Священник Русской православной церкви, клирик Покровского кафедрального собора Александр Микушин 21 октября в преддверии III Международного межрелигиозного форума выступил перед студентами Алтайского государственного университета и ответил на их вопросы. Газета «За науку», в свою очередь, тоже задала отцу Александру несколько вопросов о его деятельности. Наш собеседник не обычный батюшка, а известный в городе блогер, миссионер, организатор паломнических поездок и социального служения. О последнем направлении мы и поговорили с отцом Александром, тем более что оно может быть интересно и далеким от религии людям.
– Ни для кого не секрет, что в городе Барнауле мы кормим нуждающихся, бедных, бездомных людей. Это так и называется: служение нуждающимся. Каждую субботу в цех, который находится близ торгового центра «Гулливер», приходят девушки, которые готовят трапезу (первое, второе, третье), упаковывают, потом приезжают парни и развозят на три точки. Порядка 70 человек получают горячее питание, 30 порций у нас остается, мы передаем их в благотворительный фонд, – рассказывает отец Александр.
– Почему именно это служение? И как вам удалось его организовать?
– Три года назад ко мне в храме подошла одна студентка и сказала: «Благословите меня кормить бездомных». Я дал добро. А потом задумался: почему я этого не делаю? Для меня это было как знак свыше. Я стал думать, что я могу. Нужны средства, ресурсы, люди. У меня этого ничего нет. Через какое-то время приходит другая мысль: ты можешь жаловаться, можешь виноватить кого угодно, можешь плакать. А если захочешь – сделаешь. Как говорил Наполеон Хилл: «Кто захочет, тот сделает. Неудачник всегда будет находить оправдание своим неудачам». Я пошел в «Вилку-ложку», купил несколько порций картофельного пюре с котлетой, попросил их упаковать. Эти 5–7 порций я развез по Ленинскому проспекту, раздал нуждающимся. После этого я нашел нескольких единомышленников в храме и мы начали готовить по домам и также развозить по Ленинскому проспекту, кормить возле Нового моста. Потом Господь послал нам оборудование. Буквально с неба свалился цех, в котором мы начали готовить. Мы стали раздавать пищу нуждающимся в районе вокзала, спортивной школы и «Маяка». Девчонки готовят, парни развозят на машинах. Первоначально мы перевозили пищу в армейских термосах, ставили столы, подавали хлеб, чашки, разливали и раздавали. Сейчас практикуем упаковку и раздачу в контейнерах. Возможно, и этот формат изменится.
– Как приходят к такому служению?
– Помимо религиозной мотивации, должна быть мотивация внутренняя. У многих религиозных людей этой мотивации нет. Они задают вопрос: «А зачем мне это? Я молюсь, посещаю храм». Когда начинаешь говорить, что христианство – это практическая религия, люди не понимают. Для многих мысль о том, что есть практическое христианство, звучит как откровение. Нужно не просто молиться и постоянно просить «Господи, дай». А сам-то ты что можешь сделать? Выясняется: ничего.
Чтобы собрать хорошую команду, нужно было найти людей, у которых есть религиозная мотивация и внутренняя, которые готовы ради Христа потрудиться. Которые сами не являются лентяями и неудачниками. Мне попадалось много людей, у которых не было ни религиозной мотивации, ни внутренней. «А у меня времени нету». «А почему я?» «А мне жена запретила». «А у меня проблемы». Сложно было собрать конкретных, обязательных, цельных людей с возвышенной душой, которые готовы трудиться ради Господа, готовы что-то сделать реально. И найти отдельную команду на полевую кухню, в которой мы готовим трапезу в день Святой Пасхи, в День Победы и раздаем всем желающим в Нагорном парке. 800–1000 человек мы кормим в эти праздники. Гречневая каша с тушенкой, чай, булочки. Освящаем, молимся. Нравится это людям? Да конечно нравится. Хорошо это для церкви? Да конечно хорошо. Они видят, что православные христиане делают еще что-то помимо того, что читают молитвы. Помимо этого, у нас еще есть адресное служение нуждающимся (бабушкам-дедушкам), парни выезжают и помогают. Поэтому присоединяйтесь к нашему служению. Как говорил доктор Гааз: «Спешите творить добро».
– Отец Александр, а в чем суть религиозной мотивации?
