День Конституции РФ

Право всегда отражает время, которое его создает

Время на прочтение: 6 минут(ы)

12 декабря – важная дата в новейшей истории России: День Конституции РФ. Документ, рожденный в тяжелые 90-е, отражал надежду на новую государственность и либеральный курс. «ЗН» обратилась к доценту кафедры конституционного и международного права АлтГУ, к. философ. н. Алексею Владимировичу Иванову, чтобы узнать все самое интересное про главный закон нашей страны.

– Алексей Владимирович, Конституция – основной закон Российской Федерации. Давайте окунемся в историю: как создавался документ?

– Разработка проекта и принятие действующей Конституции России проходили в непростые и во многом драматичные годы начала 90-х. Это было время стремительных преобразований, острого поиска новой государственно-правовой идентичности. Все происходило на фоне распада Советского Союза. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, провозглашены принципы правового и демократического государства, разделения властей, верховенства республиканского законодательства, сама Декларация определялась как основа для разработки новой Конституции. Изменения в действующую Конституцию РСФСР 1978 года стали вноситься с 1989 года, однако именно в 1990–1992 годах в нее были включены положения, определившие иные концептуальные основы государственного и общественного устройства, выстраивалась новая система государственной власти. Эти преобразования не отличались системностью: в конституционном законодательстве накапливались противоречия, как следствие, не отличалась согласованностью и деятельность высших государственных органов. С одной стороны – Президент и Правительство, с другой – Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Что в числе прочего затрудняло и работу по подготовке проекта новой Конституции. Напомню, вскоре после принятия Декларации о государственном суверенитете, 16 июня 1990 года, Съездом народных депутатов РСФСР была создана Конституционная комиссия для подготовки проекта нового Основного закона, но в силу отсутствия диалога, нарастания конфликта с Президентом страны такой проект становился альтернативным, сепаратным. И 20 мая 1993 года президент издает Указ «О созыве Конституционного совещания», которое 12 июля того же года одобрило собственный проект новой Конституции. Складывающееся положение в итоге не могло не привести к политическому и конституционному кризису. Обстановка стремительно накалялась. 21 сентября 1993 года Президент Б.Н. Ельцин издал Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»: прерывалась деятельность Верховного Совета, Конституция и законодательство действовали в части, ему не противоречащей, к 12 декабря необходимо было представить согласованный проект Конституции, также на 11 и 12 декабря назначались выборы в Государственную Думу – новый представительный и законодательный орган страны. В тот же день, 21 сентября, Конституционный Суд РФ признает данный указ несоответствующим Конституции, Верховный Совет принимает решение о прекращении полномочий Президента Б.Н. Ельцина, вице-президент Александр Руцкой, в статусе и.о. Президента РФ, объявляет президентский указ недействительным и принимает на себя руководство страной. Все эти действия становятся прологом к трагическим событиям начала октября 1993 г. – вооруженному противостоянию конфликтующих сторон. После «победы» главы государства и его сторонников подготовка проекта Конституции была окончательно завершена. И 12 декабря 1993 года она была принята на всенародном голосовании. Небезосновательно полагать, что при иных обстоятельствах, в условиях пусть непростого, но диалога, мы бы увидели несколько иной Основной закон.

– Поговорим о характере, содержании, структуре и изменении Конституции.

– Действующая Конституция РФ – это сосредоточение и отечественного и зарубежного опыта государственного и конституционного строительства, но это и феномен своего времени. В ее основу была положена либеральная концепция государства и правового статуса личности. И это, в числе прочего, объясняет ряд изменений конституционного текста, которые были внесены в 2020 году. Нет оснований говорить о ревизии, но мы видим некоторую «корректировку», поиск баланса в системе конституционных ценностей. В частности – признание подвига народа, патриотическое воспитание, принципы социального партнерства, экономической, политической и социальной солидарности, поддержание и укрепление международного мира и безопасности. Нельзя не отметить, что некоторые из данных положений знакомы нашему конституционному законодательству, например, в Конституции СССР 1977 года можно найти им дословное сходство.

Это понятные и оправданные шаги в поиске и определении нашей конституционной, государственной, национальной и культурной идентичности. Что касается структуры Конституции, то здесь следует понимать, что это вопрос приоритетов в предмете ее регулирования. Как отмечал выше, разработчики учитывали опыт зарубежного конституционного строительства – США, Германии, Франции и ряда других государств. И когда проходила работа над проектом, была дискуссия – с чего начать: раздела о правах личности, как в Основном законе ФРГ, или основ конституционного строя? И в результате было решено сначала установить основы конституционного строя и только затем закрепить основы правового статуса личности – права, свободы, обязанности и гарантии их реализации. Далее последовательно определены федеративное устройство, основы правового статуса Президента, Федерального Собрания, Правительства, судебной власти и прокуратуры, местного самоуправления, порядок внесения поправок и пересмотра Конституции. Положения глав 1, 2, 9 – о конституционном строе, правах и свободах, поправках и пересмотре Конституции могут быть изменены только путем принятия новой Конституции. Говоря о поправках: до сегодняшнего дня было принято пять таких законов, при этом последний, упоминавшийся выше закон 2020 года примечателен тем, что определил преобразования, которые можно считать масштабной конституционной реформой. Несмотря на его «зауженное» наименование – «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», предмет его значительно шире, в нем были положения, имеющие и основополагающий, учредительный характер, место которым в главах об основах конституционного строя и правах и свободах человека и гражданина. Но это предмет отдельного профессионального разговора.

