Роман Салин – студент ИФ, отделение искусствоведения ОЗО, автор рукописного самиздата с веселыми картинками. Его творчество известно студентам из физкорпуса и главного корпуса АГУ. Картинки Романа выполнены в оригинальной постнародной графике и акварельной подделке под гуашь. Мы предлагаем вниманию читателей интервью с художником.
– Рома, что ты хочешь выразить своими рисунками на стенах?
– Собственное внутреннее представление о будущем моей прекрасной Родины, которая будет существовать без бюрократов, чиновников и прочей гадости. Это сказано без пафоса, с убийственным спокойствием.
– Ты видишь будушее России в старине, которая непременно присутствует в твоих рисунках?
– Россия переживет этот кризис, перейдет на такую ступень развития, когда человека будут судить не по Уголовному кодексу, а по правде. Надо начинать с детей, учить их, все средства бросать на это. У России своя культура и не надо обезьянничать, мы будем жить по-своему, но для этого надо образовывать детей.
– А как на твои рисунки пришли надписи?
– Мои надписи начались с армии. Там я заведовал клубом части, разрисовывал альбомы, картинки. В армии же я украшал живописью стены госпиталя, клуба, казарм. Кстати, работая на заводе РТИ, я разрисовал цех, работая в школе, разрисовывал этажи. Но на стенах я не подписывал, чтобы не переводить декоративно-монументальные росписи в лубок. А надписи… Вначале их не было, но когда у меня появлялось свободное время, я сочинял сказочки, и начал их сочинять как раз во время службы. А потом стал рисовать и пытаться что-то ехидное объяснить, помещая это на рисунок. Подписи – чтоб не врали много о картинах.
– Как родилась идея вывешивать это в универе?
– Меня окружает много глупого и дурного, но много и интересного. Есть еще небезразличные люди, студенты. Меня привлекает идея старых окон РОСТа, я бы хотел увидеть их в нашем городе. А то, что я делаю в универе,- это как бы начало. Это для тех самых небезразличных студентов.
– Твои подписи под рисунками напоминают мне некоторые вещи
“Дубовой рощи”.
– Это же традиции русского лубка. Между нами, на самом деле, много общего. Однако меня бесит то, что в работах дубовиков присутствует хорошая мина при плохой игре. У ребят прекрасные идеи, а начатков технологии нет. Эти грязные разводы убивают творческую мысль. А статья “Гопничество в искусстве”, помещенная в N 4 “дубового” вкладыша, направлена не столько против дубовиков, сколько против людей, думающих, что существует некое элитарное искусство для узкого круга ограниченных лиц, это
бредни. Примером такой “элиты” была прошлогодняя выставка “ТХ” в Алтайском музее изобразительных искусств, о чем я писал ранее на страницах “ЗН”.
– На партах, на стенах туалетов ты не пробовал себя выразить?
– Я считаю для себя гнусностью писать на дереве и пластике. Хотя, я собираю некоторые перлы с парт, типа рисунка большого детородного органа с пояснением “девочка рисовала”. А в туалетах мне некогда даже по сторонам смотреть, т.к. захожу туда со строго определенной задачей. Все эти “художества” со скуки, от невыраженной в творчестве души, ну и от “большого ума” конечно.
– Разрисовывая стены, вывешивая рисунки со сказками, ты так рекламируешь себя?
– Нет, я делаю это потому, что мне это нравится. Вот я разрисовал
дверь в вашей редакции (206 аудитория, Димитрова, 66), чтоб было красиво, чтоб грязное железо не коробило взгляды входящих. Мне позорно видеть эти ободранные стены наших корпусов, этот дизайн захолустной пэтэушки. А вялость и уродливость студенческой жизни? Меня взбесила информация в одном из последних номеров “ЗН” о 16 миллионах, которые истратил Савенок на телефонную болтовню! Я подсчитал, получился колоссальный объем оформительских работ, которые я смог бы совершить в помещениях и аудиториях АГУ. Если я раньше брал 10 тысяч рублей за квадратный метр росписи (метр побелки стоит 50 тысяч), то сколько бы я разрисовал здесь на 16 миллионов?
– То есть ты дешевле разрисуешь, чем просто побелить?
– Да, я сделаю это, и стены с рисунками будут стоять, пока не рухнут, не надо белить и красить. Допустим, исторический факультет – историческая тематика росписи, в аудиториях других факультетов – по их нраву. Просто глаза отдыхать будут. Раньше ведь пейзажем лечили. Горы нарисовать вместо синей стены, лес. Эстетические чувства нормального человека страдают по причине убогости и скудоумия лиц, которым вменяется следить за развитием личности.
– Это ты про кого?
Я ничего плохого не хочу говорить о руководстве АГУ – у них других дел полно, хотя и это ИХ дело. А наш Союз студентов, а наш студклуб? СС – это организация для нас потерянная. А студклуб? Почему там однобокий уклон в сторону музыки и какие-то мелкие денежные дрязги? Для души-то студента что-то надо делать! Вообще, в нашем университете об этом никто не думает. Лучше туалет отделать, чтоб потом в нем кто-то про кого-то гадости писал. А вот нечто красивое создать, просто приятное для человеческого глаза – никто не в состоянии даже подумать о таком.
Записал Андрей Никитин
За науку, 10 ноября 1995 года
https://zn.asu.ru/pdf/1995/1995_11.10.pdf