Фото Марии ДУБОВСКОЙ
Наш университет славится выпускниками – и особенно выпускницами. В честь Международного женского дня «ЗН» разыскала героиню, которых еще поискать надо. Она и собаку вылечит, и кошку накормит, и даже лошадь приютит. А еще расскажет всем, почему спасая животных, мы в первую очередь спасаем людей. В рубрике «Дети Alma mater» – Софья Куликова, зампредседатель Барнаульской городской общественной организации «Ласка».
– Софья, вы учились в АлтГУ на направлении «реклама и связи с общественностью»…
– Я поступила в АлтГУ в 1998 году. На тот момент эта профессия была мало кому понятная и незнакомая. Это были те прекрасные времена, когда не было никакого ЕГЭ и для поступления надо было сдавать вступительные экзамены. Я оканчивала 22-ю школу, и у меня были уверенные навыки английского. Проходила мимо АлтГУ, смотрю, какое-то новое направление, подала копии документов. Сразу сдала вступительный экзамен. В общем, выбрала вуз, который был ближе к дому. Помню одну из первых лекций, которую вел Михаил Вячеславович Гундарин. Он так воодушевленно рассказывал о рекламе, «вливал» в нас специальность. Мне захотелось и дальше здесь учиться.
– То есть захотелось стать настоящим профессионалом?
– Да, была жажда что-то делать, организовывать – пошла в организацию «Молодые журналисты Алтая» за практикой. Начала создавать медийные проекты, выигрывать первые гранты. Провела в Барнауле первый граффити-фестиваль, байк-шоу. Тогда и сама начала рисовать граффити, ездить на мотоцикле. Помню, как раз был фестиваль уличного искусства «Snickers Урбания», очень крупное мероприятие: брейк-данс, рэп. Наша команда тогда победила – и выиграла целую коробку батончиков Snickers! Еще мы выпускали молодежную интернет-газету «Территория», где были интерактивные штуки «Вопрос – ответ» и так далее. На тот момент в интернете было жесткое разделение на издателей и читателей. Чтобы публиковать что-то, нужны были технологии. В университете меня позвали работать в «Амител», а еще помогать в создании официального сайта города, края. Когда уже доучилась, позвали на кафедру, в АлтГУ я окончила и аспирантуру по философии. Темой моего диссертационного исследования была «Виртуальная функция соблазна». У меня был и курс «Социальный PR», авторские курсы, где мы занимались социально значимой проектной деятельностью. И вот одна из групп взяла тему, как помочь животным. Так и захотелось, так скажем, общественно помогать животным.
– А у вас уже тогда были свои питомцы?
– Я всегда любила животных, с детства тащила их домой, а мама вслед за мной отвозила их к бабушке с дедушкой в Затон. Я все лето проводила у них. Наверное, дедушка привил мне любовь к животным и, что самое главное, ответственность за них. Чтобы они всегда были сытыми и чистыми.
– Так возник приют «Ласка»?
– Да, я решила узнать, какие организации помощи животным есть в Барнауле. Поискала-поискала, и оказалось, что на весь край есть только одна организация этого профиля. Решила позвонить в «Барнаульскую городскую общественную организацию приют «Ласка»». Это было в 2007 году. Любопытный факт: и у меня, и у «Ласки» день рождения 18 февраля. Вместе со студентами я сделала сайт приюта, завела соцсети. Мы стали проводить благотворительные концерты, аукционы. Параллельно работали с администрацией, решали организационные вопросы. Хоть организация и называлась приют, конкретной локации еще не было. В чистом поле его не поставишь. Животных содержали в нескольких местах по городу. Затем нам выделили муниципальное здание по льготной аренде, где и находится приют вот уже 14 лет. На счету нашей команды – пять президентских грантов, несколько губернаторских, городской и от социальных фондов. Благодаря им, а также поддержке юридических структур и, главное, жителей города мы благоустроили приют, существенно нарастив ресурсы.
– Как появились лошади и почему?
