Приоритет-2030

Отладить механизм

Время на прочтение: 5 минут(ы)

Известный эксперт по трансферу технологий Елена Хоменко выступила в АлтГУ

Алтайский госуниверситет, как участник федеральной программы академического лидерства «Приоритет-2030», активно формирует социально-экономический ландшафт региона. В связи с этим директор центра трансфера технологий НГТУ Елена Владимировна Хоменко, д. э. н., доцент, 17 октября выступила главным экспертом по проектному управлению в логике бизнес-процессов технологического брокерства. Благодаря ей сотрудники АлтГУ – слушатели курса повышения квалификации «Современные инструменты проектного управления и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности» – подробно узнали об оценке потенциала технологий, технологическом аудите и других важных темах.


– Вы специалист по трансферу технологий. Что это такое и почему так важно?

– Трансфер технологий – процесс внедрения наукоемких разработок и исследований в практическую плоскость, в частности для коммерческого применения компаниями. Существует множество форм и механизмов этого процесса. Основная задача трансфера технологий в передаче наукоемких результатов, таких как патенты, изобретения, полезные модели, промышленные образцы результатов интеллектуальной деятельности, а также научно-технических заделов и компетенций, которые могут отсутствовать в университете. Эти результаты могут передаваться предприятиям на основании различных договоров. Альтернативный путь – доведение разработок до состояния готового продукта в стенах университета, например через мелкосерийное производство. Возможен выход на рынок через создание малых технологичных компаний, стартапов или инновационных предприятий. Задача специалистов ЦТТ – видеть разнообразные формы и механизмы трансфера технологий. Применительно к конкретному проекту и области исследований необходимо определить наиболее успешную модель и своевременно предложить, инициировать и внедрить ее. Это позволит перейти от теоретических разработок к их практическому применению.

– Елена Владимировна, расскажите о самом круглом столе.

– Программа ДПО была посвящена современным инструментам проектного управления и коммерциализации результатов индустриальной деятельности. В ходе обучения мы с коллегами столкнулись с вопросом: почему на рынке так мало технических брокеров – специалистов, способных эффективно выполнять посредническую функцию между бизнесом и разработчиком. В этой области важно сочетание очень разных, полярных компетенций. Технологический брокер должен быть в какой-то мере инженером, чтобы понимать саму технологию. И знать основы права, ведь речь идет об интеллектуальной собственности, договорах. Конечно, еще разбираться в экономике, потому что для бизнеса важны цифры, рентабельность, доходность. Брокер должен уметь все это объяснить и показать, насколько выгодна та или иная разработка. На программе ДПО мы сосредоточились именно на бизнес-процессах в технологическом брокерстве. Рассматривали все: от того, как выбрать перспективную технологию, до того, как составить финансовую модель всего проекта. Пытались понять, как вообще выстроить эту работу.

– Денежная сторона вопроса: как ученым зарабатывать в науке?

– Ученым необходимо четко определиться с собственной ролью: сосредоточиться исключительно на исследованиях или развивать предпринимательские компетенции. Этот выбор на начальном этапе имеет решающее значение. Даже на практике нашего центра трансфера технологий НГТУ и других университетов, с которыми мы работаем, множество перспективных научных идей и разработок не выходит на рынок из-за нежелания ученых передавать функции коммерциализации. Часто они считают себя единственными бенефициарами, что, в свою очередь, тормозит динамичное развитие продукта. Если ученый решает остаться исключительно исследователем, он должен доверить вопросы коммерциализации и внедрения разработок в производство соответствующим специалистам. Современные университеты трансформируют свою политику в области авторских вознаграждений и коммерциализации таким образом, чтобы авторы получали значительную долю прибыли. Даже Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 N 1848 (ред. от 02.06.2023) «Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы», регулирующее авторские вознаграждения, фиксирует как минимум 50 % выплат в пользу авторов. Университеты заинтересованы в этом, поскольку осознают, что ученые – ключевой интеллектуальный капитал. В то же время если ученый понимает, что он не только ученый, но еще и предприниматель, то ему следует выработать бизнес-план, найти пути привлечения инвесторов и, возможно, даже создать стартап.

– А как совмещать науку и предпринимательство?

– Сегодня уже формируется прослойка технопредпринимателей – ученых, успешно сочетающих исследовательские и предпринимательские компетенции. Среди них есть как те, кто вышел из академической среды и приобрел необходимые деловые навыки, так и предприниматели, которые интегрируются в университетскую среду, получают технологические знания и затем развивают их до уровня готовых продуктовых решений. На вопрос о том, что более важно: предпринимательские качества или финансовая составляющая, – ответ зависит от сложности технологической области. Исходя из опыта НГТУ, в случае действительно сложных инженерных технологий более продуктивный подход – развивать предпринимательские компетенции. Такой путь, как правило, приносит больший эффект. Однако если технологическая область такова, что продукты в ней понятны даже обывателям и конкурентные преимущества бизнеса очевидны на базовом уровне, то и предприниматель без глубоких научных знаний может добиться успеха.

– Вы приехали к нам из НГТУ – какие налажены дипломатические связи с АлтГУ?

