Фото Марии ДУБОВСКОЙ
После окончания Великой Отечественной войны повсеместно начали появляться памятники, бюсты и мемориалы в честь тех, кто внес вклад в Победу. О монументальном искусстве и мемориалах славы «ЗН» побеседовала с кандидатом искусствоведения, доцентом кафедры культурологи и дизайна Ольгой Сергеевной Комаровой. «ЗН» публикует самые интересные тезисы.
На территории Алтайского края установлено 1043 памятника, посвященных Великой Отечественной войне, третья часть из них отреставрирована. Из Алтайского края на фронт в те годы было отправлено более 500 тысяч наших земляков, по трудовым мобилизациям было привлечено на стройки и в промышленное производство из сел более 100 тысяч человек. Погибшие были в каждом, даже самом небольшом поселении. Потому люди и хотели увековечить память о тех, кто рисковал своей жизнью ради Родины. Идею горячо поддерживало государство – памятников становилось все больше. Возводили их не только из долговечных материалов – камня или бронзы, но также использовали бетон или кирпич и другие, не такие долговечные материалы.
Что мы видим?
На создание по-настоящему художественного произведения – монументальной скульптуры всегда нужны ресурсы: время, в том числе на проведение конкурсов и выбор лучших решений, сами профессиональные скульпторы, готовые разработать индивидуальные авторские проекты, а также средства для их воплощения. Одним из таких, исключительно проработанных, стал Мемориал Славы на площади Победы у нас, в Барнауле. Авторы главных сооружений мемориала – скульптор Петр Леонидович Миронов и художник-монументалист Владимир Федорович Добровольский. Изначально в эскизных решениях Петра Миронова было гораздо больше бытовых деталей и эмоций, чем мы видим в итоговом решении. Автор смог создать скульптурную композицию по законам большой монументальной формы, предполагающей художественное обобщение, лаконичность, выразительность силуэта. При этом сохранил проникновенность, искренность образного решения. Что мы видим? Мать провожает сына на войну? Или же провожает мужа? Или шире – Родина-мать провожает своих сыновей? Сила большого искусства в том, что в этом образе можно увидеть как то, что отражает судьбу всей страны, так и то, что близко каждому из нас. Кроме того, в мемориале предусмотрено пространство для парадов и торжественных шествий, а также место памяти и скорби, куда барнаульцы приходят почтить память погибших – своих дедов и прадедов. Вертикальной доминантой ансамбля стала 24-метровая стела, в виде поднятого вверх штыка со знаменем. На ней – даты начала и окончания войны и четыре сюжетные композиции, расположенные друг над другом. С одной стороны стелы – сибиряки и фронт, с другой – сибиряки и тыл: две неразрывные стороны нашей истории. Но главный смысловой элемент комплекса – двухфигурная скульптурная группа «Прощание». Лаконичная и торжественная, она поражает своей выразительностью. Ее сюжет скульпторам подсказала сама жизнь: ведь отсюда, с Привокзальной площади, уходили на фронт сыновья, отцы и братья. Так, опираясь на реальные события, П. Л. Миронов создал образы, ставшие настоящим символом. В них нет надрыва и отчаяния, но есть глубина, молчание и готовность отдать жизнь ради Победы.
Образцовые решения
Монументальная летопись Великой Отечественной войны была создана в Алтайском крае благодаря таким скульпторам и художникам-монументалистам, как В. Ф. Добровольский, П. Л. Миронов, Л. В. Рублева, В. Ф Рублев, К. Г. Чумичев, И. Ц. Зоммер, и другим. Но не все мемориалы, установленные на территории Алтайского края, – авторские. Нередко встречаются композиции, созданные по типовым проектам или же ориентированные на образцовые решения. Встречаются мемориальные композиции, где центральное место занимает солдат, причем его пластическое решение может быть различным. Коленопреклоненный, со знаменем в руках, призывающий к атаке или же застывший в скорбном молчании… Самая трогательная – композиция с ребенком на руках. Она продолжает тему, прозвучавшую в знаменитом мемориале Е. Вучетича в Трептов-парке в Берлине. Часто центром мемориальной композиции становится женский образ: порой это хрупкая фигура, воплощающая тему скорби и невосполнимой утраты, или величественный образ Родины-матери.
Думать и чувствовать
Мемориальные комплексы Алтайского края созданы в традициях отечественного искусства, памятники дополняют монументальную летопись войны, обогащая ее новыми интересными страницами. Здесь есть и торжество Победы, и гимн воину-освободителю, и ода в честь женщины-матери, и скорбь о погибших, и надежда на счастливое будущее. Аллегорический язык монументального искусства позволяет создать такие образы, которые обращены ко всем и в то же время к каждому. Это искусство – большая патриотическая сила, оно объединяет, помогает лучше понять историю своей страны, побуждает думать, чувствовать, сопереживать.Наивысшая ценность монументальной летописи войны заключается в том, что она помогает сохранить связь поколений, выразить гордость за своих дедов и прадедов, за свое прошлое, за свою страну.
Полина ШЕВЧУКОВА