Культуролог объясняет

Восток и запад: стороны цвета

Только подумайте: в мире 15 000 цветовых оттенков! Знать все названия тонов просто невозможно, что уж тут говорить об их значении. Но все же есть основные цвета, которые известны каждому человеку. Какой смысл они несут в себе? Ответить на этот вопрос поможет доцент кафедры культурологии и дизайна, кандидат культурологии АлтГУ Елена Ивановна Балакина.

Черный и белый

Эти два цвета имеют общую характеристику: цвета, которых не существует в мире. Елена Ивановна рассказывает:

– Черный и белый цвета обладают очень важной смысловой характеристикой. В культуре люди надевают черные и белые наряды, когда им нужно максимально поддержать духовное равновесие. Религиозные представления Индии и Китая сводятся к тому, что человек приходит на землю из мира душ, в другом мире с ней прощаются, поэтому черный и белый трактуются во многих культурах как одно целое. В этом есть некая диалектика. Ведь момент разрушения и зарождения – всегда одна и та же точка. Пример тому символ Инь и Ян – противоположности, которые существуют лишь благодаря гармонии.

По словам Елены Ивановны, эти классические цвета, черный и белый, люди выбирают, когда переживают кризисные моменты, напряженные жизненные ситуации. Поэтому, если важно сохранять чувство спокойствия, сосредоточенность, используйте белый или черный цвет.

К смысловой трактовке цвета мировая культура, заметила наш эксперт, подходила по-разному: западные и восточные народы контрастируют меж собой, как цветовые спектры…

Восток

– На Востоке есть концепция – понимание человека как сочетания семи энергетических центров. Народы восточных стран полагают, что человек – радуга, начиная от копчика и заканчивая макушкой. Сочетание всех этих основных оттенков придают особый духовный смысл личности. Каждый центр соответствует расположению системы органов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый.

Красный. Художники знают, красный цвет – основной в палитре, из него производят все остальные тона. В энергетическом состоянии человека это цвет первого центра, в нем концентрируется вся энергия и сила человека – его жизнь. В духовных практиках этот оттенок – символ славы, мощи. Издревле считалось, что все, что связано с могуществом, особенно политическим, порождается красным цветом. Этот цвет многогранен, несет в себе несколько смыслов. Страдания, кровь, раны – тоже красный. Елена Ивановна говорит:

– Использование этого цвета в костюме – показатель стремления к власти. Человек, неуверенный в себе, вряд ли наденет этот кричащий оттенок. Как правило, у «невидимок» не хватает силы духа противостоять этому обществу, даже в бытовых конфликтах. У психологов даже есть такая практика, когда скромных людей специально заставляют надевать одежду красного цвета, чтобы пробудить в них спящую силу.

А еще этот цвет связан с вечной борьбой противоположностей: страдание и слава, несчастье и счастье… Как танец фламенко, контраст красного и черного, в переводе с латинского flamma означает пламя, огонь. Девушка должна быть одета в красное платье или юбку: она символизирует страсть, а мужчина в черном костюме – еще непокоренная страстью скала.

Оранжевый. В конфуцианстве, религии и философии Древнего Китая, оранжевый был цветом трансформации – перерождения души. Согласно восточной концепции оранжевый цвет связан с работой желудочно-кишечного тракта и почек. Этот цвет на Востоке ассоциируется с крепким здоровьем. Также он считался цветом почитаемых на Востоке цветов – шафранов. Елена Ивановна говорит:

– В Китае и Индии цвет получил свое название от шафрана, самого лучшего и самого дорогого красителя в Азии.

Желтый. Один из цветов низших центров, который связан с работой печени и желудочной системой – физиологией. Цвет-позитив. Культуролог отметила:

– В Китае существует пять направлений компаса; север, юг, восток, запад и середина – каждому из них соответствует определенный цвет, так вот, желтый означает середину. Поэтому во дворце китайского императора использовался желтый цвет.

Елена Ивановна заострила внимание на том факте, что в магазинах часто используют желто-красные оттенки, чтобы создать товарам привлекательный вид. Вот такая маркетинговая уловка.

Зеленый. По словам эксперта, зеленый – самый органичный и благоприятный для человека, цвет гармонии с собой и миром. Тон живой природы – сочной зелени, устойчивой, незыблемой жизни. Зеленый рождает теплый душевный отклик у человека. Поэтому в комнатах психологической разгрузки часто используют зеленые оттенки. Для человека зеленый – четвертый центр, связанный с сердечной жизнью личности, духовной отзывчивостью, способностью сопереживать и любить. Елена Ивановна подчеркнула:

– Красное сердце – образ любви физической, зеленое же означает любовь платоническую. Как на картине итальянского живописца Чезаре Саккаджи «Данте и Беатриче».