– Конституция обладает высшей юридической силой, и никакие нормативные акты не могут ей противоречить. Как она влияет на остальные отрасли права?

– Все верно, Конституция – основа системы законодательства, ее ядро. Это фундамент, обеспечивающий одновременно и развитие, и стабильность законодательства, мера, мерило оценивания последнего на предмет соответствия провозглашенным конституционным ценностям и установленным правилам. Конституциализация законодательства – один из приоритетов правовой политики. Как работает этот механизм, можно проиллюстрировать следующим примером. В части 2 статьи 20 Конституции закреплена гарантия обвиняемым в совершении преступления, за которое установлена смертная казнь, на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей. Однако долгое время отраслевое законодательство такой правовой возможности не предоставляло женщинам и мужчинам старше 65 лет. В этом была определенная правовая логика: смертная казнь – в действительности пожизненное лишение свободы – данным категориям назначена быть не могла, а значит, и необходимости в вышеупомянутой гарантии нет. Конституционный Суд РФ по жалобам граждан в двух решениях 2016 и 2017 гг. постановил считать такие ограничения не соответствующими Конституции, в частности принципу равенства прав личности независимо от пола и других обстоятельств. Отмечу, что эти решения стали основанием реформирования института присяжных заседателей в нашей стране. И завершая ответ на данный вопрос, подчеркну, что конституционное право в целом потому и считается ведущей отраслью права: оно определяет основы регулирования во многих сферах общественной жизни, закрепляет принципы, отправные начала, определяющие отраслевое законодательство – гражданское, трудовое, уголовное и т.д.

– Какова процедура внесения поправок в главный юридический документ?

– Немного выше мы уже касались этого вопроса. В статье 134 Конституции закреплено, что предложения о поправках и пересмотре могут вносить Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой сенаторов или депутатов. Это сложная процедура, которая, кроме Конституции, регламентируется специальным федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
Ее формальная оценка позволяет говорить о действующей Конституции как «жесткой» (есть такая категория в науке конституционного права), что является одним из условий обеспечения стабильности Основного закона. Но, например, первые два закона о поправке, внесенные Президентом РФ Д.А. Медведевым в Государственную Думу 11 ноября 2008 года, прошли через эту процедуру за полтора месяца, вступив в силу 31 декабря 2008 года. И в этом контексте такой небезынтересный исторический факт: одна из первых поправок к Конституции США, предложенная Конгрессом в сентябре 1789 года была объявлена ратифицированной только в мае 1992 года. И еще одно уточнение о законе о поправке 2020 года: им внесено 5 новых и изменена 41 статья.

– Как мне известно, участие в разработке Конституции РФ принимали ученые юридического института.

– Да, вы совершенно правы! В 1993 году в работе Конституционного совещания принимал участие основатель и первый заведующий кафедрой конституционного и международного права мой преподаватель профессор Валерий Валентинович Невинский. 5 декабря мы вспоминали Валерия Валентиновича в связи с 75-летием со дня его рождения, проводились конституционные чтения его памяти. Также в 2020 году в рабочую группу, готовившую проект закона о поправке к Конституции РФ, входила наша выпускница и в прошлом преподаватель юридического факультета, также мой преподаватель Лидия Юрьевна Михеева. Она была в числе модераторов одной из пяти подгрупп по направлению «социальные вопросы, наука, культура». Сегодня Лидия Юрьевна является Секретарем Общественной палаты Российской Федерации, Председателем совета (руководителем) Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева.

– Что из Конституции должен знать любой гражданин, не имеющий профильного юридического образования?

– Прежде всего – свои права, свободы, обязанности, гарантии, то есть основы правового статуса личности. Систему высших государственных органов, просто какие они есть. На мой взгляд, это есть составляющие минимальной гражданской и юридической культуры каждого.

Акцент

– Вы, как преподаватель кафедры конституционного и международного права, ведете не одну дисциплину о конституционном праве…

– Да, но моя основная дисциплина – конституционное право России. Безусловно, главной задачей этого курса является изучение основ конституционно-правового регулирования. Однако не менее важным считаю разъяснение назначения, смысла идеологии конституционализма, его философских, культурных, исторических начал. Знание и понимание того, что стоит за правовым регулированием и обуславливает его логику, определяет тенденции конституционного и государственно-правового развития в целом, имеет, по моему убеждению, принципиальное значение в профессиональной компетенции юриста.

Спецвопрос

– Какие разделы Конституции ваши любимые?

– Если таким эпитетом можно отметить юридический текст, то это главы 1 и 2, соответственно – об основах конституционного строя и правах и свободах человека и гражданина. Объясняю тем, что мне интересны вопросы истории и теории конституционализма, учение о конституции и правах человека. В чем, собственно, и состоит смысл и пафос всей конституционной идеи.

Эльвира ПЕТРЕНЕВА
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА

48 просмотров

Related posts

Свобода, равенство, братство