К 50-летию АлтГУ

Родители филфака

А. В. Морозов: «Именно год создания АлтГУ, 1973-й, изменил жизнь нашей семьи»

Фото: Мария ДУБОВСКАЯ

Александр Владимирович Морозов – сын основателей филологического факультета И. А. Воробьевой и В. Д. Морозова. Он окончил АлтГУ в 1984 году, 15 лет отдал Алтайскому госуниверситету. По случаю 50-летия университета «ЗН» публикует дорогие сердцу воспоминания Александра Владимировича о своих родителях и университете.

Оба в науке

Папа рос в глухой сибирской деревушке Елизарьево. Его мама была деревенской учительницей, что она преподавала, увы, в воспоминаниях нашей семьи не сохранилось. Думаю, именно бабушка зародила в отце такую искреннюю любовь к знаниям. А вот у моей мамы, Иды Александровны, предпосылок стать профессором и именитым филологом не было: в ее семье не было преподавателей.

Ида Воробьева. 10.06.1932 г.

Однако ее лучшая подруга, с которой они учились в школе, стала учительницей. Ида Александровна, правда, не сразу после школы поехала учиться в Томский государственный университет, а год проработала в библиотеке. Наверное, увлеклась филологией именно там. Потом поехала в Томск, поступила на историко-филологический факультет, попала в одну группу с папой. Там и познакомились. После обучения оба решили остаться в науке. Так началась их академическая история длиной более 45 лет.

Волчанский аэродром. В. Д. Морозов – 1-й во 2-м ряду. 1959 г.

За 14 лет, с октября 1960 года по сентябрь 1974-го, папа прошел путь от ассистента до доцента кафедры русской и зарубежной филологии ТГУ, мама исследовала сибирские говоры, все больше погружалась в науку и тоже преподавала в ТГУ.

Удостоверение шофера В. Д. Морозова. 1960 г.

«Филфак в АГУ необходим»

Именно год создания АлтГУ, 1973-й, изменил жизнь нашей семьи. Тогда Александр Павлович Бородавкин, преподаватель-историк из ТГУ, был приглашен на работу в только что открытый в Барнауле Алтайский государственный университет, и уже с 16 сентября того года начал заведовать кафедрой истории СССР. Но уехать преподавать в АГУ один не мог, поэтому вместе с ним ушли и представители других направлений. А так как в ТГУ Александр Павлович долгое время работал вместе с моими родителями, то он пригласил и их, зная, как сильно они увлечены исследовательской деятельностью. Сказал: «Филфак в АГУ необходим». Так Ида Александровна стала основательницей первой в Алтайском крае кафедры русского языка и общего языкознания, а Владимир Дмитриевич стал заведующим кафедрой русской и советской литературы – тоже первой.

В. Д. Морозов

Помню, мама была на открытии университета и даже давала первый символический звонок в честь этого торжественного и значимого для Алтайского края и всей Сибири события. А вот папа стал работать в АлтГУ чуть позже, в 1974-м. Родители отдавали себя АлтГУ, любили студентов, а главное – получали от них отдачу.

Глазами студента

Папа с мамой продолжали преподавать в университете и в те года, когда я поступил в АлтГУ, было это в 1979 году. Тогда я посмотрел на родителей другими глазами – глазами студента. И еще сильнее их зауважал. У Иды Александровны был очень системный подход, она раскладывала все по полочкам, досконально знала любой предмет, который бралась преподавать. Ее курсы можно было смело назвать фундаментальными, она давала информацию четко, последовательно, а к студентам относилась с особым уважением и любовью: отстаивала их интересы, искренне верила в успехи каждого, даже прежде отчисленного за неуспеваемость. Владимир Дмитриевич был крайне харизматичным, студентки его обожали – статный и в меру требовательный преподаватель умел рассказать так, что они слушали его, открыв рот. Конечно, не обходилось и без того, что он уходил от основной темы лекции, но его никогда не перебивали.

Слово о словах

Меня воспитывали, как вы понимаете, увлеченные филологи. Поэтому уже с раннего детства я интересовался языкознанием и наукой в целом – пример был показательным. Мои родители, Ида Александровна Воробьева и Владимир Дмитриевич Морозов, всю свою жизнь вдохновлялись языком, изучали его.

И. А. Воробьева

Папа защитил кандидатскую диссертацию, мама – докторскую. Поэтому сколько себя помню – родители проводили вечера вместе, но каждый за своей книгой. Всю жизнь рядом со мной лежали словари, а так как читать по слогам родители меня научили быстро, то интерес к необычным словам не пропадал. У Иды Александровны была большущая библиотека, там были и сложные книги, и легонькие, научно-популярные. Попалась мне как-то книга «Слово о словах» Льва Успенского и я стал увлеченно читать ее, разбираться. Затрепал ее еще в детстве, но до сих пор храню ее и неизменно считаю одной из любимейших. Помню, за моей успеваемостью в школе родители демонстративно не следили. Мне приходилось их уговаривать, чтобы они посмотрели мой дневник и расписались в нем. В начальной школе я плохо учился, в шестом классе уже перебивался с тройки на четверку, а вот к восьмому стал твердым хорошистом, в старших классах незаметно стали появляться пятерки и как итог – получил золотую медаль вместе с желанием стать еще умнее! Так, наверное, и приобщился к делу всей жизни моих родителей: задумался над тем, чтобы тоже стать филологом, – и стал. После защиты кандидатской диссертации в ТГУ 12 лет проработал в разных институтах, был утвержден ВАКом в ученом звании доцента. В АлтГУ преподавал морфологию и словообразование современного русского языка, болгарский язык, много других интересных спецкурсов.

Полина ШЕВЧУКОВА

Фото из архива А. В. Морозова

829 просмотров

Related posts

Это наша планета

Настоящий классический

Горой друг за друга