– Судьба их была попасть на мясокомбинат, но мы не допустили этого. Одну кобылу Даяну забрали с туристической базы, у нее была травмирована конечность. Потом к нам попал конь Сальвадор с Новосибирского ипподрома, потому что он там уже отслужил спортивную карьеру. Потом у Даяны появилась кобыла Дивная.
– Где лечат животных?
– При приюте работает ветеринарный центр. Благодаря президентскому гранту мы открыли пункт льготной стерилизации, закупили оборудование, сделали ремонт. Люди сталкиваются с проблемой: родились котятки, щенятки. Родилось шесть, отдали двух, куда деть еще четырех? Мы пытаемся всячески доказать людям, что это – неправильно, что нужна стерилизация. За три с половиной года мы сделали пять тысяч стерилизаций. Причем мы стерилизуем всех животных, поступающих в приют. И также льготно стерилизуем домашних питомцев тех хозяев, которые не могут позволить себе пойти в коммерческую клинику. Ключевая проблема – появление безнадзорных животных, вызванное неконтролируемым воспроизведением себе подобных.
– Что делать с теми животными, которые нападают на людей?
– Не допускать, чтобы они появлялись на улице. Любая проблема решается, если смотреть в корень. Уничтожение животных, на мой взгляд, никак не решает проблему нападения. По факту, уничтожают кого? Того, кто уже на улице. Раз он на улице, значит, может напасть. Мы же хотим предупредить нападение. По статистике 99 % нападений – это хозяйские животные. Каждая вторая заявка – на собак с ошейниками. Особенно зимой. В том и дело, что пока собачка у каждого дома и на привязи, она хорошая. Бегает безнадзорно – уже плохая. И пока мы не научимся работать прежде всего с хозяевами животных, а не с ними самими, то никак не обезопасим себя от нападений.
– Как приют живет сейчас?
– Поначалу у нас была политика некой скрытности, потому что боялись, что будут подкидывать животных. Несколько лет назад мы пересмотрели стратегию. Я решила, что у нас должна быть политика максимальной открытости. Нам очень важно, чтобы люди приходили, причем даже если не забирать животных, то хотя бы просто общаться с ними. Теперь мы больше позиционируем себя как зоологический центр. В нем можно выделить три подгруппы.
Во-первых, много молодежи, причем для них работают спортивно-кинологическая секция, девчонки занимаются на лыжах, нартах. Участвуют в соревнованиях. На минуточку: наша приютская упряжка поднималась на Перевал Дятлова! Есть цирковой кружок, мы выезжаем в школы, детские сады, больницы.
Во-вторых, большое количество пенсионеров, зачастую для них это та самая отдушина, которую ищет каждый. Приют для таких людей – ниточка, за которую они держатся в этой жизни. Есть одна бабушка, Татьяна Владимировна, она приезжает два раза в неделю в гости к песику Мэт. Если Мэт затопал ногами, то где-то с остановки идет Татьяна Владимировна. Чувство, что ты не одинок в этом мире, важно и для человека и для собаки.
В-третьих, очень хорошо, что приходят семьями. Погулять с собачками, погладить кошечек. Мы сейчас ориентируемся на такую практику, чтобы не сразу отдавать животное, надо, чтобы оно привыкло к людям. Зачастую мы помогаем не столько животным, сколько людям.
В 2023 году мы провели вечер встречи «выпускников». Пригласили всех, кто брал у нас животных. Чтобы рассказали, показали, поделились опытом. В итоге пришло 100 владельцев! Приехали даже из Новосибирска. Все их истории – как одна: питомец, попав к хозяевам, изменил их жизнь в лучшую сторону. Не зря сейчас говорят про animal-терапию, про то, что животные действительно позитивно влияют на человека. Особенно это актуально для городских жителей. Поэтому у нас есть специальные котокомнаты, где можно… гладить котиков, мурчать вместе с ними, играть.
Цитата
Если Мэт затопал ногами, то где-то с остановки идет Татьяна Владимировна. Чувство, что ты не одинок в этом мире, важно и для человека и для собаки.
Дмитрий ГЕРАЙКИН