В российский широкий прокат вышел фильм «Еретик» – религиозный триллер с Хью Грантом в главной роли. Корреспондент «ЗН» посмотрел новинку на большом экране и делится впечатлениями о ней.
Фильм начинается со знакомства зрителей с двумя миссионерками из церкви мормонов: сестрами Барнс (Софи Тэтчер) и Пэкстон (Хлоя Ист). Они пришли в дом к некому мистеру Риду (Хью Грант), который захотел, чтобы ему рассказали о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. С первых секунд пребывания девушек в доме зритель понимает: что-то здесь не так и не все так просто, как кажется.
Без лишних сюжетных спойлеров скажу, что мистер Рид ставит под сомнение догмы и структуру всех религий, сводя их к идее тотального контроля. Он сравнивает мировые религии с историей настольной игры «Монополия» и музыкальными альбомами разных исполнителей, показывая, что во всех конфессиях заложена примерно одна и та же идея, а созданы они лишь для того, чтобы удерживать над людьми власть. Этим злодей пытается заставить миссионерок сомневаться в собственных убеждениях, предлагая им выйти из дома через одну из дверей: веры или неверия, после чего в триллере появляются элементы хоррора.
Сюжет «Еретика» отчасти становится ареной для философских дебатов, в которых участие принимает и сам Рид. Он не просто оспаривает религиозные принципы, он заставляет своих собеседниц – и зрителя – пересмотреть собственные убеждения. Момент, когда Рид сравнивает религиозные учения с настольными играми, это не просто метафора, а философское размышление о том, как легко и изобретательно можно создавать новые правила для тех, кто верит в старые. Для многих зрителей такие обсуждения, возможно, покажутся искусственными и переусложненными, но для любителей глубоких интеллектуальных конфликтов – это важная составляющая, придающая фильму особую ценность.
Барнс и Пэкстон – два противоположных персонажа. Барнс – более опытная, но циничная девушка, которая по началу кажется главной героиней фильма, – благодаря своей харизме, в то время как Пэкстон – наивная, искренняя и все еще верящая в силу своего учения. Они символизируют два разных подхода к вере, и в их взаимодействиях с Ридом раскрываются основные темы фильма. Если Барнс сдержанно и рационально отстаивает свою позицию, то Пэкстон погружается в размышления о том, действительно ли то, во что она верит, является истиной.
Режиссеры картины Скотт Бек и Брайан Вудс (сценаристы фильма «Тихое место»), известные своим подходом к созданию напряженных ситуаций, сумели передать напряжение не через визуальные ужасы, а через психологическую динамику и диалоги. Весь первый акт фильма – интеллектуальная игра, в которой каждый диалог становится ловушкой для героинь. Зрителю подаются сложные вопросы, которые выходят за пределы просто религиозных размышлений, превращая фильм в психологический триллер. Второй оставим без объяснений – много спойлеров. В третьем акте картина начинает терять былую остроту. Сюжет переходит к более очевидным режиссерским действиям, что снижает интеллектуальное напряжение, на котором держалась основная линия фильма. Тем не менее атмосферу мрачного ожидания и чувство безысходности в доме мистера Рида режиссеры сохраняют до самого конца.
Безусловно, фильм невозможно представить без блестящей игры Хью Гранта. Его персонаж – это воплощение харизматичного манипулятора, который использует не физическое насилие, а силу слова. Грант удачно избегает типичных злодейских штампов, делая Рида одновременно и пугающим и завораживающим. Его роль, как и вся картина, находится на грани интеллектуального хоррора, где все, что кажется нормальным и логичным, в конечном итоге выходит за пределы привычного понимания.
«Еретик» остается открытым и многозначным в своем финале, заставляя зрителя задуматься, что же на самом деле произошло: было ли чудо или все это было лишь искусно организованной манипуляцией? Открытый финал картины – один из сильнейших элементов фильма, который оставляет пространство для размышлений о вере, истине и личных убеждениях. Фильм не навязывает ответов, оставляя вопрос, что же из этого мы принимаем как свою реальность.
В общем, «Еретик» – фильм, который вырвался за рамки стандартного религиозного хоррора. Сценаристы и режиссеры создали сложную картину, в которой вопросы религии, манипуляций и веры выведены на первый план. Хью Грант играет одного из самых увлекательных антагонистов последнего времени, а философская составляющая фильма делает его интеллектуально насыщенным. Однако не всем зрителям понравится его акцент на диалогах, философских диспутах, так как в какой-то момент фильм теряет динамику и превращается в мрачную, но интеллектуально обремененную пьесу.
Взгляд
В общем, «Еретик» – фильм, который вырвался за рамки стандартного религиозного хоррора. Сценаристы и режиссеры создали сложную картину, в которой вопросы религии, манипуляций и веры выведены на первый план.
Мстислав ВЯЗАНЦЕВ