– Когда программа только начиналась, у нас с приветственным словом выступал Артур Исаакович Отто, проректор по научной работе и новациям НГТУ. Он как раз делал акцент на том, что нам нужно укреплять и развивать связи не только в пределах программы ДПО, но и в пределах научно-исследовательской деятельности: находить общие тематики. Пока мы взаимодействуем на уровне обмена лучшими практиками, опытом. И я, допустим, как директор центра трансфера технологий НГТУ, обрабатываю какие-то технологические запросы, которые поступают к нам, – я знаю, что у вас есть химики, биологи, а у нас их нет, естественно, я транслирую коллегам, что возможно на вашей стороне получить ответы на вопросы и вы смогли бы что-то сделать тоже для индустриальных заказчиков. Поэтому на самом деле кооперация должна быть, конечно, в сборке междисциплинарных проектов, и мы думаем, что это возможно. Сейчас мы реализуем программу дополнительного образования, в рамках которой как раз обмениваемся лучшими практиками проектного управления и коммерциализации.

– Сейчас очень популярны стартапы как дипломы. На ваш взгляд, насколько эта система оправданна?

– В настоящее время существует федеральная инициатива, направленная на то, чтобы в некоторых случаях кандидатские диссертации могли быть представлены в форме стартапов. Несмотря на то, что эта инициатива пока не реализована, – она перспективна, при условии высокого качества выполнения таких работ. Необходимо установить четкие критерии для дипломных работ, выполненных в формате стартапов. К примеру, одним из таких критериев может быть наличие пилотных продаж у студентов на этапе защиты диплома. Государство уделяет значительное внимание поддержке студенческих стартапов. В рамках национального проекта «Технологическое предпринимательство» функционирует платформа, объединяющая различные инструменты: акселераторы студенческих проектов, стартап-студии, а также программы, позволяющие получить грант на развитие студенческого стартапа, например от Фонда содействия инновациям. Защита стартапа в качестве дипломной работы открывает для студентов множество путей для дальнейшего развития своего бизнеса. Это положительно сказывается на экономике в целом. Как специалисты ЦНТ, мы наблюдаем, что многие технологические цепочки в настоящее время неполны из-за отсутствия определенных типов компаний. Чем больше подобных бизнес-структур будет создано для заполнения этих пробелов, тем динамичнее будет развиваться производство и экономика, а задача достижения технологического суверенитета будет решаться более эффективно.

– А что может быть негативного в реализации стартапа как диплома?

– Негативный аспект использования стартапов в качестве дипломных работ возникает, когда эта деятельность выполняется некачественно. Это происходит, если вместо реальной проработки концепции и минимально жизнеспособного продукта (MVP) предлагается «призрачная идея». Бывают случаи, когда студенты, защищая стартап как диплом, не провели даже опроса целевой аудитории, чтобы понять, какой продукт на выходе должен получиться. Такие кейсы однозначно минус, не потому, что конкретные студенты сделали что-то неправильно, а потому, что они дискредитируют саму идею. Если бы все подходили к этому процессу одинаково активно и качественно, формат стартапа как дипломной работы воспринимался бы как единственно верный. Но когда одни работают отлично, а другие – крайне плохо, возникает неопределенность и «средний» результат теряет свои четкие характеристики. В практике НГТУ студенты, разрабатывающие стартап в качестве дипломной работы, имеют уникальную возможность получать множество консультаций. Они могут обращаться не только к своему научному руководителю, но и к менторам и тьюторам, специализирующимся на бизнес-моделях и целеполагании. Мы стремимся упростить задачу для студентов и максимально помочь им пройти этот путь. Этим преимуществом, безусловно, стоит пользоваться, пока вы находитесь в стенах университета. Как только вы получите диплом и выйдете на рынок, все подобные консультационные услуги в области предпринимательства станут платными, причем зачастую весьма дорогостоящими.

– Как гуманитариям обеспечить технологическое производство?

– Гуманитарии должны добавлять целеполагания. Многие процессы выполняются механически, без осознания их истинной ценности. В условиях, когда искусственный интеллект способен генерировать практически все, возникает вопрос о роли человека. Новые средства автоматизации также выводят человека из традиционной повестки. Задача гуманитариев – определить новую ценность человека в эпоху повсеместного распространения ИИ, автоматизации и других технологий, которые, казалось бы, вытесняют человека из сущностных процессов. Более того, инженеры склонны увлекаться техническими аспектами, забывая о цели и потребителе своих разработок. Вопросы, связанные с анализом психологии потребительского поведения, изучением ценностных предложений для клиентов, а также с тем, как сделать техническое решение более востребованным на рынке, становятся критически важными. Нейролингвистическое программирование и другие подобные подходы помогают создавать продукты, пользующиеся реальным спросом. В корпоративной среде гуманитарные компетенции также находят применение.

Например, концепция устойчивого развития, которая сегодня включает экологизацию и развитие социальной повестки в организациях – область деятельности гуманитариев. Специалисты в этой сфере не только ориентируются на производство конечных продуктов, но и анализируют восприятие бизнеса заинтересованными сторонами (стейкхолдерами). Они исследуют, насколько заметны усилия компании в области экологии и социальной политики и как связать технические результаты с социально-экономическими эффектами.

Софья Протасова
Фото Никиты КИХТЕВА

18 просмотров

Related posts

Упор – на регион

Clean Code Cup запущена!

Что в ДНК подснежников