– В Евангелии очень много говорится о практическом христианстве. И это говорит сам Господь Иисус Христос, наш Спаситель. Творите добро. Призывы к милосердию, доброделанию проходят красной нитью и через Ветхий Завет, и через Новый Завет. Скажу больше: у Бога много качеств – вездеприсутствие, всеведение, всесовершенство и прочие. Но есть одно качество, которое может быть и у нас. Это милосердие. Христос говорит в 6-й главе Евангелия от Луки, стихе 36-м: «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». В этом качестве мы можем уподобиться самому Господу Богу. Но это не повод для гордыни, конечно. Это должно быть естественным стремлением христианина. Мы просто делаем то, что делаем. И ребята чувствуют радость от этого. Сейчас это дружная команда, которая уже не нуждается в моем руководстве. Они помогают ближнему по велению сердца.
– Вам наверняка задают вопрос, не способствуете ли вы, скажем так, консервации ваших кормящихся в плачевном социальном состоянии…
– Как говорил психолог-гуманист Абрахам Маслоу, сначала нужно удовлетворить базовые потребности. И мы это делаем. Мне постоянно говорят: зачем ты кормишь? Тунеядцев, паразитов и прочих. Более того, один из моих активистов как-то предложил мне перестать кормить бездомных, пьяниц, закрыть это служение, а помогать только адресно. Он привел несколько доводов. Это очень верующий человек, труженик, он помогал мне в проектах интеллектуально, финансово, очень много сделал для церкви. И он меня практически убедил своими аргументами. Но когда я представил, что завтра я скажу «всё» и наши ребята никуда не поедут, моей души коснулся адский холод, мне физически стало плохо. И я понял: это служение надо продолжать. Взгляды могут быть разными. Все мы разные.
– Какими вы видите перспективы вашего служения?
– Как-то пришел к нам один парень в храм, и я ему начал говорить о нашем кормлении бездомных в субботние дни. А он слушал-слушал и говорит: «По субботам кормите? А в другие дни они не едят?» Я понял, что меня спустили с небес на землю. Этот парень рассказал, что прожил несколько лет в Нью-Йорке, и там в Гайд-парке бездомных кормят в пятницу, субботу и воскресенье. Три дня – это было бы неплохо. Давным-давно, когда я переписывался с университетскими священниками из Америки и Западной Европы, я увидел, что социальное служение у них сильно развито. Кстати, при каждом университете есть храм или часовня, есть священник, который входит в штат университета. Священник, преподаватели, студенты (да и другие люди всех возрастов) идут и занимаются благотворительной деятельностью – кормят бездомных, хромых, слепых, увечных, нуждающихся. Идут в неблагополучные районы и совершают служение, руководствуясь словами Христа. Надо признать, что в России пока не так.
– А почему у них так?
– Религиозная мотивация, влияние Евангелия, плюс сложившаяся практика, привычка. Привычка что-то делать не только для себя любимого, но и для других людей. Без всяких оправданий. А у нас даже ведущие торговые сети кому собирают еду? Собакам и котам. А почему не кормят бездомных? Да они их не считают за людей. Вот и весь ответ. А это люди, пусть сломленные, изувеченные, но люди, которые нуждаются в сострадании.
– Входите ли вы в их судьбы? Смотрите ли, что будет дальше?
– Мы не ставим себе задачу спасать всех. У нас нет на это ресурсов. Иногда нашим подопечным дают «гениальные» советы типа «иди работай». А человек, может, сломлен. Так ли это, узнать просто. Если стержень человека не сломлен, если он еще не слился с асфальтом, то на обращение «Эй, бомж (нищеброд и т.п.)» он полезет в драку. А если не полезет, значит, уже сломлен. Он признал себя бомжом. И «гениальных» советчиков хочется спросить: подожди, а может, ты как-то поспособствуешь? Построишь реабилитационный центр для таких людей? Поможешь с документами? Здоровье поправить? У тебя самого есть какое-то служение, кроме как голубей кормить, которые болезни разносят и на памятники гадят? Нет. Ты можешь только говорить и давать советы, противоречащие здравому смыслу. «Работать не пробовал?» – говорящим так потом самим приходится просить у других. А тех, кто реально хочет помочь, – милости просим к нам в команду. Если у вас есть знания, финансы, время, желание, транспорт, в конце концов, – вы можете немало сделать для ближнего, а значит, для Бога. Ибо Господь ясно говорит в 25-й главе Евангелия от Матфея: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Марина БОРОВИКОВА
Фото Ирины МАХРИНОЙ
Акцент
А у нас даже ведущие торговые сети кому собирают еду? Собакам и котам. А почему не кормят бездомных? Да они их не считают за людей. Вот и весь ответ. А это люди, пусть сломленные, изувеченные, но люди, которые нуждаются в сострадании.