Экспертный обзор

Барнаул – город телевизионный

Время на прочтение: 4 минут(ы)

Потребительский энциклопедический обзор

В нашем городе количество телекомпаний, предлагающих свои так называемые услуги зрителям, превышает все допустимые нормы по ПДК на 11,7% (по данным ВЦИОМ на 16 августа). В среднем, на каждого барнаульца приходится 0,000014285 телекомпаний, что примерно соответствует ситуации на телерынке Торонто (и это не считая московских телекомпаний).

Рассмотрим, каким местом повернуты местные телекомпании к телепотребителю (может и лицом, в смысле, повернуты). Чего они делают такого особенного, чтобы их можно было смотреть, смотреть, смотреть не отрываясь. А может и не делают ничего (в смысле сами).

А

“АЛВЕСТ” – независимая компания, в своей независимости зашедшая так далеко, что ничего не видно, сколько ни тыкай в кнопки ДУ японских телевизоров. Все возможности телевизионного эфира “алвестовцы” ограничивают демонстрацией клипов недостаточно высокого технического и еще более удручающего художественного качества. На все это накладывается увлекательный телетекст, типа “куплю самку собаки” или “продам мерседес после капитального бенса”.

“АТН” – еще более независимая (непонятно от кого) телекомпания с аббревиатурой, которая заставляет задуматься не одному поколению журфака, откуда, собственно, черпает свои кадры телекомпания и куда, собственно, возвращает их обратно. “АТН” известна тем, что, по непонятным простым обывателю и обувателю причинам, в этой телекомпании происходит энергичная ротация кадров. Кадры не держатся больше года, чего нельзя сказать о руководстве. Банальный вывод: “АТН” – кузница кадров, но никак не кузница руководящего состава.

Из многообразия предлагаемой продукции “АТН” (самодельной, а не купленной) мы выбрали пару характерных, на наш взгляд, передач. Вот, например, “Телемагазин”. Очаровательная девушка периодически наряжается в буржуйских магазинах, примеряет мебель, открывает и закрывает дверцы шкафов и тумбочек, крутит в руках (но никогда не дегустирует) продукты питания европейского и еще какого-то производства. Все это она советует купить, но никогда не дает советов, где взять денег. А жаль, деньги нам в эти шопах пригодились бы.

Передача известного культуролога и гуру нового реализма “Post Scriptum” поражает обилием сложноподчиненных (а иногда и сложносочиненных) предложений, что скрипящим пенопластом режет ухо жителям рабочих слободок (ВРЗ, Д.Черемушки, Поток, Сулима, С.Поляна и др.). Постскриптывая, ведущий обозревает перипетии алтайской газетчины. Ну и чо? (Риторический вопрос). Радует в “P.S.” только одно, ведущий каждую свою реплику начинает со слова “напомню”. Вот она, неусыпная забота о телезрителе.

В

“ВЕЧЕР”. Статус телекомпании не совсем понятен. То ли она независимая, то ли зависимая. Неизвестно и то, от кого она независима. Но зато всех эта телекомпания подкупает своей непосредственностью. ТВ “Вечер” непосредственно показывает “TV-6”. Вот “TV-6” – это да! А собственно ТВ “Вечер”… О каких-то самодельных “вечеровских” передачах говорить не приходится, потому что их просто нет. Может быть, для самих “вечерников” их передачи и есть, но для зрителей – не видно. Есть, правда, у них какие-то вечерние посиделки с барнаульскими квазизнаменитостями. Но, спрашивается, зачем им такая роскошь, как телевизионная картинка? Беседовали бы по радио, эффект от передачи был бы тем же.

Г

TV “ГОРОД”. Главная их программа – “Городские будни”. Ну разве можно так называть программу? А городские праздники как же? Нехорошо, ибо не буднями едиными жив горожанин. Поражает обилие чиновников городской администрации, заполонивших “Городские будни”. А вот музыки в ТV “Город” мало. Оно и понятно – кто платит, тот и заказывает музыку.

ГТРК “АЛТАЙ”. Как и предыдущая телекомпания, она не независимая, а скорее зависимая, а если быть точными, то зависимая полностью, как говорится, с потрохами. И зависима она от государства, что явствует из расшифровки аббревиатуры. Это подлинный монстр (в хорошем смысле слова “монстр”, не путать с плохим смыслом!) – производитель телепродукции.

