Ректор АлтГУ Сергей Бочаров рассказал о принятых им в рамках административной реформы важных управленческих решениях.
– Сергей Николаевич, в октябре-ноябре в АлтГУ началась реорганизация некоторых подразделений. С чем она связана?
– С осени, после того как я вступил в должность ректора на новый пятилетний срок, действительно началась реорганизация ряда подразделений университета. Это необходимо было сделать, так как новые задачи и накопившиеся ошибки показали, что старая организационная структура перестала гибко реагировать. Замечу, такие структурные изменения – закономерны и мы можем наблюдать их в любой большой организации. Со временем когда-то отлаженный механизм начинает давать сбои, симптомы которых: затягивание сроков или неисполнение поручений, «размытая» ответственность, межподразделенческие конфликты, плохое прохождение управленческой информации по иерархическим уровням, нерациональное использование рабочего времени и так далее. Поэтому время от времени систему необходимо заново перенастраивать.
– Кого прежде всего затронула реорганизация?
– Нынешняя реорганизация АлтГУ стала довольно масштабной и затронула множество направлений деятельности. Наверное, самым заметным новшеством стало введение департаментов – таких структурных подразделений, которые объединяют в себе и координируют деятельность сразу нескольких крупных подразделений (например, управлений). Их появление стало ответом на усложнение задач, необходимость закрепления «пакетной» ответственности за ключевыми сотрудниками и стремление устранить барьеры между подразделениями. Ряд руководителей департаментов заменили позиции заместителей проректоров.
– От первого лица расскажите, что конкретно изменилось в управленческом функционале по разным сферам деятельности: в образовании, науке, молодежной политике, цифре, медиа, безопасности и общим вопросам, экономике и финансам, кадрах.
– Вопрос широкий, давайте разбирать каждый конкретный блок.
Образовательная деятельность
Начну с ключевого направления университета – образовательной деятельности. Помимо упорядочивания подчиненности подразделений, обеспечивающих цифровизацию образовательных процессов, задачей реорганизации было сконцентрировать руководство образовательными программами (от работы со школьниками до реализации программ дополнительного профессионального образования) в одном месте. Это стало ответом на требование Минобрнауки обеспечить бесшовность уровней образования и удовлетворить запросы индустриальных партнеров. Поэтому в нынешнем виде «хозяйство» первого проректора по учебной работе Евгении Анатольевны Ждановой выстроено в такой логике:
1. Департамент образовательной политики под руководством О. М. Крайник отвечает за работу со школьниками и организацию образовательного процесса ВО и СПО. Включает в себя учебно-методическое управление, управление по рекрутингу абитуриентов, учебный центр основ военной подготовки, спортивный блок.
2. Департамент развития профессионально-карьерных траекторий под руководством М. В. Досымовой охватывает цифровое сопровождение образовательных процессов, программ ДО и ДПО, а также взаимодействие с работодателями. Представлен управлением цифровизации образовательных траекторий, управлением дополнительного профессионального образования и карьеры обучающихся, сервисными службами.
Научно-исследовательская деятельность
Следующим стал блок научно-исследовательской деятельности под руководством проректора Алексея Владимировича Ваганова. Как второе важнейшее направление деятельности университета он призван стимулировать научный поиск и сопровождать работу институтов и научно-исследовательских подразделений. В новом плановом цикле его работа будет выстроена в следующей логике:
1. Подготовка и развитие научных кадров (центр научной карьеры, сектор аспирантуры и докторантуры, офис развития публикационной деятельности и повышения академической репутации);
2. Проектная и сервисная поддержка НИОКР (отдел сопровождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, отдел информационно-технического обеспечения научно-образовательной деятельности);
3. Коммерциализация научных разработок (студенческий бизнес-инкубатор инновационных проектов, центр трансфера технологий и управления интеллектуальной собственностью).
Нужно отметить, что в ходе реорганизации из научного блока был выведен редакционно-издательский отдел, который теперь будет входить в департамент по внешним и внутренним коммуникациям.
Молодежная политика
Изменился функционал и проректора по молодежной политике и воспитательной деятельности Татьяны Викторовны Антоненко. Управление по ДПО было передано от нее в образовательный блок. Это позволит проректору сфокусировать свои усилия на деятельности, нацеленной на формирование мировоззрения у молодого поколения и творческую активность. Охватываемый круг задач содержит следующие направления:
1. Предупреждение межнациональных и межконфессиональных конфликтов и противодействие идеологии терроризма и профилактике экстремизма (координационный центр).
2. Психологическая помощь и поддержка (психологический центр «PSY-контакт»).
3. Реализация творческой активности студентов (центр творчества и досуга обучающихся и сотрудников).
4. Организация и сопровождение обширного перечня молодежных мероприятий (управление молодежной политики и воспитательной деятельности).
- Кстати сказать, в работе отмеченного мной управления по молодежной политике и воспитательной деятельности (УМПиВД) важными стали следующие новации:
закрепление за ним обязанности координировать деятельность студенческой администрации (ранее эти функции отводились Лиге студентов АГУ); - выделение центра поддержки молодежных проектов и программ. Он призван стать частью экосистемы поддержки творческой активности и аккумулировать информацию об имеющихся идеях и инициативах студентов с последующим оформлением проектов и их продвижением;
- открытие в АлтГУ «Добро.Центра», который призван объединить все добровольческие отряды и упорядочить волонтерскую деятельность. Нужно отметить, что право на открытие «Добро.Центра» наш вуз получил в результате конкурсного отбора, и теперь вся подобная работа будет подлежать регистрации на специализированной федеральной платформе.
