамблевой деятельности. Концертмейстер – достаточно сложная профессия, она требует очень больших временных и физических затрат. Это и умение быстро читать ноты с листа, и очень хорошее владение своим инструментом, и знание специфики солиста и так далее. И если речь обо мне, то талантливые солисты, с которыми я работаю, активно участвуют в конкурсах разного уровня, занимают призовые места. За эту продуктивную совместную работу меня и наградили именной стипендией губернатора, даже дважды, в 2018/2019 и 2022/2023 учебных годах.

– Давайте, завершая беседу, порассуждаем, что должен уметь современный педагог по музыке, сам музыкант.

– Во-первых, педагог должен испытывать чувство эмпатии к своим ученикам – их нельзя просто муштровать, важен момент сопереживания, когда тонко чувствуешь своего студента. Без этого невозможно конструктивно и продуктивно работать с творческими людьми. Во-вторых, нужно постоянно повышать собственный профессиональный уровень: обмениваться различными наработками, новыми взглядами, мнениями. Для этого мы участвуем в перекрестных курсах повышения квалификации: кто-то обучает нас, а кого-то обучаем мы. Поэтому у музыканта должна быть очень гибкая, адаптивная система мышления. Можно сказать, век живи – век учись. Поэтому у музыкантов и нет понятия «уйти на пенсию»: чем старше становится человек, тем больше у него жизненного и профессионального опыта, который он может передать своим студентам. Потому в сфере музыкального образования профессора работают и в 80, и в 90 лет. Поэтому всем хочу пожелать здоровья и творческого долголетия!

Акцент

Почему классическую музыку считают скучной? Я думаю, оттого что журналисты, социологи и музыковеды последние три-четыре десятилетия мало работают с населением в этом ключе. Если люди старшего поколения росли на радиопередачах, где классическая музыка пропагандировалась,
были концерты-лектории, объяснявшие, что звучит в этом произведении, что хотел передать композитор, то сегодня…

Мстислав ВЯЗАНЦЕВ
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА

216 просмотров

Related posts

«Из пруда вылазит imp»

Анна Загоруйко

Ректор АГУ Сергей Бочаров подвел итоги года

Вот это Дедрон! У нас в гостях студентка ИИМО АлтГУ из Республики Тыва