Памяти ученого

Из воспоминаний А. А. Храмкова об университете

***
Постановка и развитие НИР с первых дней находились под постоянным вниманием ректората, ректора В.И. Неверова, ибо этим было заложено будущее университета.

***

Огромным был вклад первого в истории университета проректора по учебной и научной работе А.П. Бородавкина, совмещавшего в особо трудные первые годы непосредственное руководство всей учебной и научной деятельностью. По всеобщему мнению, он был человеком особенным, харизматическим, соединял в себе неординарный самостоятельный взгляд на происходящее, одесский юмор и высокую требовательность. Именно он, имея опыт Томского госуниверситета, был главным, кто олицетворял и насаждал университетский стиль жизни и работы в разношерстном тогда коллективе, был его, так сказать, персонификатором.

***

70–80-е гг. были началом создания материально-технической базы НИР, но сделано было немало: основание общеуниверситетских служб (ВЦ, РИО, библиотеки, Ботанического сада, службы НТИ); формирование материальной базы естественных факультетов за счет расширения их хоздоговорных работ; организация учебно-производственных мастерских.

***

Уже в 1979 г. при кафедрах функционировало 54 учебные лаборатории и 10 кабинетов. Закладывалась матрица будущего.

***

Приоритетной зоной развертывания научных исследований была подготовка научно-педагогических кадров и повышение их квалификации. Квалифицированных преподавателей было мало. Так, на самом большом по численности студентов юридическом факультете на начало первого учебного года преподавателей с учеными степенями и званиями было всего 5 человек, т.е. меньше 20 % преподавательского состава. Одним из важнейших путей была аспирантура. Но первые годы университет ее не имел и использовал целевую аспирантуру в других вузах и научных учреждениях. Многие кафедры направляли в целевые очные и заочные аспирантуры различных вузов страны (Москва, Ленинград, Томск, Свердловск, Новосибирск и другие) хорошо зарекомендовавших себя преподавателей. Часть аспирантов была зачислена в другие вузы, но фактическое научное руководство ими осуществляли ведущие ученые АлтГУ (А.П. Бородавкин, Л.А. Першина, И.А. Воробьева, Ю.Н. Иванов, П.П. Костенков, А.М. Малолетко, В.И. Неверов, В.А. Батенков и другие).

***

В первые годы среди анекдотов о нашем университете обычным был такой:
– Как расшифровывается АГУ?
– А где ученые?

***

Строилось «планов громадье», но реальность состояла в том, что сил было еще очень мало. На 1974 г. было запланировано 6 защит кандидатских диссертаций, а защищена была лишь одна (Е.Н. Боровик с ЮФ).

***

В исследованиях на филологическом отделении ИФФ большую роль сыграл «томский десант» ученых, приглашенных в АлтГУ. Приоритетным направлением стала тема «Диалекты и топонимика Алтая», которая разрабатывалась под руководством профессора И.А. Воробьевой. Уже в 1973 г. была начата работа по составлению топонимической и диалектологической картотек для будущего диалектного словаря Алтая. Актуальность этой задачи обуславливалась необходимостью зафиксировать огромное богатство диалектной лексики, отразить уникальную языковую ситуацию, исторически сложившуюся на Алтае. К 1975 г. обследованию подверглось 174 населенных пункта и было создано около 90 тыс. карточек. Сразу же установились связи с учеными Томска, Свердловска, Москвы, Лейпцига. В 1974 г. И.А. Воробьева участвовала в международной конференции в Лейпциге.

***

Значительную активность проявляла кафедра педагогики (заведующий – профессор П.П. Костенков). Она с первых лет вела изучение проблем профессиональной ориентации молодежи. Для составления профессиограмм рабочих различных профессий использовались как профессиональные данные, так и материалы психологических и физиологических обследований и статистики. Применялась вычислительная техника. П.П. Костенковым было издано учебное пособие для учащихся школ «Край наш Алтайский».

***

Экономисты испытывали большие трудности с кадрами, первоначально они даже входили в состав историко-филологического факультета. Под руководством В.П. Кокорева стала разрабатываться проблема коллективных форм организации труда (КФОТ) инженерно-управленческих работников. Изучение производилось на основе массовых обследований на машиностроительных предприятиях и в научно-исследовательских институтах Алтайского края и целого ряда областей СССР.

372 просмотров

Related posts

Человек, ученый, педагог

Животворная ткань истории