Цифровизация
Функционал проректора по цифровой трансформации и медиакоммуникациям организационно был разделен на два направления.
Все что касается ИТ-сферы теперь будет осуществляться проректором по цифровому развитию Романом Юрьевичем Ракитиным. В части изменений, намеченных им на ближайшее будущее, будет упразднение управления информатизации с прямым переподчинением отделов непосредственно проректору. Функционал этих отделов принципиальному изменению не подлежит. Основными направлениями деятельности останутся:
1. Взаимодействие с потребителями в части устранения неисправностей, реагирования на возникающие инциденты, а также обучение пользователей (отдел технических средств и поддержки пользователей).
2. Функционирование и развитие всего комплекса информационных систем: 1С, системы электронного документооборота, официального сайта университета и др., а также обеспечение информационной безопасности (отдел телекоммуникаций, отдел веб-технологий, отдел защиты информации, отдел по развитию корпоративных информационных систем).
3. Инфраструктурно-программное обеспечение текущих процессов в университете в части обеспечения наличия техники и ее учета, установки ПО, проведения закупочных процедур (отдел сопровождения и организации процессов). Здесь не будет выделения дополнительных ставок, все изменения в структуре будут касаться лишь перестановок внутри подразделений.
Медиа
Задачи информационного взаимодействия теперь выведены в отдельную структуру – департамент по внешним и внутренним коммуникациям, который возглавил Максим Викторович Герасимюк. В задачи этого департамента входит взаимодействие со СМИ, формирование информационной повестки и медийного образа университета как внутри коллектива, так и за пределами университета. В подчинение департамента передано управление информации и медиакоммуникаций (Н. В. Теплякова), отвечающее за газету «За науку», ведение социальных сетей и взаимодействие со СМИ; редакционно-издательский отдел, который ранее входил в научный блок; официальный сайт университета.
Кроме того, М. В. Герасимюк осуществляет координационное управление студенческим медиацентром Минобрнауки РФ, созданном в нашем университете, а деятельность творческой лаборатории «МедиаHub» осталась под моим прямым подчинением.
Безопасность и общие вопросы
В ведомстве проректора по безопасности и общим вопросам Олега Юрьевича Ильиных произошли следующие изменения. В связи с увеличившимся объемом работ по текущему ремонту, капитальному строительству и передачей на обслуживание филиалов отдел капитального строительства был преобразован в управление строительства и ремонта. Кроме того, в связи с передачей из финансового блока отдела учета и эксплуатации оборудования (В.В. Бескороваев) из бывшего отдела сформировалось управление имущественным комплексом. Добавился в структуру и отдел внешней торговли (И. А. Глушко), который ранее находился в подчинении проректора по экономике и финансам. Теперь он передан в состав студенческого городка. Перед новым отделом поставлена задача организации горячего питания в общежитиях университета.
Экономика и финансы
Реорганизация подразделений проректора по экономике и финансам Александра Николаевича Малаханова, помимо передачи вышеотмеченных реформ, предусматривает следующие изменения. Вместо планового финансового управления будет создан финансовый департамент, который объединит два подразделения, занимающихся доходной составляющей бюджета университета: управление коммерческой деятельностью и социальным развитием (Л. Я. Глушко) и отдел платных образовательных услуг (Л.А. Остащенко).
Другие направления практически останутся без изменений:
1. Планирование финансово-хозяйственной деятельности и контроль расходов (отдел планирования, бюджетирования и анализа под руководством О. Е. Губасовой и отдел экономики и статистики труда и заработной платы под руководством Е.В. Фефеловой);
2. Управление и сопровождение закупочных процессов (управление организацией закупок и контроля исполнения контрактов под руководством М.А. Воликовой и отдел выполнения контрольных обязательств по закупкам под руководством Е. А. Куц).
Кадровая политика
Весьма заметные изменения произошли в административно-управленческом блоке, который приобрел более централизованные черты.
Теперь в структуре университета появился департамент организации процессов управления и кадровой политики, который призван обеспечить разработку и соблюдение единых требований к процессам управления и кадровой политики, упорядочить деятельность административных служб и провести ее максимально возможную автоматизацию.
Перед департаментом поставлена задача в ближайшей перспективе максимально возможно перевести документационное обслуживание всех работников в цифровой формат и сократить бюрократические процедуры путем запуска многофункционального центра.
В состав департамента вошли: управление кадров, управление документационного обеспечения, отдел юридического сопровождения документов личного состава, отдел привлечения персонала. Исполнение обязанностей директора департамента возложено на А. Н. Трушникова.
– Изменения – это всегда сложный шаг, что для вас было принципиальным в вашем решении?
– Очень важно было при проведении реорганизации не допустить разрастания административно-управленческого аппарата, добиться повышения эффективности основных и вспомогательных процессов, повышения уровня человекоцентричности в части снижения административных барьеров и сокращения времени на отработку запросов со стороны сотрудников и студентов. Как мне кажется, нам это удалось сделать, а там, где не удалось, – этого следует добиться.
Безусловно, мы будем внимательно отслеживать ситуацию, и если где-то что-то пойдет не так – быстро ее исправим. Организационная жизнь очень изменчива, поэтому необходимо гибко реагировать на новые ситуации. И здесь важно опираться на те сигналы, которые поступают от нашего коллектива. Ведь все изменения нацелены на то, чтобы сделать профессиональную жизнь каждого сотрудника университета более удобной и комфортной.
Соб. инф.
Фото Андрея КАСПРИШИНА