Синий – холодный цвет, а значит, он оказывает успокаивающее действие на человека. Елена Ивановна замечает:

– По восточным представлениям, синий – пятый центр и цвет третьего глаза, то есть он дает возможность видеть дальше: отвечает за разум человека. Можно заметить, что в школах и вузах часто используют синие оттенки.

Голубой. Шестой центр в человеке – голубой цвет. Он связан с головной чакрой – глаза, уши, шея, плечи, горло, а также щитовидная железа. В этом цвете проявляются такие черты характера, как свобода, беззаботность, беспечность, необязательность, дружественность, склонность к перемене обстановки. На Востоке принято считать, что голубой уменьшает уровень тревожности. Елена Ивановна констатирует факт:

– Экспериментально установлено, что голубой не только усыпляет, но и создает ощущение свежести, что тоже немаловажно для быстрого засыпания. Спальные комнаты целесообразно окрашивать в голубые и синие тона. Художники используют голубой, когда пишут ночь. Вспомнить знаменитый холст Ван Гога «Звездная ночь» – голубые и синие оттенки в изобилии.

Фиолетовый. Как рассказала культуролог, фиолетовый считался цветом творчества, загадки и тайны. Он был чем-то непостижимым – седьмым центром: ассоциировался с психологическим здоровьем человека и его гармоничным мышлением. На Востоке полагали, что этот оттенок вбирает в себя всю благоприятную энергию. Елена Ивановна подмечает:

– Лишь царствующие особы были достойны носить одежды фиолетового цвета. Поэтому фиолетовый стал любимым цветом Клеопатры. В своих нарядах она использовала его больше, чем остальные оттенки.

Почему цвета так волнуют человечество и наполняют его жизнь смыслом? Эксперт ответила так:

– Вариаций цветов очень много. Они даны человечеству как дополнительная краска, благодаря которой люди способны читать настрой этого мира и самих себя.

Запад

Красный. Елена Ивановна рассказывает:

– На Западе красный оттенок считался предупреждением об опасности. Так, в средние века флаг этого цвета объявлял, что защитники города или замка будут бороться за его защиту и не проявят милосердия к своему врагу.

Оранжевый. Как отметила культуролог, в Европе оранжевые оттенки связывали с легкомыслием и развлечениями. Поэтому клоуны должны были носить только оранжевые парики. Французский художник-постимпрессионист Тулуза-Лотрек использовал палитру этого цвета в своих плакатах в парижских кафе и театрах, а Анри Матисс написал картину «Радость жизни» в оранжевых тонах.

Желтый. В культуре Европы желтый цвет имеет негативный символический подтекст, ассоциируется с предательством. Он символизирует измену, разлуку, ревность, ненависть, зависть и раздражительность. Желтый связан с эмоциональной стороной восприятия мира, причем он ассоциируется именно с негативными ее моментами. Примечательно, что во Франции жители окрашивали двери предателей в желтый цвет. Эксперт отметила:

– Есть и литературное подтверждение негативной смысловой окраски этого оттенка. В романе «Преступление и наказание» Достоевский использует этот цвет как символ бедности, страдания, болезни, увядания. Описание комнаты Раскольникова пропитано едким желтым цветом, что еще раз подтверждает депрессивное состояние героя.

Зеленый цвет символизирует возрождение природы, процветание, мир и спокойствие. Стоит отметить, что во время постклассической и современной Европы зеленые наряды носили преимущественно богатые особы и знать. Елена Ивановна приводит пример:

– В работах знаменитых художников того времени часто использовали зеленые тона лишь в образах достопочтенных особ. По этой причине на картине «Джоконда» Леонардо да Винчи платье Моны Лизы зеленое.

Синий и голубой. В европейской культуре не разделяли эти два близких оттенка. Синий цвет символизирует доблесть и превосходство, ассоциируется с королевской властью и благородством происхождения. Синий был важным цветом в искусстве и украшении с древних времен.

Как рассказала культуролог, полудрагоценный камень лазурит использовали в Древнем Египте в ювелирном деле – из материалов синих оттенков делали браслеты, серьги и другие украшения. В средние века европейские художники использовали его для росписи окон соборов.

Фиолетовый – композитный цвет, созданный сочетанием красного и синего. По словам эксперта, на Западе фиолетовый стал имперским цветом, который носили правители Византийской империи и Священной Римской империи, а позднее римско-католические епископы, так как считалось, что этот оттенок символизирует благочестие.

Цвет существовал задолго до появления человечества, позже люди наделили его определенным смыслом. Они веками выстраивали аналогии по цвету, подмечали, какой эффект он производит…

Каждый оттенок, который есть в природе, вызывает у нас эмоциональный ответ. С этим связана сложность цветового использования. Нужно уметь соответствовать цвету, чтобы он «не съел» тебя морально.

Подробнее об этом можно узнать в книге Гарольда Браэма «Психология цвета».

Алина ФОМЕНКО

3 118 просмотров