Ни одной из прочих местных телекомпаний не удастся так свежо и со вкусом рассказать о производителях сульфата, свиноводах, героях-сантехниках и депутатах КЗС, как это делают профессионалы с ГТРК. Вряд ли какая другая телекомпания позволит себе столько времени показывать руководство края вместо того, чтобы крутить рекламные ролики или музыкальные клипы с бегущей строкой. Впрочем, один руководитель стоит дюжины реклам. Да-да, именно так. А если кому-то грустно видеть по ГТРК одну и ту же седовласую голову, рассказывающую, почему начальство и лично он сам делают так, а не этак, то уберите звук и включите магнитофон с каким-нибудь хип-хопом. Пусть седовласая голова раскачивается и шевелит губами в такт с Ди-Джи Бобо или Кулио, голова эта тоже является центром Вселенной.

К

“КАТУНЬ”. Экологическое телевидение, повязанное с “Рериховским центром”. Странно, что пытаясь много, но не долго (в смысле не долго в эфире, так эфирного времени у “Катуни” кот наплакал экологически чистыми слезами) вещать об экологии, “телекатуньцы” даже представить себе не могут, какой вред приносят окружающей среде, как источник электромагнитных излучений. А сколько здоровья телезрителей загублено у голубого (в случае ТВ “Катунь”, наверное, зеленого) экрана? Вот вам и экология, вот вам и Блаватская с Вернадским. Да и при чем тут они, когда непонятно даже то, почему это ТВ называется “Катунью”? Вроде бы Барнаул стоит на трех великих сибирских реках (Пивоварке, Барнаулке и Оби), а на Катуни стоят, скажем, Сростки. Надо соответствовать географическому положению, уважаемые, вы же экологи в конце концов. Ну а о продукции ТВ “Катунь” хочется так же, как и о “Вечере”, сказать, что это радио чистейшей воды (в данном случае катуньской). Вот такая вот Шамбала. Как поется: “Течет река, течет ручей, и ты ничья, и я ничей”.

М

“МИР”. Старейшее из независимейших телевидений орденоносного Барнаула. Одно время просто безоговорочно притягивало к себе внимание телезрителей, показывая замечательные (но не совсем лицензионные) голливудские фильмы. Если “АТН” – это кузница кадров для других телекомпаний, то “Мир” – кузница программ, которые вместе с кадрами (но не с телевизионными, а с трудовыми) перекочевывают из “Мира” в мир (вот мы афоризмнули так афоризмнули). Те же “Сотвори себя” и “Бизнес-новости” начинали выходить именно в “Мире”, но потом вдруг покинули корабль. Покинул этот телекорабль и бывший капитан С.Стась, ставший капитаном телекорабля “Вечер”. Таким образом “Мир” еще и кузница руководства.

ТВ “Мир” у нас ассоциируется с Е.Абрамовой, очень профессионально читающей рекламные объявления, и с А.Козерлыгой, замечательнейшим “телепортером” и “видеокомпасом”. Однако, чего-то такого особенного в “мировских” программах не хватает. “Тропической жарой” же сыт не будешь, хочется чего-нибудь холодненького. А слабо “Сломанную стрелу” показать, как в старые добрые времена телебутлегерства? Ну да теперь, объединившись с “Трастом” в одну фирму, дай Бог, “мировцы” может и порадуют чем-нибудь остреньким. Передачей об Александре Старыгине “Сотвори себя” с Александром Старыгиным, например.

Я

И в заключение хочется сказать, что о прочих телекомпаниях и говорить-то не хочется, ибо все о них сказано выше. Нет пока, к сожалению, в нашем славном городе ни одной телепередачи, которую ждал бы с нетерпением день, неделю, месяц. Нет такой передачи, с которой не хотелось бы переключиться на один из центральных каналов, буде на центральных что-то даже средненькое. Подкупают местные телекомпании только чужим, купленным у кого-то еще, “Кассандрой” например.

Понятно, они все хотят выжить, не вкладывая средств в интересные, но не приносящие немедленной прибыли проекты. Выживать-то они выживают, только непонятно из чего.

Влад Пузиновский, Андрей Биценко

Рисунок Анжелы Дерябиной

Послесловие “ЗН”: После значительных раздумий и штормовых колебаний редакция “ЗН” решила все же опубликовать “энциклопедический обзор”. Местами, периодами и временами мы не совсем согласны (а то и совсем не согласны) с г-дами Пузиновским и Биценко, но в чем-то наши позиции конгруэнтны и где-то даже параллельны.

16 просмотров

Related posts

Где жить лучше?